В минувшем месяце в кинозалах страны наблюдалась крепкая конкуренция премьер («Лифт», «Ничего хорошего в отеле «Эль-Рояль», «Экстаз», «Черный клановец» и не только), но самой драйвовой октябрьской новинкой автор «ФК» счел далеко не всеми позитивно воспринятый, спорный и рискованный, но очень яркий и мощный арт-хоррор «Мэнди». Само появление этой картины в отечественном прокате можно считать чем-то вроде лакмусовой бумажки – оно показывает, что цензурные поползновения неоконсерваторов и самоназначенных блюстителей нравственности, заметные в культурной политике и общественной сфере, киношную поляну (пока что) задевают не особенно. Особый статус макабрического экзерсиса Паноса Косматоса, всего второго его фильма, удостоверен и тем, что в отчетный период он оказался и в традиционном списке рекомендаций Sight & Sound, отслеживаемых и представляемых блогом.
Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Мэнди» Паноса Косматоса
Предельно простая, если не сказать примитивная, фабула (история страшной мести протагониста за немотивированно причиненное ему зло), очень вольный нарратив, затягивающий зрителя в элегический сон, оборачивающийся затем мороком и кошмаром, радикализм (и в то же время подчеркнутая декоративность) изображаемого насилия, дерзкое чередование выразительных приемов, которые то выводят нагруженный аллюзиями (в основном на масскульт 1980-х) фильм в пространство экстатического B-movie, то трансформируют его в психоделический видеоклип, то погружают в мифологический контекст, то выруливают в рисованную анимацию...
Не очень часто в современном кино создатели позволяют себе подобные выплески художественного видения, в которых нашлось место зловещему культу, вторжению мотоангелов ада, похожих на сенобитов из «Восставшего из ада», кровавой бане в стиле «Зловещих мертвецов» и эпичной дуэли на бензопилах и даже Биллу Дьюку, не так уж сильно постаревшему со времен «Коммандо» и первого «Хищника». Еще реже можно увидеть такой вызывающе бескомпромиссный аудиовизуальный эксперимент у нас на большом экране, куда артхаус-трэшу и авангардному кино дорога, в общем-то, заказана.
В случае с «Мэнди», по-видимому, сработала магия имен: Николас Кейдж – харизматик со звездным шармом, способный не только держать широкую публику, но и умеющий вписаться в маргинальный актерский ансамбль; Йоханн Йоханнссон – исландский композитор-визионер, автор монументальных, впечатляющих своей потусторонностью, словно спроецированных из самой Валгаллы звуковых ландшафтов для фильмов Вильнёва (Sicario, «Прибытие», «Пленницы»), который недавно, увы, ушел из жизни в 48-летнем возрасте; Панос Косматос – идущий собственным путем и творящий по наитию молодой (относительно) режиссер, сын ветерана штатовского мейнстрима Джорджа П. Косматоса («Рэмбо 2», «Кобра», «Левиафан», «Тумстоун»), ныне тоже покойного.
Объединение творческих сил данных личностей (на что способен Косматос-младший, можно было видеть в его безумном фантастическом триллере «По ту сторону черной радуги» (2010)) гарантировало рождение богатой образами гремучей смеси. Массовая аудитория, конечно же, почувствовала пощечину общественному вкусу, но так обычно и бывает при ее столкновении с пресловутым «культовым» кинематографом. А «Мэнди» именно что имеет все признаки кино, которому уготован статус культового.
МЭНДИ
Mandy
Режиссер Панос Косматос
Сценарий Панос Косматос, Аарон Стюарт-Ан, Крис Каспер Келли
Оператор Бенджамин Лоуб
Композитор Йоханн Йоханнссон
Художник Юбер Пуй
В ролях Николас Кейдж, Андреа Райзборо, Линус Роуч, Нед Деннехи, Билл Дьюк, Оуэн Фуэре
SpectreVision, Umedia, Legion M, Piccadilly Pictures, Wallimage, XYZ Films
США/Бельгия/Великобртитания, 2018
Фильмы месяца по версии Sight & Sound
«Колумбус» Один из самых уважаемых в мире видеоэссеистов Когонада (никнейм, за которым скрывается рафинированный американский полуаноним южнокорейского происхождения) дебютировал в качестве режиссера фильмом, который не разочаровал критиков, а совсем даже наоборот. Его «Колумбус» – тихая, продуманная, интеллектуальная, приятно удивляющая качеством диалогов, но не заигрывающая со зрителем драма любви и человеческих отношений. В картине отчетливо сквозит синефильская увлеченность автора структурой и композицией видовых решений и созерцательной эстетикой, близкой по духу Ясудзиро Одзу, который оказал на него заметное влияние. Сделав своих героев, превосходно сыгранных Хейли Лу Ричардсон и Джоном Чо, ценителями архитектуры и урбанистического дизайна и вдоволь наупражнявшись с оператором Элишей Кристиан в выстраивании выразительных мизансцен и просто красивых кадров, Когонада проиллюстрировал, как заметил Найджел Эндрюс из Financial Times, что «фильмы, как и здания, состоят из площадей и пространств, заключающих в себе свет и тени».
КОЛУМБУС
Columbus
Автор сценария и режиссер Когонада
Оператор Элиша Кристиан
Художник Диана Райс
Музыка Hammock
В ролях Джон Чо, Хейли Лу Ричардсон, Паркер Поузи, Рори Калкин, Мишель Форбс
Depth of Field, Nonetheless Productions, Superlative Films
США, 2017
VS. Официального перевода фильма названия пока что-то не видно, и я предложил бы хорошо знакомое сегодня каждому школьнику словечко «Батл». В качестве главного предшественника и источника вдохновения этой английской постановки с сочным рэп-саундтреком и коротким и броским, как арт-псевдоним, названием легко узнается «Восьмая миля» Кертиса Хэнсона (хотя Observer указывает также на такой образчик кино о боевитых аутсайдерах, как «Крид»). Несмотря на очевидные заимствования из штатовского хита 2002 года с Эминемом, это не эпигонская поделка, переносящая похожий конфликт на британские берега, а достаточно самобытная драма с собственным голосом и атмосферой. В ключевых ролях режиссер-дебютант Эд Лилли задействовал малоизвестных Коннора Суинделса и Фолу Эванс-Акингболу, на которых теперь могут обратить пристальное внимание продюсеры и общественность.
РЭП-БАТЛ
VS.
Режиссер Эд Лилли
Сценарий Эд Лилли, Дэниэл Хейс
Оператор Анника Саммерсон
Композитор Педрам Мехршахи
В ролях Джоиван Уэйд, Рут Шин, Фола Эванс-Акингбола, Николас Пиннок, Эмили Тааффе, Эллиот Барнс-Уоррелл, Коннор Суинделс, Виктория Фейт
BBC Films, Lorton Entertainment, Silvertown Films
Великобритания, 2018
«Прогульщики» Занятный документальный детектив с завязкой в виде съемок в начале 1990-х, как утверждается, первого сингапурского инди-роуд-муви «Прогульщики», которыми занималась юная киноэнтузиастка Сэнди Тан (сама же снявшаяся в заглавной роли) под патронажем некоего американского продюсера Джорджа Кардоны. В разгар процесса Кардона таинственно исчез вместе со всем рабочим материалом, но спустя два десятилетия связанные с фильмом пленки, тексты и эскизы всплыли где-то в Нью-Орлеане. Сэнди, уже будучи резидентом Калифорнии и самостоятельным литератором, возвращается к этой истории, пускаясь в путешествие по призрачным следам своего утраченного (или нет?) кино и, само собой, по волнам своей памяти.
ПРОГУЛЬЩИКИ
Shirkers
Автор сценария и режиссер Сэнди Тан
Оператор Айрис Нг
Музыка Ишай Адар
Монтаж Лукас Селлер, Кимберли Хассетт, Сэнди Тан
В ролях Сэнди Тан, София Сиддик Харви
Cinereach, Doc Society, Shirkers
США, 2018
Архив прошлых месяцев:
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь
Архив прошлых лет: