Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
12
22:39, 21 сентября 2017

крупный vs мелкий бизнес

Есть мнение, что лучше свой мелкий бизнес, чем быть топом в крупном, либо иметь часть среднего бизнеса.

Определенная логика есть, особенно с позиции "сам себе хозяин", "не работаю на дядю" и тд.

Есть однако и минусы:

1) слабая специализация и отсутствие экономики масштаба. собственник в таком бизнесе часто и швец, и жнец, и на дуде игрец.

2) качество принятия решений может быть не на уровне, так как некому квалифицированно возразить владельцу, и он принимает решения в меру квалификации одного единственного мозга - своего. и волю он черпает тоже из самого себя фактически.

3) в плане кредитных средств в кз все грустно: дешевле привлечь потребительский кредит под квартиру и направить его на бизнес, чем брать собственно кредит на бизнес нужды, если ты МСБ. если ты МСБ, тебе в легкую могут зарядить ставку в 25%.

4) какие-то бизнесы по определению не могут быть МСБ: самолетостроение, массовое производство электроники, оперирование морским портом или сетью газопроводов. в общем, капиталоемкие либо очень наукоемкие.

5) Кроме того мелкий бизнес, как ни странно, менее ликвиден: магазинчик по времени реализации может продаваться столько же (год-два), как и крупный трансформаторный завод. Такого нет, что вчера захотел - сегодня продал. Вложившись в бутик можно потом навсегда в нем и застрять, особенно если товарные запасы стали неликвидными (вы закупили большую партию игрушек-покемонов, а те вдруг взяли и вышли из моды).

6) Переговорная позиция с поставщиками либо клиентами у мелкого бизнеса слабая, поэтому доходность на капитал очень редко существенно превышает условную депозитную доходность для физлиц в 12%. Если мелкий бизнес имеет доходность на капитал в 20%, это уже неплохой такой мелкий бизнес.

Есть разумеется определенные сферы услуг, которые естественным образом ведут человека этой профессии к мелкому бизнесу, точнее к фрилансу. Например, фотографы, которым теперь достаточно просто продвигать себя в Инстаграме. Или хорошие кондитеры. Такие сферы понятно, сами тяготеют к форме мелкого бизнеса - вы когда-нибудь слышали о мегакорпорации фотографов или лепщиков мант на корпоративные дни рождения? Я тоже нет.

Ну то есть, какому-то мелкому бизнесу сейчас, в эпоху Ватсапа и Инстаграма, безусловно легче и куда комфортнее живется.

Однако это не аксиома конечно.

12