Картина Т.Шевченко "Байгуши"
Байгуши.
Что общего между казахскими «байгушами», русской деревней и украинским художником Т.Шевченко.
После «добровольного присоединения» Казахстана к России, казахи сполна испытали на себе тяжесть колониальной политики. Массовый захват земель, запреты на пользование сенокосными угодьями, порубку леса, пользование крупными источниками воды, на рыболовство резко ухудшили качество жизни казахских племен и родов.
С них начали взиматься новые налоги – ясак, ремонтный сбор (по одной голове с каждой сотни скота), сбор с байгушей (50 копеек в месяц). Губительными для аулов были так называемые «воинские поиски» - карательные экспедиции.
Кстати, ниже, наш материал как раз будет касаться «байгушей».
Вот как описывает, «байгушей» Е.Бекмаханов в своей книге
"Казахстан в 20-40 годы XX века", стр. 88-89.
Самую пауперизованную часть казахов составляли байгуши. Байгуши (по-казахски — байғұс значит бедняк) — это обедневшая часть казахов, в поисках заработной платы уходившая к прилинейным станичным казакам. В первой половине XIX в. они составляли значительную группу. По данным Артемьева, только лишь по одному Младшему жузу они составляли около 20 тыс. душ обоего пола. Байгуши, за ничтожную плату нанимаясь к прилинейным зажиточным казакам, пасли их скот, пахали землю и справляли различные виды домашней работы. Часть байгушей работала на рыболовных промыслах. Кроме того, некоторые байгуши оставались при баях и работали в качестве домашних ремесленников.
О положении таких байгушей один из очевидцев писал, «В другой кибитке вы увидите, как поодаль от огня, ближе к двери, сидит, поджав ноги, на голой земле, пожилой байгуш (бедняк) и за кусок мяса тянет большой швейной суровой ниткой безобразные сапоги, прокалывая наперед кожу шилом. Изорванная джабага и засаленная тюбетейка говорят о его бедности, занимаемое в кибитке место свидетельствует о его ничтожестве. Между тем, в глубине кибитки, около нагроможденных сундуков, на бухарских одеялах покоится сам хозяин, в шелковом бешмете, в одной руке у него табачный рог, а другой он важно поглаживает бороду». О положении байгушей, нанимавшихся к станичным казакам, будет сказано в другой связи.
Один из казахских поэтов (Шортанбай) в следующих строфах характеризовал тяжелое положение казахских бедняков:
Тяжело у нас бедняку:
При зимовке он круглый год.
Роет летом бедняк арыки,
Вплоть до осени сено гребет,
День и ночь работает он
И не знает чем проживет,
Вечно голоден, гол, разут,
Нет покоя от тяжелых забот.
Картина Т.Шевченко "Байгуши под окном"
Теперь что касается российской деревни Байгуши, который находится всего в 11 км. от древнего русского города Владимира.
Местные жители не знают, откуда произошло название деревни, скорее всего от бывших хозяев данных земель – финно-угорских племен, а возможно от тюркских народов, например слово «байгуш» встречается и в башкирском языке. Кто знает, возможно, наши сородичи добрались до земель, которые находятся недалеко от самой Москвы?
Хотя, я сомневаюсь.
Вот почему!
А. И. Левшин в своем "Описании киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей ", то есть казахских степей в 1832 году пишет о том, что. "....В заключение скажем о привязанности киргизов к своему отечеству, или, лучше сказать, к земле своей. Благоразумнейшие из них очень чувствуют, что безначалие и раздоры долго еще не позволят им наслаждаться благоденствием народным, но все хотят лучше терпеть, нежели оставить те места, на которых родились и взросли, тот образ жизни, к которому привыкли. Правда, что несколько тысяч кибиток вынуждены были навсегда перейти из степей своих в пределы России; множество бедных, или так называемых байгушей, и теперь переходят внутрь границ наших, но большая часть их, невзирая на спокойствие, которым теперь пользуются, и на богатства, которые приобрели в России, желают возвратиться на Родину. Поселенные между башкирами, беспрестанно бегают за границу; байгуши, живущие у русских в работниках, нажив что-нибудь порядочное, спешат к своим соотечественникам в орды; из 7 или 8 000 кибиток, водворившихся в Астраханской губернии, почти третья доля в 1820 году возвратилась (В 1824 году киргизы сии вторично перешли в Астраханские степи) в прежние кочевья. Мы не могли без особенного удовольствия смотреть на сих последних, когда они, перешед чрез Урал, и ступив на отечественный берег свой, прыгали от радости и целовали землю...".
Картина Т.Шевченко "Казахский мальчик, играющий с кошкой "
Что касается украинского художника Тараса Григорьевича Шевченко, ему в 1847 году «под строжайшее наблюдение начальства» запрещалось писать и рисовать до самого окончания службы, который проходил службу и на территории Казахстана.
Но благодаря ему остались и несколько рисунков касающихся казахских «байгушей».
Вот такая история, в котором переплетены казахские «байгуши», русская деревня и великий сын украинского народа Тарас Шевченко!