Если рассматривать образование как услугу, то учителя воспринимаются школьниками как обслуживающий персонал в образовательной сфере с необязательными личными культурными, интеллигентными навыками - по типу какая зарплата (взятка) такое и отношение к профессии и к ребёнку, если преподаватель не энтузиаст своего дела, а "официант" предпочитающий чаевые.
Ученик в этой системе может отказаться от услуги культурного поведения, как фактора низкой конкурентоспособности в агрессивной подростковой среде или жизненных обстоятельствах.
Что давно нашло отражение в известном популярном американском мультике "Южный парк", поскольку отражает этот тренд в формате западного проекта варианта глобального образования для населения мира.
Но в частных и государственных школах Европы, Северной Америки с давней историей и столетиями, десятилетиями не менявшимся названием, брендом, существуют высокие требования к ученику как по владению несколькими языками, культурными навыками (входит в программу обучения) - от танцев до спорта, этикета, знаний культурных ценностей мира, включая театры, балет, пение, верховая езда, школьная обязательная форма (чувство команды, коллектива, командной работы) и прочее. Хотя и в этих элитный и престижных школах не обошлось без скандала. Ученики британской элитной школы воровали в Освенциме.
Если рассматривать образование как производство граждан, то тут как и на всяком успешном предприятии, возникают высокие требования как к подготовке педагогов, так и к преподавателям как к высокопрофессиональным высокооплачиваемым наставникам. При этом у ТОП менеджмента школы вознаграждения, бонусы, пенсии зависят от конечного результата. А качество производимых граждан оценивается обществом, экспертами, притоком иностранных учащихся, как следствие мирового признания качества обучения.
От выбора построения образовательной системы зависят и социальные лифты, идеология страны, и её будущие.