Предвыборная реклама в Казахстане

Бахытжан Бухарбаев 2010 M09 28
5843
52
1
0

Де-юре каждый гражданин в демократической стране может выдвинуть себя в президенты, если соответствует нормам, предписанным в нормативных актах. На деле же это не совсем так, учитывая то, что на...

Де-юре каждый гражданин в демократической стране может выдвинуть себя в президенты, если соответствует нормам, предписанным в нормативных актах. На деле же это не совсем так, учитывая то, что на предвыборную кампанию кандидатами расходуется огромное количество средств.

В США, к примеру, были времена, когда президент добирался до Белого дома пешком, а на то, чтобы победить, не тратил ни гроша. В те времена демократия американцев напоминала прямую. Что видим сегодня? На последних выборах президента победитель Барак Обама только в штате Флорида и только на телевизионную рекламу раскошелился в 27,5 млн. долларов. Тем самым, выборы превращаются в недоступную для многих роскошь.

Предвыборные плакаты кандидатов в президенты на последних президентских выборах в 2005 году

В нашей стране такая кампания на миллионы не проводилась, по крайней мере на моей памяти такого не было. Однако на политические листовки, плакаты и прочую печатную продукцию денег не жалели. А что? Таковые во все времена были востребованы. Простенько, со вкусом, в меру эффективно. С течением времени их качество, оформление и разнообразие росло. Можно проследить эволюцию именно печатной предвыборной продукции. Благо, фактологический материал у меня имеется.

Увы, я не располагаю материалами агитационного содержания первых президентских и парламентских выборов страны. Поэтому, будем пытаться строить картину из того, что есть.

Обложка предвыборной платформы С.А.Абдильдина не блещет обилием цветов, выполнена в шаблонном стиле


То же самое можно сказать и об этой листовке

Простоту и незамысловатость агитационных листовок той поры, скорей всего, можно объяснить экономической ситуацией и неразвитостью выборных технологий. Западная модель выборной кампании с учетом набора спичрайтеров, ньюсмейкеров, имиджмейкеров, психологов, дизайнеров, агитаторов нового поколения еще не вошло в моду.

Черно-белый вариант листовки блока Абдильдина и Жакиянова

Листовки той поры, как вы видите, сильно отличаются от тех пяти, которые расположены самыми первыми наверху.

Дальше в агитационных раздаточных материалах произошла "цветная революция". Поворот к этому, в основном, произошел с начала 2000-х. Вот некоторые образцы:

К моменту последних президентских выборов, состоявшихся 4 декабря 2005 года года, выяснилось, что в деле произошел значительный сдвиг вперед по сравнению с 90-ми. Это проявилось как в многообразии, так креативности некоторых листовок и плакатов.

Итак, что же у нас есть?

Плюс к тому моменту активизировались и другие организации. Это было, скажем, одним из отличительных черт тех выборов. Вот некоторые образцы:

Первый цветной плакат принадлежал молодежному общественно-политическому движению "Кайсар". Вторая листовка принадлежала Русской общине Казахстана, Республиканскому Славянскому Общественному Движению ЛАД.

Была еще такая листовка, происхождение которого я так и не выяснил:

Одно только понял, что здесь был использован принцип кривой Эббингауза. Совсем как в этом тексте:

Затем последовали парламентские выборы в 2007 году. Надо сказать, разнообразия тогда было мало. Агитационные материалы некоторых партии я так и не увидел. Обычно в нашей стране президентские выборы более "популярны" у народа, если судить по явке. Видимо, поэтому на них особо и не тратятся.

Агитационные материалы ОСДП. По моему, только они не скупились на средства на тех выборах

А это листовка Партии патриотов Казахстана - настоящий раритет. Даже на тот момент. Больше одного раза я не видел

Ну и, собственно, несколько календариков. Они были в моде всегда:

И наконец, во время выборов страна "превращается" в самую читающую в мире. Появляется невиданное количество газет-одноминуток с самыми разнообразными названиями. Причем, у некоторых номера 68, 34 и т.д. Хотя во многих случаях ни до, ни после выборов их встретить было невозможно.

На этом мой маленький экскурс в прошлое завершен. Хочу отметить, что я не преследовал цели дать полную историю эволюции, я лишь поделился выводами, которые сделал исходя из материалов, которые были доступны мне. По крайней мере, вы смогли увидеть, что в предвыборной рекламе произошел огромный скачок вперед.

Если считаете, что большему количеству людей вышеизложенный материал будет неплохой пищей для размышления и тренировкой политического сознания, плюсаните пост =) Мое мнение таково: политическое сознание большинства наших сограждан должно быть расширено.

Оцените пост

-7

Комментарии

0
Великолепнейший пост!
-4
Спасибо. Раньше я собирал все это. Будет интересно, чем же нас порадуют политтехнологи кандидатов в 2012 году )
0
Я тоже собирал все агитплакаты с выборов 1999, но потом потерял их. А здесь такое...
0
Одна ошибка: листовка блока КПК и ДВК в оригинале цветная, парламентские выборы 2004 года.
0
История...)
Показать комментарии
Дальше