kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
3

Избранное кино месяца: март 2019

Как не имевшие прецедентов события определили нашу социополитическую реальность нынешней весной, так и мартовский обзор «ФК» сформировался из режиссерских дебютов и историй, герои которых вступают в новую, неизведанную жизнь. Среди массы хороших и разных кинотеатральных премьер, нередко от именитых создателей («Тень» Чжана Имоу, «Мы» Джордана Пила, «Пляжный понедельник» Хармони Корина, «Закатать в асфальт» S. Крейга Цалера, «Грета» Нила Джордана) автора более всего тронула подернутая ностальгической дымкой «Середина 90-х», пусть в ней показаны и не наши 90-е (из которых выросло все, что мы имеем и что наблюдаем сегодня), а американские. Подборка же картин, отрецензированных по рангу «фильмов недели Sight & Sound», насчитывающая три наименования, отправляет зрителя в путешествие по закоулкам Европы с ее столь отличными от нас культурными кодами и социальными стратегиями.

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Середина 90-х» Джоны Хилла

Хорошо примелькавшийся в штатовских хитах комик и шоумен Джона Хилл присоединился к легиону голливудских актеров, попробовавших себя в режиссуре. И выстроил симпатичную повесть взросления по собственному сценарию c выдвинутыми на авансцену малолетним Санни Сульичем («Убийство священного оленя») и звездным Лукасом Хеджесом, на счету которого, кажется, чуть ли не каждая вторая знаковая тинейджерская роль в западном кинематографе последних лет. Под перманентный драйв музыкальных хитов конца века юные герои постигают первые премудрости жизни через обычные для их возраста тусовки, пацанский треп, неуклюжие подкаты к девочкам, творческие эксперименты и поиски острых ощущений на улицах Лос-Анджелеса, превалирующей формой коих становится скейтбординг.

«Хилл показал себя как превосходный режиссер, рассказав историю взросления героя без взрослой назидательности – и под отличный саундтрек» (Антон Долин, кинокритик)

Кино, вписывающееся в один ряд с недавними мини-шедеврами вроде «Проекта «Флорида» и «Леди Бёрд», с большим тщанием сделано так, будто и впрямь снималось в разгар аналоговых 90-х – эпохи расцвета маргинального инди-кино имени Грегга Араки и Хармони Корина (который тут, к слову, исполнил эпизодическую роль), аудиовизуальной эстетики MTV и видеоигр, в которые народ с упоением резался на телеприставках. Эпохи, когда взрослые по одну сторону разнесенной на куски Берлинской стены испытывали эйфорию от пришествия пресловутого «конца истории», а по другую – учились жить и выживать под обрушившимся на их головы прессом капитализма. Молодежь же и здесь, и там обнаруживала куда меньше различий, сталкиваясь с одними и теми же подростковыми проблемами и дилеммами и прибегая к одним и те же способам бунта против вышеуказанных взрослых и диктата установленных ими морали и институций. Потому фильм Хилла может быть близок далеко не только заокеанским зрителям возрастной категории от 30-ти и старше.

СЕРЕДИНА 90-Х

Mid90s

Автор сценария и режиссер Джона Хилл

Оператор Кристофер Бловелт

Музыка Трент Резнор, Аттикус Росс

Художник Джамин Асса

В ролях Санни Сульич, Лукас Хеджес, Кэтрин Уотерстон, Джона Хилл, Накел Смит, Джио Галисия, Олан Пренатт, Хармони Корин

CBS Films, Riverstone Pictures, SPK Pictures, Rocket Science, Rahway Road Productions, Iconoclast

США, 2018

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Рэй и Лиз» В своей автобиографической картине британец Ричард Биллингем, дебютировавший в кино, но ранее бравшийся за ту же тему в своей книге, препарирует частный, но типичный случай обитания на дне (ну, или где-то не слишком далеко от него) английского социума эры премьерства Тэтчер. Угрюмые локации графства Вест-Мидлендс, убогий по западноевропейским меркам быт малоимущей семьи, витающая в воздухе густая ипохондрия, порожденная отсутствием серьезных надежд на улучшение условий жизни... От полного сползания в депрессию и беспробудный алкоголизм членов этой далекой от благополучия коммуны спасает только близость к природе (при всем документализме повествования в нем отчетливо сквозит поэзия) и врожденное британское чувство юмора и самоиронии. А автора фильма – любовь к своим родным, которых он тут, в сущности, и вспоминает, изображая без нарочитой идеализации.

РЭЙ И ЛИЗ

Ray & Liz

Автор сценария и режиссер Ричард Биллингем

Оператор Дэниэл Лэндин

Художник Бек Рейнфорд

В ролях Джастин Сэлинджер, Элла Смит, Патрик Ромер, Дейрдри Келли, Тони Уэй

Jacqui Davies, Severn Screen

Великобритания, 2018

«Девушка» В марте у нас показывали картину «Стертая личность» (также рассматривавшийся здесь как кандидат на титул «фильма месяца»), оригинальное название коего Boy Erased как нельзя лучше подошло бы этому произведению. Драма трансгендерного перехода, да еще выпавшая на подростковый период субъекта этой драмы – такова фабула неоднозначной, вызывающей и даже шокирующей дебютной работы бельгийского режиссера Лукаса Донта. В этом следующем заветам смелого европейского артхауса фильме, заслужившем кипу номинаций и призов на фестивалях первого ряда, отслеживаются страсти и потрясения, неизбежные даже на толерантном Западе, если юноша решает переменить пол и готовится к исполнению этого шага, ища социализации и самореализации в качестве ученика (или уже ученицы, поди пойми тут) балетной школы. У истории, как утверждается, существует реальная подоплека и реальный прототип, а экспрессия, с которой актер-тинейджер Виктор Полстер ваяет центральный образ, способна ошарашить и эпатировать.

ДЕВУШКА

Girl

Режиссер Лукас Донт

Сценарий Лукас Донт, Анджело Тейссенс

Оператор Франк ван дер Ээден

Музыка Валантен Хаджадж

Художник Катрин ван Брее

В ролях Виктор Полстер, Ари Вольталер, Оливер Бодарт, Теймен Говартс

Menuet Producties, Frakas Productions, Topkapi Films, Nederlands Filmfonds, Centre du Cinéma et de l'Audiovisuel de la Fédération Wallonie-Bruxelles, Telenet, de Tax Shelter Maatregel van de Belgiche Federale Overheid, Casa Kafka Pictures

Бельгия/Нидерланды, 2018

«На пороге вечности» Многоликий и многогранный Уиллем Дефо в роли самого, вероятно, трагического титана классической старосветской живописи в новой картине редко снимающего, но оттого еще более эксклюзивного Джулиана Шнабеля. Актер уже убеждал нас в умении мастерски перевоплотиться в реально существовавший арт-персонаж (см. «Пазолини» Абеля Феррары), а режиссеру превосходно удаются хроники изломанных судеб представителей художественной богемы. А потому «У врат вечности» не обманывает ожиданий увидеть исключительное по эмоциональной и эстетической силе кино. «О ван Гоге снято много фильмов, – пишет Том Шоун из Sunday Times, – но никакой, создавая портрет художника, не подошел ближе к сути, чем работа Шнабеля».

ВАН ГОГ. НА ПОРОГЕ ВЕЧНОСТИ

At Eternity's Gate

Режиссер Джулиан Шнабель

Сценарий Жан-Клод Каррьер, Луиз Кугельберг, Джулиан Шнабель

Оператор Бенуа Делом

Музыка Татьяна Лисовская

Художник Стефан Крессенд

В ролях Уиллем Дефо, Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Матье Амальрик, Эммануэль Сенье, Венсан Перес

CBS Films, Riverstone Pictures, SPK Pictures, Rocket Science, Rahway Road Productions, Iconoclast

США/Франция/Бельгия/Нидерланды, 2018

Итоги прошлых месяцев:

Январь | Февраль

Итоги прошлых сезонов:

2015 | 2016 | 2017 | 2018