Два года назад журналист портала motor.kz подробно рассказал, как при тестовых заездах по автодрому спецавтоЦОНа он не смог сдать экзамен. Причиной стало якобы пересечение стоп-линии, хотя остановка производилась далеко до неё. «Лучше остановиться перед линией за метр. Иначе компьютер начислит 25 штрафных баллов. Если остановитесь дальше, то компьютер добавит 5 штрафных баллов. И тут есть вопрос к тем, кто создавал программное обеспечение, ведь в ПДД нет указаний об остановке перед линией на определённом расстоянии. Сказано: не пересекать, и этого достаточно», – говорилось в статье.
Как видим, данная статья, хотя и получила резонанс, но не возымела никакого эффекта и не заинтересовала ответственных лиц из МВД. Что, заметим, вообще для этого ведомства типично. Прошло уже два года, а курсантов на мнимом пересечении стоп-линии как валили, так и продолжают валить. Хитрая программка продолжает работать.
И вот житель Алматы, известный блогер Куат Домбай на своей странице в Facebook решил вернуться к этой теме. Он подробно рассказал о личном опыте, свидетельствующем, как автоЦОН обманывает курсантов.
После того как экзамен был провален из-за мнимого пересечения стоп-линии, Куат потребовал предоставить видеозапись из машины. При её просмотре, пишет он, «оказалось, что самого наезда не видно, а альтернативной камеры, фиксирующей наезд, на тестовом полигоне нет. Говорят, мол, всё фиксирует электроника».
Тогда Домбай потребовал провести ещё один заезд и сам, лично, стал возле стоп-линии с камерой. «Даже по визуальному ощущению было понятно, что наезда-то нет! Когда прогнали машину, оказалось, что машина останавливается аж за полтора метра до стоп-линии, но автомат фиксирует нарушение. Вам выдают экзаменационный лист, где автомат пишет «пересечение стоп-линии».
– Вы представляете, в чём фишка? На водительском экзамене это первое упражнение из 12, стоп-линии курсант на самом деле не видит, и большинство верят, что они действительно пересекли. Идут на повторную сдачу экзамена и стараются остановиться ещё дальше и... опять та же история! А если вы потребуете сразу предоставить видео, то вам скажут, что это надо писать заявление и ждать разрешения аж из Астаны пару недель! И только перед третьим разом вам шепнут, если вы будете хорошим, что надо делать на самом деле, – заключает автор поста.
Что в данном контексте означают слова «если вы будете хорошим», думаем, объяснять не надо. И так всё понятно.
«Исходя из предоставленного видео и отснятого мной теста, мы потребовали пересмотреть результаты экзамена и убрать неправильно начисленные баллы, что означает: оба раза курсант на самом деле успешно сдал экзамен и может получить права без пересдачи. Советую всем взять на заметку, и если кого-то из ваших знакомых уже тоже валили на этой фишке, вы также можете подать заявления», – пишет Куат Домбай.
Для иллюстрации блогер разместил два видео. В первом из них видно, что система штрафует курсанта, если он остановился менее чем за метр до стоп-линии. Во втором видео показан вариант, когда до стоп-линии остаётся значительно более метра. В обоих случаях пересечения нет, но фиксируется именно это нарушение.
ВИДЕО 1. Как обманывают при сдаче экзамена в спецЦОНе. Автор: Куат Домбай
ВИДЕО 2. Пересечения стоп-линии заведомо нет, но электроника фиксирует нарушение. Автор: Куат Домбай
Работники автоЦОНа утверждают, что, якобы, таковы требования, прописанные в приказе министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил государственной регистрации и учёта отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства, подготовки водителей механических транспортных средств, приёма экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Хотя на самом деле, как выяснили журналисты Motor.kz, в данном приказе прописано ровно противоположное:
Фрагмент приказа МВД о порядке сдачи экзаменов: «умники» настроили оборудование ровно наоборот.
Иными словами, система должна следить за тем, чтобы водитель останавливался достаточно близко к стоп-линии (не более метра), но при этом не пересекал её. Хотя, строго говоря, Правилами дорожного движения расстояние никак не регламентировано, и с этой точки зрения непонятно, чем формально был обоснован данный приказ. Очередная «полицейская хитрость»?
Хотя если приказ чем-то и обоснован (хотя мы не можем понять, чем), программисты автоЦОНа, как уже отмечалось, вбили в систему ровно противоположное: фиксируется пересечение стоп-линии, когда до неё остаётся менее метра. Если же водитель остановился значительно дальше – то электроника (теперь уже – согласно приказу) также воспримет это как нарушение и... опять зафиксирует «пересечение стоп-линии»!
В общем, ни так, ни эдак ты не сдашь этот экзамен, пока не обратишься к «помогайке».
Трудно поверить, что столь изощрённая и по-настоящему иезуитская настройка – результат чьей-то случайной ошибки. Скорее всего, уловка вполне осмысленная. Когда курсант ни с первой, ни со второй, ни с третьей попытки не может справиться с пресловутой стоп-линией (а ведь за каждую пересдачу приходится платить, и ещё тратить время в очереди), то, естественно, он обратится к вопросом: как наконец-то сдать этот чёртов экзамен?
Вот тогда заботливые «помогайки» сошлются на заумную сложную электронику и подскажут тебе (не бесплатно, разумеется), что останавливаться надо ровно за метр. Даже и некий ориентир сбоку покажут... Классика жанра – хоть фильм снимай под названием «Коррупция по-казахски».
И ведь как всё красиво, элегантно, ненавязчиво сделано!
А сколько ещё у них таких хитростей может запрятано в этой программке? Ведь упражнений-то – целых двенадцать...
Красиво, ничего не скажешь, работает МВД в партнёрстве с автоЦОНами. Абсолютно в духе наших старых, добрых, поистине неубиваемых традиций. А что, неплохо, в самом деле: и бюджет пополняется за счёт незадачливых курсантов, и «помогайкам» на жизнь хватает.