место в рейтинге
  • 763680
  • 5961
  • 87
Нравится блог?
Подписывайтесь!

«Рассвет зеро»: мир, в котором лучше никогда не жить

HORIZON: ZERO DAWN – это не просто высокохудожественно и непревзойдённо сделанная игра для PS4. Это, если угодно, философская попытка заглянуть в тот мир, который мы никогда не увидим, но который могут увидеть наши далёкие потомки, если сценарий развития цивилизации будет трагичным

Философский «взрыв мозга»

Да, согласимся: это далеко не единственный геймплей-сценарий, события которого разворачиваются в мире, пережившем Апокалипсис. Таких игр создано достаточно много. Для примера можно вспомнить серии Wasteland или Fallout, ну и конечно же The Last of Us. Однако в Horizon: Zero Dawn, эксклюзивной разработке для консоли Sony PlayStation 4 от голландской студии Guerrilla Games, как нам показалось, есть нечто большее. И не только с точки зрения жанра (в Guerrilla Games смогли перейти с традиционных для этой студии шутеров от первого лица на совершенно новый формат Action/RPG в открытом мире). В Horizon: Zero Dawn присутствует совершенно уникальный дух, атмосфера того мира, оказаться в котором человеку было бы действительно страшно. Остаётся только предполагать, каких титанических трудов стоило создание этого мира, в котором всё, абсолютно всё требовалось прописать с нуля. Причём требовалось не только построить огромный новый мир, но и добавить ощущения, привнести какие-то особые нюансы – звуки, ветер, голоса животных и многое другое, так чтобы играющий почувствовал погружение и ощутил, что мир этот – настоящий, живой. И притом совершенно не такой,

как тот, в котором мы привыкли жить. Отдадим должное Guerrilla Games – это действительно подвиг: с нуля построить ландшафт, наполнить его флорой и фауной, заставить всё это подчиняться каким-то общим правилам, связать всё происходящее между собой... А чего стоят населённые пункты, строения, лабиринты, все эти многочисленные подземелья со множеством поджидающих игрока приключений-квестов. Сколько нужно было труда, чтобы всё это оживить – наверное, многие сотни тысяч человеко-часов; и понятно, что игра такого масштаба будет стоить разработчику очень недёшево. Известно, что итоговый бюджет Horizon: Zero Dawn достиг порядка 45 млн. евро, и можно сказать, что специалисты из Guerrilla Games отработали этот бюджет весьма достойно.

Все события «Horizon: Zero Dawn» разворачиваются в далёком страшном будущем, когда наш привычный мир был полностью уничтожен в результате какой-то катастрофы (какой именно – каждый волен догадываться сам, это не обязательно ядерная война, а возможно и что-то иное: почвы и артефактов для таких догадок здесь найдётся достаточно). На останках этого разрушенного мира со временем сформировалась абсолютно иная жизнь, жизнь двух сосуществующих видов систем: биологических и искусственных. Вы видите, как по лугам и лесам бегают многочисленные животные, все эти зайцы, волки, белки, кабаны и прочие. А вместе с ними здесь же носятся совершенно жуткие металлические и электронные творения, от каждого из которых даже не знаешь, чего ожидать. Некоторые из них отдалённо похожи на знакомых нам животных, некоторые – на доисторических ящеров, а некоторые вообще выглядят как непонятно что. В реках и озёрах тоже обитают не только рыбы и рептилии, но и железные роботы, похожие на крокодилов. Более того: в полях вы увидите пасущихся стальных лошадей и быков, и над всем этим иногда медленно проплывают механические динозавры гигантских размеров. Все эти создания – уже не творение рук человеческих, а его последствия, такие самовоспроизводящиеся механические организмы, некая новая устойчивая форма «гибридной» жизни, где в одном организме могут сосуществовать биологические, электронные, механические системы...

Останки человечества

Достойное хорошей фантастики воплощение будущего, не правда ли?

Как и то состояние, в котором мы застаём новое поколение людей (мир, возродившийся после катастрофы, откатился в средневековье); как и то, что им всё это био-электронно-механическое разнообразие кажется совершенно естественным, ибо ничего иного они в своей жизни и не видели. Человечество (вернее, его остатки), вернувшись к средневековым отношениям, концентрируется в огромном городе Меридиан. Местный король жестоко управляет своими подданными, которым приходится ох как несладко. Простой народ сбивается в племена, в какие-то сообщества и ютится в небольших деревнях, где его подстерегает множество опасностей и напастей. Как водится, новый мир постапокалипсиса не чужд религиозности – в нём доминирует несколько религий, есть место даже и тёмным культам, как это бывало в средневековье.

Возвращаясь к вопросу о том, что же случилось с нашей планетой, из-за чего привычный нам мир оказался полностью «перезагружен» и заселён не только людьми, но и кибернетическими существами, повторимся: эту тайну каждый игрок должен открыть для себя сам. Вы не найдёте единой цельной легенды – но будете постоянно о чём-то догадываться, анализируя то, что видите, и всё более ужасаясь тем страшным откровениям, которые будут вам приходить. Игра затягивает не только тем удивительным незнакомым миром, в который вы погрузились, но и захватывающими событиями, развитие которых вряд ли можно предугадать, и которые, будьте уверены, всякий раз будут строиться по-новому. «Horizon: Zero Dawn» напоминает фантастические фильмы или романы, где сюжетная линия проработана не просто интересно, но по-настоящему захватывающе.

Авторы очень многое сделали для того, чтобы создать у вас ощущение полной реалистичности происходящего и прочувствовать эмоции, наполняющие героев. И при этом, более того, в процессе игры вы начинаете верить в том, что подобный «конец света» действительно может произойти с нашим миром. Что, на наш взгляд, и есть самое тяжёлое эмоциональное переживание для любого, кто захочет попробовать «Horizon: Zero Dawn». Вы с ужасом переосмысливаете многие вещи, которым не придавали значения. Вы начинаете задумываться над тем, сколь хрупок и беззащитен тот мир, к которому мы все привыкли, и как мало нужно для того, чтобы он навсегда остался в прошлом. С философской точки зрения, как нам представляется, вообще очень немногие игры в мире продвинулись до такого уровня воздействия на мышление пользователя.

Главная героиня

Рыжая красавица по имени Элой – главная героиня «Horizon: Zero Dawn». История типична для фантастических романов или фильмов: ещё будучи младенцем, она почему-то была брошена родным племенем, и малышку растил-воспитывал охотник по имени Раст. Он научил Элой выслеживать животных и роботов, научил охотиться на них и выживать в агрессивной среде окружающего мира. А самое главное – охотник стал её духовным пастырем, научив девочку никогда не отчаиваться и не падать духом. Оба они – отверженные, изгои, сбежавшие от соплеменников и пытающиеся выжить самостоятельно.

Когда Элой исполняется 19, она решает принять участие в обряде инициации, поскольку победа в этом конкурсе может вернуть ей право жить в родном племени. С этого и начинается долгий путь, на протяжении которого Элой ищет ответы на множество трудных вопросов. Что всё-таки случилось с людьми, какая катастрофа постигла этот мир в прошлом? Кем были её родители и почему соплеменники отвергли её? Откуда взялись все эти удивительные и страшные машины-чудовища? Ответы придут, и тайны раскроются – но постепенно, не сразу.

Искусство боя

Ещё в детстве Элой находит где-то маленькое устройство под названием «Визор» (в англоязычном оригинале оно называется «Focus»). Если прикрепить его над ухом, визор позволяет видеть и слышать дыхание других эпох. С его помощью Элой научилась считывать архивы от вымершего человечества. Также прибор неплохо помогает ей выслеживать разных людей, противников и недоброжелателей, заботливо показывая их следы и указывая на оставленные улики. Это очень напоминает систему видения в игре The Witcher 3. Наконец, «Визор» указывает слабые места в конструкциях монстров-машин, что позволяет девушке вовремя нанести критический удар и вывести железный организм. «Визор» даёт возможность сканировать окружающее пространство и обнаруживать скрытые от глаз механизмы, источники сигнала, людей, вообще видеть разного рода секреты. В процессе прохождения визор неоднократно спасёт главной героине жизнь, поэтому стоит научиться использованию всех его возможностей. Активируется «Визор» нажатием на правую аналоговую рукоять контроллера PS DualShock 4.

Элой будет сражаться, и практически всегда это будет бой с многократно превосходящим мощью и вооружением противником. Путь рыжей красавицы не покажется лёгким. Боевая система игры построена на использовании нескольких видов оружия, главным из которых является лук. Если вы любите видеоигры со стрельбой из лука, то «Horizon: Zero Dawn» – это то, что нужно. Ассортимент луков в игре огромен, они различаются самыми разными параметрами – типом используемых стрел, дальностью, поражающей способностью и прочим. Элой может стрелять обычными стрелами, огненными, бронебойными (точнее – полностью срывающими броню с поверхности машин), высокоточными стрелами, самонаводящимися и так далее. Если же возможности лука покажется недостаточными, то к услугам героини пращи, позволяющие швырять в противников взрывные снаряды. Можно также поставить вдоль по пути врага растяжку из специальной пушки, где он обязательно подорвётся. В игре предлагается даже оружие, стреляющее целым градом стрел, такой аналог дробовика на первобытный лад. Также Элой может сбить одно одно из тяжёлых орудий с какой-нибудь железной машины-монстра и обратить эту пушку против врага. Вообще стоит отметить, что создатели «Horizon: Zero Dawn» позаботились о многообразии стратегий, связанных с использованием разного вида оружия и боеприпасов для него. Вариантов в игре достаточно, более того: каждый игрок обязательно сможет найти для себя идеальное сочетание вооружения, позволяющее успешно выполнять миссии и доминировать.

Если же вы не особый поклонник стрельбы из лука, то есть вариант воевать при помощи копья. Это, правда, будет немного сложнее, чем прицельная стрельба на большом удалении, но также весьма эффективно при определённых навыках. Так, правильно чередуя сильные и слабые атаки, вы сможете вначале сбить противника с ног, затем обезоружить его, и наконец нанести смертельный удар. Есть действенное оружие и против железных монстров: например, крупные машины можно опрокидывать, используя специальное орудие, которое спутывает их ноги верёвками. Наконец, игра создаёт множество возможностей расставить по полю боя различные ловушки, мины и прочие «приблуды», которые при контакте с противником взрываются или поражают его электрическим разрядом.

Умения, навыки, крафтинг

«Horizon: Zero Dawn» – игра многоуровневая, как того и требуют правила жанра. По мере прохождения игры Элой постепенно набирает опыт и получает очки навыков, которые можно тратить, войдя в специальное меню. Причём «дерево умений» делится на три ветки. Так, ветка «Охотник» включает навыки бесшумных атак, уклонений и вообще умения действовать скрытно. Элой научится бесшумно нападать на врагов со спины, подкрадываясь к ним в траве. Ветка «Воин» акцентируется на искусстве стрельбы из лука и боя копьём. По мере обретения новых навыков время будет замедляться, когда вы целитесь во врагов, а эффективность ближних атак будет всё лучше. Третья ветка называется «Собиратель»: она научит героиню извлекать максимум ценного из поверженных врагов и машин, а также лучше изготавливать боеприпасы, обезвреживать ловушки и преодолевать преграды.

Крафтинг – очень важная составляющая процесса игры. Всё, что вы поразили, будет полезным: тела убитых животных дадут кости, мясо и шкуры, уничтоженные машины обеспечат вам ценные детали для изготовления боеприпасов или для продажи местным торговцам. Отдельное меню позволяет крафтить стрелы, создавать лечебные отвары и снадобья, увеличивать вместительность мешков для переноски завоёванного лута. Всё это очень похоже на игры Far Cry, хотя здесь, на наш взгляд, система крафтинга работает ещё более совершенно. Практически любое оружие, кроме разве что копья, можно улучшить так называемыми модификаторами: сделать его точнее, мощнее, удобнее. Можно «прокачивать» и  одежду с помощью особых тканей, делающих её устойчивой к стрелам, огню, электричеству и так далее.

На определённом этапе странствий Элой научится подчинять машины, взламывая их внутренние системы. С этого момента они станут серьёзным подспорьем в вашем

продвижении, а некоторые дадут просто фантастические возможности. Например, Элой сможет подчинить механического коня и скакать на нём с огромной скоростью, куда захочет. Взлом более сложных машин потребует от девушки знания определённых документов, так называемых «протоколов безопасности», найти которые удастся только в древних руинах былой человеческой цивилизации. Между прочим, по всем территориям в «Horizon: Zero Dawn» разбросаны загадочные древние артефакты, сосуды (например, фарфоровые кружки с именами их владельцев), а также металлические цветы, которые можно обменять у торговцев на различные полезные штуки. Хотя торговцы с удовольствием купят у вас любые находки, относящиеся к «древности – например, древние колокольчики (армейские бирки), древние браслеты (наручные часы из нашего века). Любители пособирать старинные предметы и покопаться в прошлом найдут здесь огромное и интереснейшее поле деятельности. Так, например, к их услугам многочисленные древние аудиозаписи и голограммы, видео и прочие носители информации, воспроизведение которых позволит осмыслить суть произошедшей на планете в далёком прошлом катастрофы.

Совершенство квестов

Игра содержит многообразное и полностью исключающее повторения событий «дерево» квестов. Квесты в «Horizon: Zero Dawn» можно разделить на базовые (те, обеспечивающие основную сюжетную линию), и побочные, которые как бы «уводят в сторону», позволяя испытать какие-то особые приключения, при этом тоже очень интересны и, кроме того, также воздействуют главный сюжет. Помимо квестов, в игре есть так называемые «дела» – задания более лёгкого порядка, например: «сходи туда», «убей того», «добудь и принеси это». Качество квестов в игре столь совершенно, что создаётся некоторая зависимость: ты проходишь каждый этап не просто чтобы его пройти, а ради потрясающих приключений. По общим впечатлениям, скорее всего, ориентиром для авторов этой игры служил «Ведьмак». Хотя многие приключения, без преувеличения, ещё круче.

Здесь стоит отметить, что для написания сценариев квестов команда разработчиков специально приглашала Джона Гонсалеза, ведущего сценариста студии Fallout: New Vegas. Безусловно, «Horizon: Zero Dawn» не абсолютный лидер в данном формате, его мир не столь огромен, как в продукте «CD Projekt Red», да и количество квестов поменьше. Однако то, что здесь есть, проработано с феноменальным совершенством. Можно быть уверенным, что скучно не будет. Например, встречаются задания-расследования, когда нужно найти вора или убийцу по оставленным им уликам. Есть задания, где необходимо раскрытие определённых головоломок. Есть квесты-истории, которые потрясают душевностью и искренностью рассказанных в них жизненных драм. В общем, геймеру остаётся только наслаждаться как самими процессами, в которые он будет вовлечён, так и их интеллектуальной насыщенностью.

Перемещения и диалоги

Перемещения на огромные расстояния в «Horizon: Zero Dawn» проработаны достойно другого мира, такого, который мы никогда не увидим. Хотя здесь сражаются луком и копьями, зато умеют телепортироваться. По всему миру Элой то и дело натыкается на костры. Приблизившись к такому костру, достаточно активировать на карте точку быстрого перемещения. Вначале для этого потребуются специальные комплекты, которые можно забрать у убитых врагов, а затем можно просто купить некий юнит, позволяющий «летать» по всей карте без ограничений. Особенно это помогает при завершении прохождения квестов, когда игроку необходимо вернуться в определённую точку (NPC).

Интересно проработано и взаимодействие с другими участниками процесса. При возникновении диалогов с другими персонажами Элой может выбирать варианты ответов, которые делятся на три типа. Первый (он обозначен символом «кулак») предполагает прямую агрессию. Второй, который отмечен символом «мозг», означает хитрую схему коммуникации, где потребуется смекалка и знания героини. И третий вариант обозначается символом «сердце», это когда Элой выбирает наиболее мягкий подход к собеседнику. В целом, что показательно, финал игры в значительной степени будет определяться тем, как вы относились по ходу прохождения к другим людям, как взаимодействовали, не нанесли ли кому-то (настроенному нейтрально или дружелюбно) неоправданный вред. Так что в диалогах следует строить своё поведение предельно взвешенно и прагматично. Не становиться, конечно, «девочкой для битья», но и не бить-лупить всех подряд ни за что ни про что.

Движок «Decima»: техническое совершенство процесса

Стоит особо отметить техническое совершенство этой игры. Это, собственно, и есть фирменная «фишка» Guerrilla Games, к которой на сей раз приложили руку и другие разработчики. Новый игровой движок Decima – детище Sony – оказался настолько эффективен, что на его основе начали разрабатывать игры в том числе и в студиях-партнёрах корпорации. Например, на его основе работает игра-хоррор Until Dawn. Японский гейм-дизайнер Хидео Кодзима выбрал Decima в качестве движка своей будущей игры Death Stranding, которая представлена на рынке как эксклюзив «PlayStation 4». Движок действительно достойный – он превосходно решает такие задачи как обсчёт искусственного интеллекта, реалистично прорабатывает физику всех процессов и при этом он обеспечивает замечательную картинку в разрешении 4K и с поддержкой цветового диапазона HDR. При этом продукт, что называется, открыт к совершенствованию: коды этого движка постоянно дорабатывают лучшие программисты из различных студий Sony. Поэтому, говоря об успехе движка «Horizon: Zero Dawn», можно сделать вывод, что это уже не только произведение Guerrilla Games, а некое совместное детище, которое отвечает самым взыскательным запросам современного геймера.

Заслуга технической части не только в безупречной работе всего, что должно думать и двигаться. Это также и общее эстетическое удовольствие, которое вы получаете от превосходной картинки. Визуально игра просто восхищает. Красивейшие, проработанные до каждого листика пейзажи, поросшие лесом и зеленью руины древних городов ХХI века, колышущаяся на ветру листва и трава, плещущаяся в озёрах рыба, изумительной красоты закаты и рассветы, облачность, дымка – можно без преувеличения сказать, что природа в «Horizon: Zero Dawn» прописана идеально, и картинка – едва ли не самая красивая, что вообще когда-либо присутствовала в видеоиграх. Сильное впечатление также производят костюмы персонажей. Это настолько совершенное творение, что вы теряетесь. Когда вы видите все эти замысловатые орнаменты, эти меховые, металлические или костяные вставки-амулеты, эти ремни и перья на одеяниях старейшин и членов племён – хочется поневоле снять шляпу перед создателями игры. Какая армия художников и дизайнеров работала над всем этим великолепием! А особенно для Элой. Каждое одеяние девушки – произведение искусства, а ведь за всю игру она наденет немало этих костюмов. Вообще вся визуальная часть – костюмы, трава, пейзаж, декорации, интерьеры – пропитана совершенством, здесь чувствуется истинная любовь авторов к каждой детали. И именно детали создают то ощущение полной реалистичности  происходящего, которое в «Horizon: Zero Dawn» подкупает с первых минут.

Анимация, движение и звук

Отдельно нужно сказать несколько слов по поводу лицевой анимации персонажей. В некоторых прошлых продуктах этой студии (в частности, таких как Killzone Shadow Fall) графика лиц «никакая». Они там – как восковые, неживые. Но здесь вы увидите нечто абсолютно противоположное. Кажется, в Guerrilla Games сделали достойную работу над ошибками, и теперь анимация лиц персонажей сделана непревзойдённо. Более того: в отдельные моменты вы можете даже увидеть на лицах героев движения отдельных мимических лицевых мышц (!), которые, как правило, в видеоиграх вообще не задействуют. Хотя порой чувствуется, что у некоторых второстепенных персонажей лицевая анимация не так выразительна, как у героев первого плана, но заметить это достаточно сложно.

И ещё одно поразительное для геймера наблюдение. За более чем 28 часов, которые мы на сегодня провели в мире «Horizon: Zero Dawn», не выскочило ни одного «бага». Ни одного провала в текстуры, ни одного «зависа», глитча, испорченного квеста, ни одного выброса в меню и тому подобного. Мы видели много игр, достойных, классных, но такой чистоты работы не встречали ещё нигде.

Правда, на фоне совершенства техники несколько разочаровывает прямое заимствование отдельных игровых механик и алгоритмов из других популярных игр. Мы уже упоминали про параллели с «Ведьмаком» и Far Cry. Также можно сказать, что лента диалогов «до степени смешения» напоминает то, что происходило в целой серии RPG, таких как Mass Effect. А прыжки Элой по горным выступам мгновенно вызывают ассоциацию с сериями Assassin’s Creed или Uncharted.

Нет, конечно, мы не хотим сказать, что каждый раз авторы должны изобретать какие-то новые техники. Заимствование – это нормально. Но когда заимствование идёт буквально как через Copy + Paste, «один в один», так, что ты в какую-то секунду ощущаешь себя в совсем другой игре, это неправильно. На наш взгляд, как графически, так и с точки зрения физики процессов такие заимствования должны как-то ретушироваться, вуалироваться. Так, чтобы хоть немного, но отличаться. Хотя, впрочем, это одно из очень немногих разочарований, которые принесла данная игра. Если учесть тот титанический труд по созданию совершенно нового мира, то этот недостаток вообще выглядит малозначимо, тем более что он, по большому счёту, ни на что не влияет.

Нельзя не отметить прекрасный звук и глубокий, действительно «цепляющий» музыкальный саундтрек. Музыку для игры создавали композиторы Йорис де Ман и Нильс ван дер Лист, а также британский дуэт The Flight. К озвучке персонажей привлекались знаменитые актёры – например, Элой озвучивала Эшли Бёрч, известная также также ролью Хлои в игре «Life is Strange» и десятками других героев, которым она подарила свой голос в различных видеоиграх и анимационных фильмах. Одного из персонаже в игре озвучил Лэнс Рэддик, известный по сериалу «Грань» и недавней игре «Quantum Break». При желании, конечно, можно выбрать российскую озвучку, чтобы не отвлекаться на субтитры. Однако в оригинальном звуке игра всё же создаёт особое впечатление.

Выводы: плюсы и минусы

Плюсы

+ Игра построена на основе превосходного, захватывающего и очень философичного сюжета. Она заставляет не только играть, но и думать. Причём – на вечные темы.

+ Потрясающая техническая часть. Яркая графика, идеально проработанный абсолютно живой мир, живой человек (включая мимику лиц), плюс невероятная красота природы.

+ Безупречная работа движка, отсутствие «багов» и прекрасная проработка текстур. Как итог, по визуальной части это одна из самых совершенных игр на текущий момент.

+ Великолепная работа роботов-машин. Настолько, что то, чего нет в нашем мире, выглядит и кажется естественным!

+ Идеально проработанная боевая система, система развития, открывающая просторы для совершенствования тактик.

+ Прекрасная озвучка персонажей, звукорежиссура и высококлассная музыка.

+ Обилие и совершенство игровых квестов, которые затягивают как наркотик.

+ Отличные костюмы персонажей и в целом достойная восхищения работа команды художников.

Минусы

– Многие механики и элементы физики (прыжки по скалам и т. д.) полностью скопированы из других игровых серий, даже без попытки «заретушировать» сходство.

– Недостаточно проработанная анимация отдельных второстепенных персонажей.

– Навигатор игры не всегда прокладывает оптимальный маршрут, приходится думать самостоятельно.

Выводы

На наш взгляд, «Horizon: Zero Dawn» – очень достойный продукт, который никого не разочарует. Это ещё одна яркая эксклюзивная игра для PlayStation 4, прохождение которой подарит множество незабываемых минут и ярких эмоций. В том числе – и очень глубоких, таких «корневых». Один из авторов написал, что эта игра оставляет «прекрасное послевкусие», но мы бы также добавили – она оставляет след в душе. Серьёзно. А это, как известно, признак настоящего искусства.

Очень бы хотелось, чтобы «Horizon: Zero Dawn» был продолжен. Мы бы искренне желали, чтобы это творение художественной и философской мысли стал стартом новой серии. Ибо оно того достойно. Единичный, пусть даже очень яркий игровой проект имеет по нынешним временам короткую жизнь. Нужно, чтобы такие талантливые проекты имели продолжение. И не одно. Пройдя основные сюжетные квесты, мы пришли к ощущению, что история Элой ещё далеко не закончена, она требует продолжения. Команда создателей проделала колоссальный труд, создав удивительно историю, великолепную боевую систему и огромный, абсолютно реалистичный живой мир, полный тайн. В этом мире хочется остаться надолго. Хотелось бы, чтобы сиквел игры появился быстрее, хотя мы понимаем, что на это потребуется ещё несколько лет.

 

openqazaqstan
30 марта 2017, 22:00
1658

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Когда открыл пост, подумал - не, ну я не осилю этот "холст". Но в итоге зачитался и прочел дважды:) Автор явно проникся игрой, респект
У меня крестник в неё играл... а я рядом сидел часа два и не мог оторваться. Захватывает. Смотришь, реально, как фантастический фильм.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор Уполномоченный по правам ребенка, как институт во всем мире стоящий на страже жизни и прав детей, в нашей стране будет выполнять представительские функции?
AliyaSadyrbaeva
25 июля 2017 / 18:27
  • 11106
  • 10
Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Некоторые мои знакомые, мечтают уехать в Россию и побыстрее получить гражданство. Кому мы там сдались? Есть замечательная поговорка: "Где родился - там и пригодился".
Washington
25 июля 2017 / 12:15
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
24 июля 2017 / 10:18
  • 3517
  • 12
Если вам отвечают на казахском языке – ситуация с точки зрения законодательства

Если вам отвечают на казахском языке – ситуация с точки зрения законодательства

Я своим постом не собираюсь критиковать кого-либо, что люди знают или не знают казахский или русский язык. Я выражаю своё мнение с точки зрения законодательства о языках.
Advokot
25 июля 2017 / 13:50
  • 3552
  • 31
Ненавязчивый сервис Родины. Почему казахстанцы не очень-то спешат на Алаколь и в Баянаул

Ненавязчивый сервис Родины. Почему казахстанцы не очень-то спешат на Алаколь и в Баянаул

Как Кыргызстан смог превратить в «игрушку» побережье Иссык-Куля? Сервис там – на любой статус и кошелёк, и цены выгоднее Алаколя или Балхаша раза в два-три, и дороги шикарные, народ гостеприимный.....
openqazaqstan
сегодня / 11:54
  • 2503
  • 15
Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Что касается парней, так это вообще отдельная тема. Они для меня загадка. Уже год пытаюсь понять ход их мыслей. Для нас, казахов, немного сложно понять, почему человек в 35-36 лет, до сих пор не нашел смысла жизни.
AASh
24 июля 2017 / 15:19
  • 2479
  • 25
СказQAZ о королеве ночного города. Казалось, ничто не могло прошибить её оборону

СказQAZ о королеве ночного города. Казалось, ничто не могло прошибить её оборону

- Ты задолбала быть такой прекрасной!.. Пьяный в доску романтик еле держался на ногах. Девушка, сидящая за столом, даже не удостоила его взглядом. Охранники нежно вытолкали его из заведения.
Aks_Ras
26 июля 2017 / 12:09
  • 1682
  • 3
Хан Ордасы – ставка Жангир-хана. Здесь была открыта первая в Казахстане типография

Хан Ордасы – ставка Жангир-хана. Здесь была открыта первая в Казахстане типография

Ханская ставка Жангир-хана в селе Хан Ордасы Бокейординского района Западно-Казахстанской области - это одно из самых интересных исторических мест Казахстана.
theYakov
26 июля 2017 / 5:34
  • 1647
  • 6
Жангалинский район. Здесь были выведены эдильбаевские овцы и кушумские лошади

Жангалинский район. Здесь были выведены эдильбаевские овцы и кушумские лошади

В Жангалинском районе повезло посетить бывший легендарный совхоз "Бирлик", где были выведены известные на весь СССР рекордсмены - баран весом 167 кг и овцематка весом 128 кг.
theYakov
25 июля 2017 / 13:14
  • 1618
  • 5