Впервые за все три с половиной года существования блога отдаю предпочтение корейскому фильму как наиболее примечательной премьере в рамках отечественного проката минувшего месяца. У Sight & Sound, между тем, в этот раз набралось только три фильма-рекомендации. И хотя ко всем трем приложили руку британские продюсеры, это очень разное, не похожее одно на другое кино
Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Пылающий» Ли Чхан-Дона
Выдержав восьмилетнюю паузу, Ли Чхан-Дон, южнокорейский режиссер («Мятная конфета», «Оазис», «Поэзия»), писатель и деятель в области государственной культурной политики, предложил на суд публики новую киноработу. И не разочаровал. Формально фильм снят по 36-летней давности рассказу Харуки Мураками, но спектр литературных источников вдохновения здесь куда шире и имеет заметный крен в сторону американской классики вроде Фолкнера, Трумена Капоте и Чандлера. По факту это тот редкий случай, когда экранизация, оставляя первоисточник позади по смысловому объему и выразительной мощи, становится более значимым художественным объектом.
Тягучая 148-минутная смесь экзистенциального триллера и психологической мелодрамы с маячащими на дальнем плане элементами социально-политического опуса, «Пылающий» многослоен, многозначителен и рассчитан как минимум на несколько пересмотров. Его молодые персонажи – плывущий по течению начинающий литератор (вероятно, альтер-эго Ли Чхан-Дона), его подруга, кажущаяся корейской реинкарнацией Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани», и ее преуспевающий мажористый приятель, словно сошедший из рекламного ролика какого-нибудь модного бренда (в этой роли Ли задействовал звезду «Ходячих мертвецов» Стивена Ёна) – создают даже не любовный треугольник, а некое шаткое, вымороченное подобие такого треугольника. Тихо и медленно протекающие в его границах процессы и отношения странны, загадочны и запутаны, и сквозь них, при всей их корейскости и погруженности в реалии духовно выхолощенного XXI века, просвечивает (один из предыдущих фильмов Ли, кстати, назывался «Тайное сияние») генетическое родство с головоломками сновидческих нуаров 1940–50-х и рефлексиями Антониони 1960-х, монументально сталкивавшего своих героев с «невыносимой легкостью бытия».
В сюжетной расплывчатости, заторможенном, способном довести до бешенства нетерпеливого зрителя, ритме и изящно сконструированной атмосфере «Пылающего» не ощущается претенциозности (впрочем, Ли в таких вещах как-то и не бывал замечен). Зато ощущается напряжение, создающее ассоциации с медленно, но неотвратимо разгорающимся костром (вероятно, суть замысла лучше передало бы слово «Тлеющий»). Тогда как образ затаившегося и грозящего вспыхнуть огня становится лейтмотивом фильма, предчувствие этого пожара формирует его материю. А безупречный с киношной точки зрения финал наверняка был решающим аргументом для жюри, вручившего ему приз ФИПРЕССИ на прошедшем Каннском фестивале.
ПЫЛАЮЩИЙ
Beoning
Режиссер Ли Чхан-Дон
Сценарий О Джун-Ми, Ли Чхан-Дон (по рассказу Харуки Мураками)
Оператор Хон Кён-Пё
Музыка Mowg (Ли Сын-Хён)
Художник Шин Джум-Хи
В ролях Ю А-Ин, Джён Джон Сё, Стивен Ён, Ким Су-Кён
Pine House Film, NHK, Now Films
Республика Корея, 2018
Фильмы месяца по версии Sight & Sound
«Вероотступничество» Герои этой качественно прописанной и поставленной британской кинодрамы – адепты культа Свидетелей Иеговы, чьи мировоззренческие принципы вступают в неизбежные (и едва ли преодолимые) противоречия с нормами, установками и практиками общества, существующего вне их религиозного круга. «Замечательное и аутентичное размышление на темы религии, веры, семьи и личных утрат», – отозвался ресурс CineVue о дебютном фильме Дэниела Кокотайло, который сам написал и сценарий, вложив в него личный опыт жизни в иеговистской коммуне.
ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО
Apostasy
Режиссер Дэниел Кокотайло
Оператор Адам Скарт
Художник Джон Эллис
Композитор Мэтью Уилкок
В ролях Шобан Финнеран, Саша Паркинсон, Роберт Эммс, Джеймс Куинн
Frank & Lively, Oldgarth Media, Zelig Sound, iFeatures
Великобритания, 2017
«Бои без правил» Молодой британец, любитель экзотики и вообще всего остренького попадает за решетку в Таиланде, где начинает сражаться за свои достоинство и шансы на свободу, участвуя в боях муай-тай. Жесткое и жестокое кино, основанное на реальных событиях, снятое в настоящей тюрьме и бездарно переведенное русскоязычными прокатчиками как «Бои без правил» (оригинальное название «Предрассветная молитва» подразумевает нечто более тонкое и глубокое, чем просто тюремный мордобой). Натурализм происходящих на экране событий потребует, как написал кинокритик Глен Кенни, «крепкого нутра, чтобы высидеть фильм». Но режиссура Жан-Стефана Совэра (на чьем счету схожий по теме и энергетике «Джонни - Бешеный пес» (2008)) и игра исполнителя главной роли Джо Коула заставляют относиться к нему как к незаурядному драматическому произведению, не лишенному, при всем зашкаливающих местами насилии и непотребствах, подлинной киноэкспресии.
БОИ БЕЗ ПРАВИЛ
A Prayer Before Dawn
Режиссер Жан-Стефан Совэр
Сценарий Джонатан Хиршбайн, Ник Сальтрезе
Оператор Давид Унгаро
Музыка Николас Беккер
Художник Лек Чайан Чунсуттиват
В ролях Джо Коул, Билли Мур, Витайя Пансрингарм, Порнчанок Мабкланг, Панья Иммумпхай, Сомлук Камсинг
Senorita Films, Indochina Productions, HanWay Films, Canal+, Cine+, Meridian Entertainment, Symbolic Exchange, Hurricane Films
Великобритания/Франция/КНР/Камбоджа/США, 2017
«Уитни» Живой и эмоциональный, использующий множество неизвестного ранее видеоматериала документальный фильм о безвременно ушедшей Уитни Хьюстон. В поисках достоверности создатели обращаются к кругу близких людей Уитни, а затрагивая противоречивые стороны короткой, но яркой жизни американской поп-певицы, находят, по оценкам критиков, подходящую, взвешенную интонацию. От режиссера Кевина Макдональда, снявшего кучу документальных работ, а также несколько хорошо известных широкой аудитории игровых лент («Последний король Шотландии», «Орел Девятого легиона», «Черное море»), ничего иного, кроме как крепкой и выверенной работы, и не ожидалось.
УИТНИ
Whitney
Автор сценария и режиссер Кевин Макдональд
Оператор Нелсон Хьюм
Музыка Адма Вилци
Lightbox, Altitude Film Entertainment, Happy Street Entertainment
Великобритания/США, 2018
Итоги предыдущих месяцев:
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь
Итоги предыдущих лет: