Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
17:26, 28 февраля 2018

Избранное кино месяца: январь 2018

Стартовая подборка аннотаций 2018 года включает, что редкость, сразу шесть фильмов. Из казахстанских премьер предпочтение отдается новой работе Гильермо дель Торо, тогда как блок «фильмов недели» от Sight & Sound Magazine состоит из разнокалиберного штатовского арт-мейнстрима и слегка запоздавшего (но лучше поздно, чем никогда) релиза фестивального хита современного китайского классика Цзя Чжанкэ.

Blog post image

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Форма воды» Гильермо дель Торо

Я уже выражал в данном блоге огромную симпатию к Гильермо дель Торо и его кино, магическим образом сочетающему в себе поэзию и прозу, эстетизм и бульварность, нежность и гран-гиньоль, наивность и мудрость, одухотворенность и брутальность, целомудрие и перверсию, возвышенное и безобразное. «Форма воды» – по признанию мексиканского визионера, самый персональный, интимный его фильм, который в его собственной иерархии занял главенствующее место.

В сущности, это антология тем, мотивов, образов и аллюзий, кочующих у дель Торо из картины в картину и составляющих ткань и дух его творческого универсума: фэнтезийная аура, тщательно стилизованная цветовая палитра, апеллирование к мифологии и киноклассике, лавкрафтианский монстр, куда более страшный монстр в человеческом обличье, маленькие люди, бросающие вызов большому злу, и любовь и сострадание, помогающие это зло победить (или хотя бы создать иллюзию этой победы).

Более десятилетия назад, когда дель Торо колдовал над будущим шедевром «Лабиринт Фавна», его собрат по разуму Питер Джексон снял свое «большущее маленькое кино» – «Кинг-Конг», но непомерная тяжесть бюджета тогда подмяла под себя авторское содержание. Дель Торо с «Формой воды» в эту ловушку не попал (наверняка учел опыт дорогостоящего и ограничивающего в авторских жестах «Тихоокеанского рубежа»), поставив свою картину за сравнительно скромные 19 с половиной миллионов долларов. И фильм, избежав громоздкости и ходульности блокбастера, обрел свободное дыхание, искренность и элегантность, метафоричность, синефильскую экспрессию, пикантность, многогранность и глубину – такую же, как зеленые воды, в которые дель Торо погружает зрителя в начале и в конце истории.

Поскольку о генезисе и деталях фильма можно говорить очень долго, отошлю к, как всегда, превосходной емко-развернутой статье Антона Долина, нового главреда «Искусство кино» (достойный, к слову, выбор после ухода из жизни легендарного Даниила Дондурея). И подчеркну лишний раз, что ценность последней на сегодня картины дель Торо удостоверена – и то был один из самых приятных сюрпризов минувшего года – главным призом Венецианского МКФ. Там в искусстве кино знают толк.

ФОРМА ВОДЫ

The Shape of Water

Режиссер Гильермо дель Торо

Сценарий Гильермо дель Торо, Ванесса

Оператор Дэн Лаустсен

Композитор Александр Депла

Художник Пол Денэм Остерберри

В ролях Салли Хокинс, Даг Джонс, Майкл Шеннон, Майкл Сталбарг, Октавия Спенсер, Ричард Дженкинс

Bull Productions, Double Dare You (DDY), Fox Searchlight Pictures

США, 2017

Фильмы месяца по версии Sight&Sound

«И горы сдвигаются с места» За модернизированным имиджевым фасадом собственного прогресса, величия и благополучия, которые культивируются современным Китаем, спрятано предостаточно червоточин и хронических социальных болячек. Цзя Чжанкэ, одному из самых видных представителей китайского авторского кинематографа, не дает покоя государственное насилие над личностью в его стране, и он постоянно исследует эти трудные для художественной интерпретации лакуны в своих работах. Последняя полнометражная из них – «И горы сдвигаются с места», снятая в 2015 году и показанная на многочисленных фестивалях, но лишь эпизодически представленная в широком прокате. В отличие от его предыдущего опуса «Прикосновение греха» (2013), награжденного в Канне за сценарий, эта картина имеет сильный мелодраматический уклон с элементами футуризма (действие дискретно перескакивает с 1999 в 2025 год) – Цзя славится умением тончайшим образом работать с жанрами – но остается, тем не менее, ярким образчиком реалистического видения режиссера.

И ГОРЫ СДВИГАЮТСЯ С МЕСТА

Shan he gu ren

Автор сценария и режиссер Цзя Чжанкэ

Оператор Нелсон Ликвай Ю

Композитор Ёсихиро Ханно

Художник Лю Цян

В ролях Чжао Тао, Чжан И, Лян Чжанчжун, Лян Цзиндон, Дон Цзицзянь, Сильвия Чан, Жун Цзишань

Shanghai Film Group, MK Productions, Bitters End, Arte France Cinema, Bandai Visual, Beijing Runjin Investment, Centre National de la Cinematographie et de l'Image Animee, L'Aide aux Cinemas du Monde, Office Kitano, Xstream Pictures

КНР/Франция/Япония, 2015

«Недруги» В истории США хватает тем и сюжетов, за которые американское кино берется с неохотой и опаской. Главная болевая зона – геноцид коренного населения континента, которым сопровождалась фронтирная экспансия. Именно сюда внедряются авторы «Недругов», которые не встают, впрочем, на точку зрения пострадавшей стороны, предпочитая вести рассказ от имени колонизаторов Дикого Запада. Олицетворение этой силы – герой Кристиана Бейла, находящийся в центре пространного и визуально красивого, как девственные североамериканские земли, полотна, которое к тому же великолепно оформлено музыкально. «Мрачный и жестокий вестерн, такой же суровый, как и изображенные в нем страна и эпоха», – так характеризует спорный и даже провокативный фильм Скотта Купера («Черная месса», «Сумасшедшее сердце») Линда Кук из Quad City Times.

НЕДРУГИ

Hostiles

Режиссер Скотт Купер

Сценарий Скотт Купер, Дональд Стюарт

Оператор Масанобу Такаянаги

Художник Дональд Грэм Берт

Композитор Макс Рихтер

В ролях Кристиан Бейл, Розамунд Пайк, Уэс Стюди, Джесси Племонс, Адам Бич, Рори Кокрейн, Питер Муллан, Скотт Уилсон, Тимоте Шаламе, Бен Фостер

Le Grisbi Productions, Waypoint Entertainment

США, 2017

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Слава британца Мартина Макдонаха (Макдоны) до недавнего времени зиждилась на его дебютном «Залечь на дно в Брюгге», но теперь в творческой биографии режиссера возникла новая сияющая вершина – «Три билборда...» Драматичная и комичная одновременно история негодующей обывательницы провинциального американского городка, вышедшей на тропу войны с местными копами из-за халтурного, с ее точки зрения, расследования тяжелого уголовного дела, снискала обильную прессу и груду наград и номинаций кинопремий. И заслуженно: Макдонах написал драматургически виртуозный сценарий и сам филигранно экранизировал его, передав существо конфликта через блестящие актерские работы Фрэнсис Макдорманд, Вуди Харрелсона, Сэма Рокуэлла и других. «Снабжая сюжет прививкой своего фирменного черного юмора, режиссер Мартин Макдонах увлекательно живописует то, насколько грубо-приземленными могут быть поиски справедливости и как часто в морализаторском пылу могут упускаться из виду важные вещи», – описывает фильм австралийский кинообозреватель Джим Скембри из 3AW.

ТРИ БИЛБОРДА НА ГРАНИЦЕ ЭББИНГА, МИССУРИ

Three Billboards Outside Ebbing, Missouri

Автор сценария и режиссер Мартин Макдонах

Оператор Бен Дэвис

Композитор Картер Бервелл

Художник Инбал Вайнберг

В ролях Фрэнсис Макдорманд, Вуди Харрелсон, Сэм Рокуэлл, Эбби Корниш

Blueprint Pictures, Film 4, Fox Searchlight Pictures

США, 2017

«Тайна Коко» Когда Тим Бертон подустал примирять аудиторию с фактом смертности человека с помощью своих некрофильских феерий (понятие «некрофильский», не подумайте чего, применено в том же регистре, что у Олжаса Сулейменова в поэме «Муравей»), флаг из рук своего бывшего мультипликатора подхватил «Дисней» (на пару с «Пиксаром», разумеется), чтобы поведать юным и не очень зрителям о традиционной мексиканской культуре почитания мертвецов. Замешенное на яркой эстетике латиноамериканской живописи и голливудского мюзикла, это анимационное кино предстает и как «очаровательное и захватывающее воображение признание в любви Мексике» (Remezcla), и как «умный, тематически богатый и добротный рассказ с лихими сюжетными поворотами» (Globe and Mail).

ТАЙНА КОКО

Coco

Режиссеры Ли Анкрич, Адриан Молина

Сценарий Ли Анкрич, Джейсон Катц, Мэтью Олдрич, Адриан Молина

Операторы Мэтт Аспбери, Даниэль Файнберг

Художники Харли Джессап, Тима Эватт

Композитор Майкл Джаккино

В ролях Энтони Гонсалес, Гаэль Гарсия Берналь, Бенджамин Брэтт, Аланна Юбах, Рене Виктор, Хайме Камиль, Альфонсо Арау, Эрберт Сигуэнса, Габриэль Иглесиас, Ломбардо Бойяр, Ана Офелия Мургия, наталия Кордова-Бакли, Селена Луна, Эдвард Джеймс Олмос

Walt Disney Pictures, Pixar Animation Studios

США, 2017

«Короче» Мэтт Деймон, Кристоф Вальц и Удо Кир в остроумной, но в основном кисловато принятой в широких критических и зрительских кругах саркастической комедии Александра Пейна («На обочине», «Потомки», «Небраска») о безумном эксперименте по превращению людей в лилипутов в целях решения насущных социально-экономических и экологических проблем. И если в классических эксцентриадах со схожей фишкой вроде «Невероятно худеющего человека» (1957) или «Дорогая, я уменьшил детей» (1989) герои радикально скукоживаются в размерах не по своей воле, то у Пейна все ровно наоборот. Только, как мы знаем из канонических антиутопий, новообретенный рай человечества неизбежно оборачивается тем же примерно адом, откуда оно пытается унести ноги.

КОРОЧЕ

Downsizing

Режиссер Александр Пейн

Сценарий Александр Пейн, Джим Тейлор

Оператор Федон Папамайкл

Музыка Рольф Кент

Художник Стефания Челла

В ролях Мэтт Деймон, Кристоф Вальц, Нгок Лан Тран, Кристен Вииг

Paramount Pictures, Ad Hominem Enterprises, Annapurna Pictures

США, 2017

Выбор 2015 года

Выбор 2016 года

Выбор 2017 года

1
993
2