kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
2

Избранное кино месяца: июнь 2018

В этот раз можно говорить об одной из самых необычных киноподборок, каковой ее делает обилие черно-белой картинки, документалистских приемов, аудиовизуальных экспериментов, экосоциальных фантазий, отсылок к антропологии и апелляций к различным периодам истории прошлого века. Все это в разных пропорциях присутствует как в «фильмах недели» Sight & Sound, так и во вполне органично перекликающемся с ними «Лете», выбранном самой показательной отечественной премьерой июня.

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Лето» Кирилла Серебренникова

Бурлящая и клокочущая, философствующая под портвейн и гитарные аккорды, маневрирующая между диктатом цензуры и романтикой свободного творчества советская рок-тусовка начала 1980-х – прекрасный кинематографический фон для истории с любовным треугольником. Углы треугольника образованы эмблематическими персонажами той поры – гениальным Виктором Цоем, недооцененным Майком Науменко и его супругой Натальей, чьи воспоминания, как считается, послужили фильму сюжетным каркасом.

Формально «Лето» выглядит как конкретизированный байопик и оммаж реальным персоналиям и реальной эпохе, но по большому счету картина сфокусирована не на этом, а на ощущении скоротечности времени, неуловимости убегающего момента, его переживании и связанной с этим лирической грусти. Авторам удалось передать (в том числе и для тех, кто не знаком с репертуаром «Зоопарка», нюансами личных взаимоотношений в рок-среде или даже событийной канвой позднего совка) щемящую красоту пролетающего, как метеор, но отпечатывающегося в памяти куска жизни, наполненного солнцем, теплом, энергией молодости, любовными вибрациями, надеждами и радостью творчества.

Пока его создатель, яркий представитель современного российского театра и кино и просто большой художник Кирилл Серебренников подвергается на родине демонстративным репрессиям, «Лето» появилось на Каннском фестивале и затем прошло в большом прокате. И, думается – примерно как это было в случае с двумя недавними лентами о Довлатове – оставило приятное послевкусие у всех, кто не ждал от него скрупулезной реконструкции, драматического надрыва, приговора режиму и достоверности портретирования героев, а просто шел посмотреть стильное летнее (в самом названии, взятом из одноименной композиции, четко задан ключевой смысловой акцент) кино с хорошими песнями и притягательной атмосферой.

ЛЕТО

Режиссер Кирилл Серебренников

Сценарий Михаил Идов, Лили Идова, Иван Капитонов, Кирилл Серебренников

Оператор Владислав Опельянц

Композитор Илья Демуцкий

Художник Андрей Понкратов

В ролях Тео Ю, Роман Билык (Рома Зверь), Ирина Старшенбаум, Лия Ахеджакова, Юлия Ауг, Александр Баширов, Елена Коренева

Hype Film, KinoVista

Россия/Франция, 2018

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Тем летом» До того, как братья Мейзлс представили свою знаменитую документалку «Серые сады» (1975) о легендарной семье Бил (с которой водили дружбу такие гиганты интеллектуально-артистической Америки, как Энди Уорхол, Трумен Капоте и Мик Джаггер), существововал отдельный массив отснятого киноматериала из жизни этих богемных товарищей. Из него планировалось сделать отдельный видеопроект, каковой, однако, так и не был осуществлен, а пленки считались утерянными. Но сравнительно недавно записи нашлись, чтобы лечь в основу монтажно-мемуарного эссе «Тем летом». Своеобразный приквел к «Серым садам», фильм шведского мастера неигрового кино Ёрана Ульссона выступает как ценный срез ушедшей эпохи, хотя и заинтересует главным образом тех, кто хотя бы худо-бедно знаком с контекстом этой самой эпохи и определявшими ее лицо знаковыми фигурами.

ТЕМ ЛЕТОМ

That Summer

Автор сценария и режиссер Ёран Ульссон

Story AB, Louverture Films, Final Cut for Real

США, 2018

«Аркадия» Необычный арт-эксперимент Пола Райта, в рамках коего он микширует визуальные образы, взятые в основном из старой британской кинохроники с запечатленными в провинции сценами из общественной и индустриальной жизни. Снабженный саундтреком от корифеев электронной музыки Уилла Грегори и Эдриана Атли, видеоряд складывается в психоделический коллаж, который Грэм Фуллер из Culture Trip называет «критическим комментарием к процессу разложения британской глубинки, разъедаемой нарастающим процессом урбанизации, результатом которого становятся тоска, отчуждение и многочисленные тревоги духовного свойства».

АРКАДИЯ

Arcadia

Режиссер Пол Райт

Великобритания, 2017

«Лек и собаки» Отметившийся здесь ранее фильмом «Мы сами» английский авангардист Эндрю Кёттинг продолжает свои причудливые художественные изыскания, суть коих можно, пожалуй, кратко определить как наведение мостов между кинематографом и contemporary art. В «Аркадии» вдохновленный реальной историей Ивана Мишукова, российского Маугли 1990-х, сбежавшего от пьющих родителей и прожившего несколько лет со стаей бродячих собак (отчего фильм носит также название «Иван и собаки»), Кёттинг перекладывает ее на своеобразный экспериментальный экранный язык. Действие, если его так можно назвать, перенесено из России в пустоши Чили, созвучные с именем Ксавье Чили – французского актера, который и дает вольную пластическую интерпретацию образа вышеупомянутого Ивана. Смысловое наполнение произведения при этом расширяется до уровня метафизической притчи о выживании человека в трансформирующемся, распадающемся на фрагменты, полном опасностей и насилия мире.

ЛЕК И СОБАКИ

Lek and the Dogs

Режиссер и монтажер Эндрю Кёттинг

Оператор Ник Гордон Смит

В ролях Ксавье Чили, Клей Барнард, Кэтрин Чили, Анамария Маринкэ, Алан Мур

Salon Pictures

Великобритания, 2017

«Реинкарнация» Показанный и у нас фильм, объявленный тамошней кинокритикой одним из самых жутких психологических ужастиков последнего времени и одним из самых многообещающих режиссерских дебютов года. Ари Астер, сам же написавший сценарий, аккуратно, кирпичик к кирпичику, возводит конструкцию, которая наследует классике камерного хоррора про мрачные дома и их обитателей, хранящие зловещие фамильные секреты, стараясь избегать дешевых приемов и добавляя толику собственного оригинального взгляда на условности жанра. Австралийка Тони Коллетт пополнила свою фильмографию мощной и запоминающейся ролью, которая может, вероятно, снискать ей номинацию на какую-нибудь престижную актерскую премию.

РЕИНКАРНАЦИЯ

Hereditary

Автор сценария и режиссер Ари Астер

Оператор Павел Погожельски

Композитор Колин Стетсон

Художник Грейс Юн

В ролях Тони Коллетт, Алекс Волфф, Милли Шапиро, Энн Дауд, Габриэл Бирн

PalmStar Media

США, 2018

«Не оставляй следов» Создательница выстрелившей в свое время «Зимней кости» (2010) Дебра Граник возвращается со специфической семейной драмой, заимствующей фабулу у романа Питера Рока My Abandonment и вращающейся вокруг взаимоотношений отца (фактурный Бен Фостер) и дочери (потенциальное открытие Томасин Харкорт Маккензи). История просится в антропологические штудии и диссертации о процессах социогенеза, причиной чему образ жизни и действий героев. Они сторонятся цивилизации, выстраивая свое существование в величественных лесах Орегона почти в духе «Капитана Фантастик», но обстоятельства вынуждают их покинуть места гармонического единения с природой. Граник и раньше живо интересовалась разного рода социопатами, изгоями и маргинальными сообществами, но данная ее работа, показанная на последнем «Сандэнсе», задает более серьезный масштаб проблематики.

НЕ ОСТАВЛЯЙ СЛЕДОВ

Leave No Trace

Режиссер Дебра Граник

Сценарий Дебра Граник, Энн Росселлини (по роману Питера Рока)

Оператор Майкл Макдонох

Музыка Дикон Хинчклифф

Художник Чад Кит

В ролях Бен Фостер, Харкорт Маккензи, Дикки Дейл, Джефф Кобер, Исайя Стоун, Дэна Милликан, Аянна Беркшир, Алисса Линн, Райан Джойнер

BRON Studios, Harrison Productions, First Look Media

США, 2018

Итоги предыдущих месяцев:

Январь | Февраль | Март | Апрель | Май

Итоги предыдущих лет:

2015 | 2016 | 2017