kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
4

Избранное кино месяца: январь 2019

Январский экранный репертуар в Казахстане предложил куда большее, чем перед Новым годом, киноманское раздолье: «Жена», «Зеленая книга», «Красивый мальчик», «Мирай из будущего» и прочие достойные кандидаты на звание премьеры месяца составили обильный программный контекст. Из него блог вычленяет «Фаворитку», оказавшуюся в отчетный период и в списке «фильмов недели» Sight & Sound. Авторитетный киножурнал также отметил штатовское брутально-ветеранское, британское комедийно-биографическое и корейское психологическое кино, о которых ниже несколько слов.

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса

Йоргос Лантимос сделал себе имя мизантропическими, холодно-абсурдистскими эпатажными опусами («Клык», «Альпы»), от которых он движется в направлении менее аскетичного и более милосердного к зрителю арт-мейнстрима («Лобстер», «Убийство священного оленя»). Основанная на реальных, хоть и обильно покрытых слоями историографического вымысла и поп-культурного лака, коллизиях британского королевского двора трехсотлетней давности, роскошно декорированная, пышная костюмная «Фаворитка» – довольно резко отличающийся от прошлого творчества греческого кинематографиста, но все же логичный шаг в его художественных поисках.

Плоть от плоти средиземноморской, эллинской цивилизации (но вполне уже опытный ее посланник, так как за его плечами пара англоязычных проектов), Лантимос пробует на ощупь и вкус солидный бюджет, исторический жанр и инородный для себя культурный материал и сценарий, к которому он, вопреки своему обыкновению, не прикладывал руку. Все это задает режиссеру строгие и узкие, как корсеты пуританского XVIII века, рамки. Но он находит способ придать действию узнаваемое по его прежним картинам ощущение сюра, накалить атмосферу токами сарказма, проговаривая нечто важное о сегодняшнем дне – в частности, о гендерных ролях в обществе и политике.

«Фаворитка» – экспрессивный, на удивление смотрибельный феминистский кич с реверансами в адрес Питера Гринауэя, «Все о Еве» Манкевича, «Барри Линдона» Кубрика и «Марии-Антуанетты» Софии Копполы, поданный под пряным соусом греческой «новой волны», из которой вырос в свое время Лантимос. Фильм, как магнитом, собравший огромную коллекцию наград (более всего впечатляет джекпот на церемонии BAFTA Awards), своим успехом в значительной мере обязан мастерству и самоотверженности, с которыми Оливия Колман, Рэйчел Вайс и Эмма Стоун исполняют ведущие партии (мощнее всех солирует Колман, получившая за роль королевы Анны авоську призов, включая «Оскара»), заставляя особо въедливых критиков примириться с рядом фактологических погрешностей, обнаруженных в сюжете. Как отметил испаноязычный обозреватель Бенхамин Аргиндей (EscribiendoCine): «Историческое правдоподобие второстепенно для «Фаворитки», поскольку Лантимос исследует то, как люди ранят друг друга, когда не понимают того, что именно ранит их».

ФАВОРИТКА

The Favourite

Режиссер Йоргос Лантимос

Сценарий Дебора Дэвис, Тони Макнамара

Оператор Робби Райан

Художник Фиона Кромби

В ролях Оливия Колман, Эмма Стоун, Рейчел Вайс, Николас Холт, Джо Элвин, Джеймс Смит

Element Pictures, Scarlet Films, Film4, Waypoint Entertainment

США/Великобритания/Ирландия, 2018

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Стэн и Олли» Посвящение благодарных потомков прославленному американо-британскому комическому дуэту Стэн Лорел – Оливер Харди, в образе неразлучной парочки в стиле «толстый и тонкий» веселившему публику непритязательными шутками и полумультяшными гэгами в серии популярных кинофильмов 1930–1950 годов. Роли протагонистов проникновенно исполнили мастеровитые британец Стив Куган и американец Джон Си Рейлли. Пиетет, с которым авторы подошли к наследию классиков, нашему зрителю, вероятно, будет проще понять, если представить себе хорошо сделанный, пронизанный ностальгической аурой байопик про закулисные будни Тарапуньки и Штепселя, или, если заглядывать не столь далеко в прошлое, про творцов «Городка» Стоянова и Олейникова.

СТЭН И ОЛЛИ

Stan & Ollie

Режиссер Джон C. Бэрд

Cценарий Джефф Поуп

Оператор Лори Роуз

Художник Джон Пол Келли

Музыка Ролф Кент

В ролях Стив Куган, Джон Си Рейлли, Нина Арианда, Ширли Хендерсон, Денни Хьюстон, Руфус Джонс

Entertainment One, BBC Films, Baby Cow Films, Fable Pictures, Laurel and Hardy Feature Productions, Sonesta Films

Великобритания/Канада, 2018

«Наркокурьер» Клинт Иствуд в новом фильме Клинта Иствуда (а в чьем же еще?) примеряет на себя шкуру потрепанного жизнью одинокого аутсайдера на склоне лет, работу которому, неожиданно для него самого, дает не правительство или частный бизнес, а мексиканская наркомафия. Остродраматическая, горько-критическая, с отчетливо выраженной политической подоплекой, содержащая в просчитанных дозах высококачественный жанровый саспенс и гуманистическую трогательность история со звездным ансамблем в качестве поддержки за спиной Иствуда, чьим актерско-режиссерским классом, достигшим пика к его 90 годам, трудно не восхищаться.

НАРКОКУРЬЕР

The Mule

Режиссер Клинт Иствуд

Сценарий Сэм Доник, Ник Шенк

Оператор Ив Беланже

Музыка Артуро Сандоваль

Художник Кевин Исиока

В ролях Клинт Иствуд, Брэдли Купер, Лоуренс Фишберн, Майкл Пенья, Дайанн Уист, Энди Гарсия, Таисса Фармига

Warner Bros., Imperative Entertainment, Bron Creative, Malpaso Company, Creative Wealth Media Finance

США, 2018

«Пылающий» Об этой выдающейся картине, только сейчас, после «круга почета» по локальным фестивалям дошедшей до британского проката, здесь уже говорилось прошлым летом, сразу после ее выхода у нас. Плюс кино Ли Чхан-Дона упоминалось в предыдущем посте, в котором оно было поднято на пьедестал как фильм года. Так что к сказанному присовокупляю только цитату от Брайана Таллерико (RogerEbert.com): «Вы иначе посмотрите на все прежние случаи, когда считали, что фильм не отпускает вас, потому что этот фильм проберет вас до нутра совершенно неожиданным образом».

ПЫЛАЮЩИЙ

Beoning

Режиссер Ли Чхан-Дон

Сценарий О Джун-Ми, Ли Чхан-Дон (по рассказу Харуки Мураками)

Оператор Хон Кён-Пё

Музыка Mowg (Ли Сын-Хён)

Художник Шин Джум-Хи

В ролях Ю А-Ин, Джён Джон Сё, Стивен Ён, Ким Су-Кён

Pine House Film, NHK, Now Films

Республика Корея, 2018

Итоги прошлых сезонов:

2015 | 2016 | 2017 | 2018