Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
0
01:42, 04 октября 2010

Бэтмен: Начало / Batman Begins (2005)

— Оглянись вокруг себя. Ты увидишь двух парламентариев, лидера профсоюзов, парочку полицейских и судью. Я мог бы засадить тебе пулю в лоб прямо сейчас, здесь, на глазах у всех. Этого могущества нельзя купить. Это власть страха.

Кармайн Фальконе

Blog post imageСобственно:

История становления Брюса Уэйна — сына убитой четы Уйэнов, богатейшей семьи в городе Готэм, мучимого жуткой фобией по отношения к летучим мышам и ненавидящий преступность в любом ее проявлении. Имеющий в опекунах дворецкого Альфреда, юный Брюс покидает отчий дом, учебу в Принстоне, и пропадает на долгие годы в различных уголках планеты, изучая преступность, до тех пор, пока его под крыло не берет таинственный Генри Дюкард, который обучает его мастерству боя.

Возмужав, но разочаровавшись в своем наставнике, Брюс возвращается в Готэм зная, каким образом он вернет городу спокойствие и мир — в виде мощного символа, борца с преступностью Бэтмана.

***

Blog post imageЧто первое вам приходит в голову при слове «кинокомикс»? Мне лично сразу представляется идиотические герои, тупые диалоги и бессвязный сюжет. Именно такими были фильмы про людей икс, спайдермены и прочие халки, которые сняты именно для фанатов этих комиксов. Нет, я ничего не имею против мультфильмов и самих комиксов про этих героев — в этой стихии они родные, и именно в ней они выглядят вполне органично в рамках их вселенной, но перенесенные на экран — у меня лично это вызывает ярое отторжение. Ну не могу я смотреть на то, как мутант обладающий магнетизмом (!) силой своей суперспособности умудряется переворачивать танки.

Насколько я помню, первый комикс, который меня потряс своей экранизацией, это был «Город грехов». Самого комикса, я понятно, не видел — но фильм получился — мое почтение. Эдак как стало известно, и сам комикс такой же брутальный. Ясно ведь, что комиксы это отнюдь не только индустрия для детей — это целая часть американской культуры, пласт этноса и прочее. Но «Бэтманы»? О Бэтмане я знал довольно мало, хоть и видел в детстве пару фильмов Тима Бертона, поэтому когда вышел «Бэтман: Начало» Кристофера Нолана, я, помня людей икс и человека-паука, злобно плевался — поэтому приквел прошел мимо меня. Посмотрел я его только спустя три года, в 2008 году, когда мой брат, восхищенный новым фильмом «Темный рыцарь» уговорил составить ему компанию на повторный просмотр. Прихватив с собой тазик семечек, я по-быдляцки уселся смотреть очередной, как я думал, бред. Что я испытал во время «Темного рыцаря» я расскажу в следующей рецензии, но мне стало понятно одно — что первый фильм, приквел Нолана, надо смотреть обязательно. Что интересно, я смотрел его в дублированном переводе, и только вчера — впервые в оригинале. Разница в восприятии фильма — огромна, знатоки поймут почему. И так, «Бэтман: Начало» — фильм, который рассказал всем, кто такой Бэтман и почему он собственно такой, какой есть.

Нолан — все-таки режиссер уникальный. Взяв уже вусмерть заезженную тему про мстителя в маске, он вывернул ее наизнаку, а изнанка-то — получилась в разы лучше, чем все фильмы про Бэтмана вместе взятые, а почему? Да потому, что Нолан снял не комиксоидный боевик, а настоящую криминальную драму про Человека, а не про рисованного персонажа, который неуязвим и вообще, непонятно как не спас всю планету от уголовных мразей. Распинаться можно очень долго, да я и не уверен — имеет ли смысл вообще? Многие фильм видели, он очень известный, хоть и не добился такой эйфории в киноманском мире как «Темный рыцарь». И это вовсе не потому, что там нет Хита Леджера. Вообще, упоминание о том, что Леджер вытягивает второй фильм целиком, и что без него все было бы не так, характеризует человека как непроходимого дебила. Эдак можно сказать — что такого в «Молчании ягнят»? Ну убрать оттуда Хопкинса, и будет проходной детектив. Да, а если убрать из «Аватара» фантастику — будет фильм как фильм. Только вот о чем?

Blog post imageКристофер Нолан сделал на мой взгляд невозможное — он снял такие фильмы, которые при просмотре не кажутся комиксом. Живые люди, без какой-либо фантастики вроде «упавших случайно в чан с мутагеном» или «токсичными отходами» героев, которые внезапно стали поехавшими преступниками непонятно за каким хером (и собственно — каким именно?) наводящими ужас на мегаполис.

Фильм просто близок к идеалу: работа кинооператора и режиссера настолько монументальна и изящна, что практические любой кадр можно распечатывать в виде картины. Идеально вылизанная картинка не выглядит глянцем или тошнотворно-претенциозным гламуром, нет — фильм крайне мрачный, но разумеется, в меру. Смотришь, и поражаешься — действительно: огромный город Готэм, пораженный раком преступности, запустивший метастазы во все государственные структуры: от мелких чиновников, до городской прокуратуры и полицейского управления. Понятно — за всем этим стоит один человек, а именно итальянский дон Кармайн Фальконе, мордастый пожилой бандюган, мужественно, и крайне сурово сыгранный Томом Уилкинсоном.

Blog post imageОт него-то и получил пулю в живот убийца родителей Брюса Уэйна, хоть и не лично а через киллера, но это не помешало ему таким образом умереть в день освобождения из тюрьмы, где он с Фальконе мотал срок за свое двойное убийство родителей мальчика. Брюс, к тому времени уже подросший и сам мечтавший завалить негодяя, остался потрясен этим событием, что и побудило его уйти из дома и скитаться до тех пор, пока нелегкая привела его в азиатскую тюрьму. Именно там Генри Дюкард, член мистической «Лиги Теней» находит Брюса, и высоко в горах обучает различным боевым навыкам.

Blog post imageВернувшись в Готэм, и обладая неограниченными финансовыми ресурсами, Брюс вместе со своим дворецким Альфредом и мега-техником Люциусом, разрабатывают облик и визуальную сторону борца за правосудие, твердо вознамерившись покончить с мафиозной империей Фальконе. Но, как оказалось, наркоторговец и убийца Фальконе — отнюдь не самый главный персонаж, тенью стоящий у истоков преступности: доктор психиатрии Джонатан Крэйн, он же Пугало — жуткий персонаж с галлоном галлюциногенов в виде аэрозоли, работает на кого-то пострашнее и во много раз опасней.

Просто удивительно, насколько Нолан смог органично слить мир Бэтмана из комиксов и мультфильмов со своим видением этой истории на кинопленке — тут тебе и высоко-технологические гаджеты от Люциуса, и Крэйн с мешком на голове из под картошки, от одного вида которого люди сходят с ума под посредством его аэрозоли, и таинственные лиги теней. Сварена вся эта каша так круто, что ни на секунду не покидает ощущение, что это история — вполне вероятно может быть реальной — с существующими рамками и условностями само собой. Ну да, «Лига Теней» в горах — ну и что? Ну да, Бэтмен скачет по крышам аки горный козел — ну и что? У него есть приспособления для этого и хорошая физическая форма, а не суперспособности и тотальная неуязвимость — наутро Брюс просыпается в синяках и гематомах. Он человек, и точка.Blog post image

Великолепное кино, полная самоотдача людей, что занимались этим проектом так упорно и с душой вложивших в это дело столько труда и таланта. Отличные актеры, все пассажи которых раскрываются в оригинале с новой стороны: диалог между Фальконе и Брюсом я даже вывел в шапку рецензии — настолько внушающе Том Уилкинсон произнес свою реплику — с зловещим оскалом и угрожающим блеском в глазах. Настоящий король преступного мира.

Восхищение, ничего кроме восхищения.

Просто атомное кино — мощный экшн, особливо эпизод спасения отравленной Рейчел Брюсом из клиники для психопатов-преступников Аркхэм; шикарный саундтрэк от Ганса Циммера и Джеймса Ньютона Ховарда, и запоминающиеся актерские работы: Кристиан Бейл — любимчик Нолана, сцена с которым в пещере, в окружении летучих мышей при свете лампы выглядит мистическо-пророческой отсылкой к будущему «Престижу»; неподражаемый Майкл Кейн, непрерывно острящий тонкие британские шутки; Киллиан Мерфи, который предстает перед зрителем в виде Пугала, с лицом кишашими трупными червями; ну и разумеется Лиам Нисон, он же Генри Дюкард, в жизни которого не меньше тайн, чем у самого Брюса от окружающих.

Резюмирую — практически шедевр: многоплановая и визуально беспрецедентная криминальная драма, достойная своего оскароносного сиквела.

0
873
6