kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
3

Избранное кино месяца: май 2018

Впервые за четыре года, в течение которых «ФК» ежемесячно выделяет персонального лауреата из прокатных премьер в Казахстане, побеждает анимационный фильм. А в перечень еженедельных рекомендаций журнала Sight & Sound вошли три европейские и одна латиноамериканская картины фестивальной ориентации

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Остров собак» Уэса Андерсона

В позапрошлом месяце «Остров собак» упоминался здесь, попав в список «фильмов недели» от Sight & Sound. В мае же мультипликационная эскцентриада Уэса Андерсона получила прокат и у нас, и мы тоже смогли убедиться в том, что это и впрямь замечательное сказочно-сатирическое кино, которое по делу удостоилось хорошей прессы у заграничных кинокритиков.

Картина продолжает давние традиции отображения в искусстве человеческих характеров и взаимоотношений через антропоморфизацию зооперсонажей, но оставляет с избытком места и собственно двуногим типажам. Непередаваемое очарование сюжету придают старомодная stop-motion animation (успешно опробованная Андерсоном в «Фантастическом мистере Фоксе»), демонстративный японский колорит (Андерсон говорил, с каким кайфом он смотрит японское кино без субтитров, и здесь он предоставляет ту же возможность и нам) и тьма разнообразных деталей (тщательная проработка которых чрезвычайно важна для режиссера).

Сложилось общее представление, что в «Острове собак» стиль довлеет над нарративом, и смещение пропорций между формой и содержанием изначально было заложено в концепцию произведения, которое великолепно дополняет фильмографию американского мастера и передает самое естество его живого, озорного и бурлескного творчества. На самом же деле пиршество веселых анимационных образов не скроет от вдумчивого зрителя мрачность общего социально-политического пейзажа, в котором вынуждены жить и действовать герои Андерсона. И это превращает фильм в подретушированную антиутопию, исполненную тревоги за ближайшее будущее мира, в котором уже сейчас существование огромных масс людей ничем не лучше, чем у стаи бродячих псов.

ОСТРОВ СОБАК

Isle of Dogs

Режиссер Уэс Андерсон

Сценарий Уэс Андерсон, Роман Коппола, Джейсон Шварцман, Кунити Номура

Оператор Тристан Оливер

Художники Пол Харрод, Адам Штокхаузен

Музыка Александр Депла

В ролях Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Джефф Голдблюм, Кою Ранкин, Тильда Суинтон, Анжелика Хьюстон, Скарлетт Йоханссон, Грета Гервиг, Фрэнсис Макдорманд, Харви Кейтел, Йоко Оно, Кен Ватанабэ, Лив Шрайбер, Роман Коппола

American Empirical Pictures, Indian Paintbrush, Studio Babelsberg, Twentieth Century Fox Animation

США/Германия, 2018

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Положитесь на Пита» В четвертой полнометражной работе Эндрю Хэя («45 лет», «Уик-энд») обычный американский тинейджер, спасая слабеющего и списанного в утиль скакуна от продажи на скотобойню, совершает вместе с животным побег через несколько штатов дальнего Запада. Набирающий все больший авторитет британский режиссер открывает для себя метафизическую и территориальную необъятность Америки, портретируя ее, впрочем, без излишнего пиетета и мифологического глянца. По темам и настроению, как утверждает ирландская кинообозревательница Тара Брейди, роуд-муви Хэя являет собой некий усредненный вариант суровой романтики «Гекльберри Финна» и критического реализма «Гроздьев гнева».

ПОЛОЖИТЕСЬ НА ПИТА

Lean on Pete

Режиссер Эндрю Хэй

Сценарий Эндрю Хэй (по роману Вилли Влотина)

Оператор Магнус Норденхоф Йонк

Музыка Джеймс Эдвард Баркер

Художник Райан Уоррен Смит

В ролях Чарли Пламмер, Хлоя Севиньи, Обис Пуллмен, Стив Зан, Сив Бушеми, Эми Саймец, Боб Олин, Джастин Рейн

BFI Film Fund, The Bureau, Film4

Великобритания, 2017

«Молодой Годар» Русскоязычный вариант названия фильма Мишеля Хазанавичуса Le Redoutable (оказавшийся лучше, чем американское кинопрокатное Godard, Mon Amour) рельефно выделят, как маркером, своего главного героя в исполнении Луи Гарреля. Образ живой легенды французского и мирового кино ухвачен авторами (бравшими за основу мемуары покойной ныне Анн Вяземски, иконы французской новой волны и одной из бывших пассий Годара) в дни его бурной молодости – в мае 1968-го с его знаменитыми студенческими баррикадами в Париже, левацким зудом, антибуржуазной лозунгами и хамским, как сейчас видится, срывом Каннского фестиваля. Более точно суть, меж тем, отражена в оригинальном названии, которое можно перевести с французского примерно как «ужасный/сложный/трудный человек». Годар, как описывают знающие его люди, и впрямь обладает тяжелым характером и взрывной энергетикой, что не мешало ему, впрочем, тоннами снимать шедевры. А вот не самый одаренный, прямо скажем, кинематографист современности Хазанавичус, который решил вернуться к конструкту «кино о кино», прославившему его в начале десятилетия благодаря немому оскароносному «Артисту», шедевра не снял. Получился преимущественно грубоватый шарж, хотя он определенно представляет интерес для синефилов, многие из которых должны явно предпочесть это кино умилительным штатовским байопикам про Диснея и Хичкока и влюбиться, если они этого не сделали раньше, в актрису Стейси Мартин.

МОЛОДОЙ ГОДАР

Le Redoutable

Режиссер Мишель Хазанавичус

Сценарий Мишель Азанавичус (по книге Анн Вяземски)

Оператор Гийом Шиффман

Художник Кристиан Марти

В ролях Луи Гаррель, Стейси Мартин, Беренис Бежо, Миша Леско, Грегори Гадебуа, Гуидо Каприно

Les Compagnons du Cinema, La Classe Americaine, France 3 Cinema, StudioCanal, Forever Group, Canal+, Cine+, France Televisions, Region Ile-de-France, Kayac Films

Франция/Мьянма/Италия, 2017

«Молодая женщина» Еще один французский фильм, показанный у нас прошедшей зимой, участник каннской программы-2017 (секция «Особый взгляд»), любопытный, помимо прочего, тем, что за все ключевые позиции в нем – режиссерскую, операторскую, дизайнерскую, музыкальную – отвечали женщины. Это явно пошло на пользу трагикомичному рассказу о 31-летней парижанке (героиня, которую даже сравнивали с Клео из классической картины Аньес Варда), оставшейся без спутника, работы и друзей, если не считать составляющего ей компанию кота, и практически с нуля выстраивающей свою жизнь. Дебютная лента Леонор Серрай, как отметил Джеффри Макнабб из Independent, «то и дело удивляет нас – то надевает мрачнейшую личину, то сбрасывает ее, оборачиваясь легковесной комедией».

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА

Jeune femme / Montparnasse Bienvenue

Режиссер Леонор Серрай

Сценарий Клеманс Карре, Бастьен Даре, Леонор Серрай

Оператор Эмили Нобле

Музыка Жюли Руэ

Художник Валери Валеро

В ролях Летиция Дош, Грегуар Монсеньон, Сей Ндиай, Леони Симага

Blue Monday Productions, Centre National de la Cinematographie (CNC), Arte / Cofinova 12, Cinemage 11, Region Ile-de-France

Франция, 2017

«Зама» Завоевав широкое одобрение своей «Женщиной без головы» (2008), аргентинская постановщица Лукресия Мартель заставила ждать выхода своего следующего опуса в полном метре добрых девять лет. Но оно того стоило. Снятая по книге Антонио ди Бенедетто «Зама» (правильнее – Сама, согласно правилам произношения испанского языка) на деньги большующей группы продюсеров, включая Педро Альмодовара и Денни Гловера – подлинная жемчужина сегодняшнего артхаусного кинематографа. Это завораживающая, начиненная экзотикой, будто бы извлеченная из тягучего сна, посещаемого непонятными фантомами, многослойная историческая виньетка колониальной эпохи в оправе магического реализма, естественно проросшего в континентальной культуре из литературной традиции в экранные повествовательные структуры. Картина, в которой «полковнику не никто не пишет» (в центре – немолодой хандрящий чиновник, томительно ожидающий приказа о переводе на другое место службы, а затем отправляющийся в опасную миссию), поднимает проблемы формирования латиноамериканской идентичности и, как кажется, претендует на определенные философские обобщения.

ЗАМА

Zama

Режиссер Лукресия Мартель

Сценарий Лукресия Мартель (по роману Антонио Ди Бенедетто)

Оператор Руи Посаш

Художник Рената Пиньейру

В ролях Даниэль Хименес Качо, Лола Дуэньяс, Матеуш Нахтергеле

Bananeira Filmes, CNC, Canana Films, El Deseo, Institut Francais, Instituto Nacional de Cine y Artes Audiovisuales (INCAA), Instituto de la Cinematografia y de las Artes Audiovisuales (ICAA), KNM, L'Aide aux Cinemas du Monde, Lemming Film, Louverture Films, MPM Film, Ministere des Affaires etrangeres et du Developpement International, Netherland Filmfund, O Som e a Furia, Patagonik Film Group, Perdomo Productions, Picnic Producciones, Programa Ibermedia, Rei Cine, Schortcut Films

Аргентина/Бразилия/Испания/Франция/Мексика/Нидерланды/Монако/Португалия/США/Ливан/Великобритания/Доминиканская Республика, 2017

Итоги предыдущих месяцев:

Январь | Февраль | Март | Апрель

Итоги предыдущих лет:

2015 | 2016 | 2017