12:30, 04 октября 2010

Пыщ ПЫщ на АМБ-4

АМБ (Алматинский Марш Бросок) – соревнования в ориентировании на местности. Вообще, марш-броски популярны во многих странах мира и привлекают огромное количество, как спортсменов, так и простых участников. У нас же организацией и проведением с недавнего времени занимается Туристский клуб «Романтик». Это 4-ый АМБ в нашем городе и второй лично для меня. Предыдущий АМБ-3 был весной. У меня была другая команда, иные результаты, местность и вообще все было по-другому. Там я была скорее ведомым участником среди опытных, здесь же я была из ведущих.

Вот что собой представляет марш-бросок в принципе:

группу желающих завозят на автобусе в ночь на расстояние 100-150 км от Алматы. Место проведения раскрывается организаторами за неделю до соревнований, чтобы участники могли подобрать снаряжение, загрузить карты в жпс и т.п. Прибыв на место регистрируются окончательные составы команд, раздаются первые карты, паспорта команд, куда надо проставлять отметки с КП, и после брифинга с приветственной речью в 00.00 участники соответственно своим представлениям и целям потихоньку таят в ночи. Карты у всех едины. Стратегия и тактика у каждой команды тоже своя. Нужно найти КП, прокомпостировать паспорт и попасть на смену карт, где выдадут новый кусочек карты с новыми КП и обозначенным местом промежуточного финиша. После ночевки на промежуточном финише выдается итоговый фрагмент, пройдя который команда попадает на финиш, где после окончания контрольного времени всех забирает автобус и везет в город. Дистанция двух дней по прямой составляет примерно 70-80 км.

Район проведения – к северу от Алматы, хребет Малайсары.

Как обычно бывает, желающих участвовать изначально было много, в итоге, к старту нас осталось 6-ро: я, Дина, Данил, Женя, Катя и Валера. Название команды мы взяли с прошлого марш-броска «Пыщ пыщ».

Можно долго описывать наши сборы-приготовления-обсуждения снаряжения и пр. В итоге мы решили взять 2 палатки, спальники на каждого, еды, воды по 1 л. на чел (согласно рекомендациям), теплых вещей (опять же согласно рекомендациям), аптечку, компасы, жпс, рации, фотоаппарат и прочие мелочи.

В приятном возбуждении я прибыла к стоянке автобуса на Сатпаева-Космонавтов, где собралось уже порядочное количество желающий нескучно провести выходные. В ожидании автобуса немного пообщались, посмеялись, посмотрели несколько сноуборд-видео на ноутбуке, после загрузились и дружно поехали в сторону старта.

Выгрузились. Темнота, редкие огни проезжающих машин, яркий оранжево-желтый полумесяц луны низко над горизонтом, мелькание фонариков. Переоделись, подготовились, настроили рации, поучаствовали в групповом снимке и потихоньку двинули в ночь. На удивление было тепло и безветренно.

Достаточно быстро взяли КП-1, КП-2, на КП-3, решили идти по дороге, чтобы не заблудиться. Луна светила достаточно ярко, и мы погасили фонарики. На полях паслись табуны лошадей, тишину прерывало редкое ржание. А потом они, как стаи птиц, срывались с места и мчались куда-то, оставляя лишь мягкий отзвук стука копыт.

Пройдя до нужной развилки, берем азимут до зимовки, и бодро поднимаемся на холм, через какое-то время замечаем, что прошли больше, чем нужно, а зимовки не видно. Благодаря высшей математике, жпс, карте, линейке и логике выясняем свое нынешнее положение и вычисляем новый азимут прямо на КП-3. Проставив еще одну отметку, располагаемся среди деревьев возле «ручейка» на небольшой перекус.

Катюшка пьет драгоценную воду Достаточно Передохнув, снова в путь. Рельеф постепенно меняется. Мы потихоньку набираем высоту, поднимаясь на гребень. Холмы сменяются логами. Наконец снова выбираемся на дорогу. Светает. Это удивительное чувство, когда солнце раскрашивает горизонт, темнота отступает, свет становится сначала зыбким и серым, а после ярко желтые лучи окрашивают дымку.

Воздух подрагивает. Вокруг золотеют бескрайние поля. Устраиваем небольшой отдых. Решаем немного размяться и выполняем «Сурью намаскар».

Йога на пыльной дороге на рассвете. Незабываемо.

Получаем заряд бодрости и топаем дальше. Берем КП-4 и любуемся краем земли. Вид действительно потрясающий. Солнце поднимается все выше, температура растет. По дороге на КП-5 устраиваем завтрак и короткий сон (если так можно назвать 10-ти минутную дрему).

Найти смену карт оказалось непросто.

Но все-таки в начале 12-го записываемся в журнал прибытия и получаем новый фрагмент. Сложно описать наши чувства, когда мы увидели, что до промфиниша еще целых 24 км (это если минимально двигаться по прямой). На деле же там побольше, причем рельеф становится все более сложным. Оцениваем свое текущее положение. Мы прошли уже более 30 км. Спать хочется ужасно. Уже 12 часов дня. Нам понадобилось примерно столько же, чтобы дойти до сюда, следовательно, и до промфиниша меньше, чем за 8-10 часов мы не дойдем и это самый оптимистичный расклад. Воды у нас 1 литр на 6 человек, а температура уже градусов +30-32.

Передохнув двигаемся в сторону родника, указанного на карте в сторону КП-6. Состояние у всех, мягко говоря, мрачное. Не доходя до зимовки, по рации ловим сигнал от другой команды (кажется, Ку), которая сообщает нам, что на этом роднике воды нет. А только какая-то лужа. Настроение наше падает окончательно. Собираем совет, чтобы решить, как двигать дальше. Так, как на второй карте не показаны исследованные организаторами источники, сложно сказать, где есть вода, а где нет. Решаем, что бродить неизвестно где без жидкости не самое лучшее решение и выдвигаемся в сторону Кызылкайнара, где гарантировано есть вода и до которого каких-то 13 км. Правда он совсем в другой стороне и, идя на него, мы абсолютно точно выбываем из дальнейших соревнований. Сейчас уже и не помню, почему мы не пошли в сторону род. Кербулак, до которого всего 8 км. Видимо все-таки перегрелись на солнце и запаниковали. Но факт такой. Не дойдя, как оказалось, совсем немного, мы поворачиваем в другую сторону и двигаем Кызылкайнар. По дороге нас догоняет один из организаторов, который тоже двигался в ту сторону, и дает нам немного воды напиться. Впереди еще 10 км. Все колодцы, которые мы встречали вдоль дороги, были пересохшими. Сложно описать эту мучительную дорогу, мы сдулись окончательно и лишь мысль о том, что через каких-то пару километров мы, наконец, напьемся, двигала нас вперед.

На подходах к поселку (если так можно назвать несколько домов) уже зеленела трава, мы перешагнули через несколько грязных ручейков (искушение прильнуть к ним было очень велико) и вот она – поилка. Никогда не думала, что смогу выпить больше литра воды практически мгновенно, что кожей можно впитывать влагу, как губкой. Мы настолько разомлели от усталости и счастья, что развалились прямо рядом с трубой и пролежали так некоторое время.

В Кызылкайнаре мы встретили еще одну команду, к сожалению, не спросили их название. С их слов они заблудились после 2-го КП и вышли сюда. На закате мы ставим палатки и наконец-то плотно и сытно завтрако-обедо-ужинаем горячим. Ночь была удивительно жаркой. От усталости спали крепко, проснулись лишь, когда за нашими соседями приехали из города, и когда на нас напали собаки, охраняющие проходивший табун лошадей. На собак реагировали вяло. Они раздражающе лаяли, но сделать что-либо не было никаких сил. Проснулись дружно часов в 8. Потихоньку не спеша позавтракали, напились чаю, подзалатали раны и собрали вещи. Встретили еще команду «Жопа с ледорубом». Рассказали им о наших планах добраться до Баканасской трассы и оттуда уехать на трассу Алматы-Талдыкурган, чтобы успеть на автобус, забирающих всех участников. Они согласились с нашими намерениями, но двинули пораньше. Наконец, собравшись и упаковавшись, набрав воды во все возможные емкости, мы двинули к трассе. Было жарко, но шлось намного бодрее, хорошим темпом. Настроение бодрое, играем в походные игры. Прошли еще один родник Жаманшенгель. Становилось все жарче, и уже вода не спасала нас от усталости и переутомления. Ноги стерлись, плечи ныли от нагрузки, а трасса не становилась ближе. Останавливаемся на очередной привал, забавно отмеченный нашим жпс, как «квартира», решаем максимально срезать и пойти наискосок. Последние километры идётся бодрее – вдали виднеется трасса. Наконец, вот оно счастье – асфальт, разбитый комок и благословенный тенек. Время поджимает, недолго думая, двумя группами выезжаем на Капчагайскую трассу. Появляется связь -звоним всем, кого знаем из АМБ-ников – организаторам, друзьям. Ура, сообщение принято, автобус уже отправляется и заберет нас по дороге. Ребята из команды «Жопа с ледорубом» отзвонились о прибытии в Алматы, мы садимся на обочину и просто расслабляемся в лучах заката.

Наше приключение закончено. Весело грузимся в подъехавший автобус, где уже находятся стойкие и смелые, дошедшие до финиша и загоревшие прочие участники. Время до города пролетает практически незаметно в разговорах, обсуждениях и байках. Алматы встречает нас вечерней прохладой. Последний рывок – путь до дома. Теперь уже точно все. Я, наконец, дома. После 48 часов и 70 км пути. Было сложно, было здорово!

У многих может возникнуть вопрос, – «А зачем это вообще было нужно?». Мне сложно дать на него однозначный ответ. Одно знаю точно – организаторы АМБ-5 - можете смело вносить меня в списки участников.