Нефть / There Will Be Blood (2007)

Артемий 2010 M10 12
1469
8
0
0

«…и превратится в кровь» Исход, 7:19 — A ты пoнимaeшь, Илaй? Этo кудa вaжнeй: ты пoнимaeшь? Я пью eё кaждый дeнь. Я пью кpoвь Aгнцa c yчacткa Бэнди! Дэниэл Плейнвью Собственно: Дэниэл Плейнвью —...

«…и превратится в кровь»
Исход, 7:19

— A ты пoнимaeшь, Илaй? Этo кудa вaжнeй: ты пoнимaeшь? Я пью eё кaждый дeнь. Я пью кpoвь Aгнцa c yчacткa Бэнди!
Дэниэл Плейнвью

Собственно:
Дэниэл Плейнвью — один из множества людей, которые пытались разбогатеть в США во время «золотых» лихорадок на стыке 19-го и 20-х веков. И один из немногих, которым это действительно удалось.
Разрабатывая в одиночку золотоносную шахту, с Плейнвью случается беда — он ломает себе ногу и повреждает спину, но зато находит золото, которое помогло ему сколотить первоначальный капитал, и заняться новым, перспективным бизнесом — поиском и добычей нефти. Собрав команду людей, он находит свое первое месторождение, но по причине несчастного случая, один из рабочих погибает, оставляя своего совсем еще маленького сына сиротой. Плейнвью берет его к себе и растит как ему нужно, когда к нему заявляется некий молодой человек, и предлагает за вознаграждение рассказать о месте, в котором нефть буквально выступает на поверхность.

***

Бывает такое приятное в жизни — вот идешь ты по торговому дому, и решает заглянуть в отдел дисков, просто так, из чистого любопытства. Ну, как говориться, чтобы посмотреть, что еще можно скачать с торрентов. И ты видишь его — заветный диск, который качать не хочется по причине скудоумия аплоадеров, а покупать в «Меломане» дорого. И это при том, что содержимое ничем не отличается. Ты просишь продавца достать его с витрины, и впиваешься взглядом в обложку, пытаясь понять, в чем же подвох? Почему он там стоит почти три тысячи, а здесь — меньше одной? Но все в порядке, оригинальная дорожка есть, набор субтитров и даже дополнительные материалы. Бумажник извлекается на свет божий, и деньги переходят в продавцу, а диск — в мое законное владение.

Художественный фильм «Нефть», я, само собой, уже видел: в уже почти далеком 2008 году, он  был номинирован аж на восемь «Оскаров», стал лауреатом двух, а уж сколько наград различных кинофестивалей... впрочем, кто на них обращает серьезное внимание?

Этот фильм поставил режиссер Пол Томас Андерсон, тот самый, что снял непонятые мной «Ночи в стиле буги» и прелестную драму «Магнолия», а первоисточником «Нефти» послужил роман американского прозаика и журналиста Эптона Синклера. Синклер, кстати, аналог наших Политковских и тому подобных, но, тем не менее книжки писать умел — по заявлениям книжных червей, просто критиков, и его современников. Сам я не читал, и хоть и хочется, но электронную книгу такого объема даже страшно начинать — а бумажную я как-то не приобрел, хоть и неоднократно видел в продаже. Что интересно, роман Синклера как раз таки и называется «Нефть», а название фильма это цитата из библейского стиха. Не совсем понятно, зачем прокатчикам надо было менять название на первоисточник, когда как сама лента далеко ушла от книжки, и название имеет свой, отдельный смысл.

Фильм «Нефть» рассказывает нам о трех людях, чьи жизни крепко и надолго переплелись в не самом приятном клубке событий: нефтянике Плейнвью, его приемном сыне Эйч Дабл-Ю и местном священнике церкви Третьего Откровения Илае Сандей.

Крайне редко снимающийся в кино английский актер Дэниэль Дэй-Льюис, лауреат «Оскара» за роль человека, больного ДЦП, играет здесь нефтяника, настоящего зубра бизнеса и закоренелого капиталиста. Он, по собственным словам, «ненавидит всех людей вместе взятых», но не потому что он мизантроп, а потому что в нем «силен дух соперничества» и он «не хочет, что-бы другие тоже добились успеха, как и он сам».

Жестокий и бессердечный, он готов идти по головам, не взирая на то, что его подённые рабочие гибнут на его скважинах, а люди, чьи земли он скупил за бесценок, нищенствуют. Даже его сын, приемный и доставшийся от погибшего помощника на рассвете Плейнвьюской нефтяной компании, ему не так дорог, как может показаться в начале.

Эйч Дабл-Ю служит всего лишь искусственной видимостью придержки нефтяником «семейных ценностей», и больше ни для чего. Нефть, богатство и могущество — вот три слона, на которых зиждется мир Дэниэла Плейнвью. И хотя время от времени в нем просыпается что-то человеческое, он вовсе не будучи таким уж чудовищем, способен на хорошие поступки. Но по большей частью — Плейнвью человек дела и бизнеса. Другие в подобных вещах успеха не могут достигнуть просто по определению — в эре нефтяного бума выживали лишь самые сильные и готовые пожертвовать семьей люди.

Плейнвью прибывает в небольшой городок, окруженный фермами. Данные о месторождении нефти он получает от Пола Сандея за пятьсот долларов, и приехав инкогнито на место с сыном, действительно обнаруживает нефть, при чем выступающую на поверхность от целого подземного океана. Да вот незадача — владельцы фермы, а соответственно и земли, глубоко религиозные люди, и руководит делами фермы не отец семейства, как казалось бы, а его сын и брат-близнец Пола — Илай Сандей, он же местный священник церкви. Но обманом и блефом Дэниэл выкупает землю, а также соседствующие участки, и немедленно приступает к бурению. Вот здесь то и наступают переломные моменты в жизни этих людей: Илай, выторговав для своей церкви аванс в пять тысяч, но не получив их, вертится рядом с могущественным нефтяником, к которому внезапно наведывается его сводный брат, которого он даже никогда и не видел...

Совсем еще молодой актер Пол Дано, сыгравший одновременно и Пола, и Илая, братьев-близнецов, выступил в фильме блестяще, даже умудрившись не потеряться в тени титанической работы Дей-Льюиса. Хитрый и скользкий прощелыга, больше похожий на сектанта чем на священника, он вызывает омерзение и в тоже время интерес, впрочем, как и Плейнвью. Только один — нефтяник, а другой — не менее расчетливый религиозный лидер местной общины.

Разница в них небольшая — Плейнвью, при все его нелицеприятных качествах, не обременен такими чертами как лживость и лицемерие, которое у него вырывается только раз — в церкви Илая на причащении, в отличии от постоянства второго. Скажем так — они достойные конкуренты в своих областях, и судьбы их завершились вполне естественно для подобных событий. А еще Плейнвью из тех людей, которых в жизни можно как угодно ненавидеть, но никак не презирать. Дэниэл — человек редкой силы, ума и стального характера.

Фильм «Нефть» это настоящее произведение Кинематографа с большой буквы. Неторопливый и размеренный, он великаном стоит среди других лент если уж не подобного, то хотя бы близкого жанра. Кстати, жанр довольно сложно определить. На первый взгляд это безусловно драма, драма жизненной истории и пути человека, который с самого дна социума благодаря характеру и холодной, жестокой расчетливости поднялся до королей, чья власть стоит на «черном золоте». Но с другой стороны — эта целая веха истории страны, эпическая легенда закалки китов нефтепромысла и капитализма в целом.

Шедевральная работа оператора, чьи панорамы каменистых американских пустынь и степей могут соперничать разве что с планами фильмов «Старикам тут не место» или «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».

Каждый кадр дышит жизнью, и он полон ее, а не искусственно создаваемой возней по команде режиссера. Именно оператор и получил вторую статуэтку «Оскара» из тех двух, что вручили этой ленте.

Отличная работа Джонни Гринвуда, участника Radiohead, который руководил процессом и был непосредственным создателем музыки к фильму — красным подчеркивающей аутентичность, время, и смысл действий происходящих событий. Ну и само собой — ни с чем не сравнимая роль Дей-Льюиса и других актров. Можно еще долго перечислять достоинства фильма, но это не имеет смысла — его просто нужно смотреть. А охарактеризовать коротко этот фильм можно и одним словом.

Гениально.

Оцените пост

0

Комментарии

0
Очень хороший фильм, хлёсткий и жестокий.
0
Жен, ты первая, кто видимо прочитал мою очередную рецензию це-ли-ком :)
0
Я владею методом чтения по диагонали :)
А рецензия хороша. Впрочем, как и фильм
0
Мощный фильм! Плюс замечательная музыка от гитариста Radiohead
0
Да в нем все мощное.
Современная классика американского кино.
Показать комментарии
Дальше