Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
11:50, 18 января 2017

Девять уроков сирийской войны. Часть 3 Сирия: война по доверенности

Начало поста здесь

Уроки и выводы по опыту боевых действий авиационной группы ВКС России

Урок №5. Экипаж Су-24М из состава авиационной группы ВКС России в Сирии, сбитого 24 ноября 2015 года истребителем F-16 турецких ВВС, состоял из командира экипажа, летчика, подполковника Олега Пешкова и штурмана экипажа, капитана Константина Мурахтина.

Blog post image

В инструкции экипажу в боевых условиях при поражении самолета
противником предписаны ряд действий. Один из них - командир экипажа обязан оценить обстановку и если она позволяет, развернуть самолет в сторону расположения своих войск и перед дачей команды на катапультирование, указать экипажу порядок дальнейших действий и место сбора.

Судя по видеороликам, отснятым с различных ракурсов, экипаж самолета после катапультирования не пытался маневрировать на парашютах. Имеется ввиду скольжение на парашюте с увеличенной вертикальной скоростью снижения и резкими изменениями траектории. Необходимо было сделать такой маневр, насколько позволял данный тип парашютов. Главная задача - как можно меньше времени находиться в зоне огня, ведущегося по ним из стрелкового оружия.

Звук издаваемый источником у Земли хорошо слышен в воздухе из-за разности атмосферного давления на разных высотах. Экипаж после катапультирования, находясь в защитных шлемах, мог не слышать звука стрельбы, но был обязан предполагать, что противник откроет по ним огонь.

Даже если эти типы парашютов не имеют клевант, то ими можно управлять и маневрировать с помощью изменения степени натяжения соответствующих строп. Это не гарантирует однозначного спасения от огня стрелкового оружия, но это снижает вероятность быть пораженным прицельным огнем. Как видно при подготовке к боевым действиям такие варианты не рассматривались, тренировки не проводились и как следствие экипаж не был обучен такому использованию парашютов. Командир экипажа Су-24, подполковник Олег Пешков, погиб от огня стрелкового оружия с Земли, возможно в результате такой пассивности.

Урок №6. Анализируя различные источники и слова штурмана Су-24М, капитана Мурахтина К., можно сделать вывод о том, что поиск и удары по наземным целям НВФ производились ежедневно. Все это происходило на небольшом удалении от района и места падения сбитого самолета. Указанные боевые вылеты были организованы по одной и той же схеме. Маршрут возвращения на аэродром базирования был тоже стандартным и производился по одной и той же схеме. Построение боевого маневрирования и схема захода на атаку так же были всегда шаблонными. А как известно шаблон в тактике — это весьма опасная вещь. И эта шаблонность ведения боевых действий позволила «неравнодушным партнерам» подготовить продуманную провокацию со всеми вытекающими последствиями (см. рис. 9).

Blog post image

На рисунках 9 и 10 представлены российский и турецкий варианты интерпретации инцидента со сбитым фронтовым бомбардировщиком Су-24М ВКС РФ самолетом F-16 ВВС Турции.

Кроме того, учитывая то, как был организован поиск и нанесение ударов с воздуха по наземным целям, можно вполне допустить, что каждый раз
нарушалось воздушное пространство Турции, имеющий в этом районе неудобный выступ для построения маневра самолета Су-24М, строящего заход на цель по выбранной им схеме, с левым разворотом (см.рис.10).

Blog post image

Возможно по этому поводу руководством вооруженных сил Турции, по имеющейся горячей линии между оборонными ведомствами Турции и России, выражалось недовольство систематическими нарушениями суверенного воздушного пространства Турции, которое всерьез российской стороной воспринято не было.

Возможно такой подход, когда проявляется неуважение к суверенности воздушных границ сопредельной страны при выполнении воздушных ударов вблизи границ вызвало возникновение инцидента с уничтожением истребителем ВВС Турции фронтового бомбардировщика ВКС РФ.

Документально этот факт не подтвержден источниками и является только допущением одной из версии развития событий. Но исключать эту версию нельзя, так как при отсутствии прямых свидетельских сведений, существует совокупность других сведений не исключающих право на существование такого варианта развития событий.

Имеются сведения, что до 7 октября 2015 года российский посол в Турции Андрей Карлов дважды вызывался в министерство иностранных дел Турции. Турция дважды выразила свое недовольство по поводу нарушения ее воздушного пространства самолетами российских ВКС. Мы знаем, что работавший с 2013 года посол РФ в Турции Андрей Карлов в декабре 2016 года был убит 22-летним бывшим полицейским на проведении мероприятий российским посольством. Не будем проводить параллели между событиями, так как это остается за рамками предмета рассмотрения.

Урок №7. Операция по спасанию второго члена экипажа, штурмана Су-24М сбитого самолетом F-16 турецких ВВС 24 ноября 2015 года, капитана Мурахтина Константина также было организовано без достаточного учета особенностей боевых условий. Спасание было организовано почти по варианту мирного времени. Единственно чем отличался поиск и спасание от мирного варианта – это то, что команда поисково-спасательной службы (ПСС) и парашютно-десантной группы (ПДГ) была вооружена штатным вооружением и для сопровождения основной группы на вертолете Ми-8 был выделен боевой вертолет Ми-24.

К тому же, положение усугубилось тем, что при организации спасания экипажа в боевой обстановке меры по обману и введению противника в заблуждение не были продуманы.

Говоря военным языком – замысла на проведение конкретной операции по спасанию экипажа, находящегося на территории занятой противником не было. Был только общий алгоритм действий применяемый обычно в таких случаях.

Blog post image

Известно, что при проведении мероприятий по поиску и спасанию, группа ПСС и ПДГ попала под огонь. Итог, погиб матрос Александр Позынич, ранены трое военнослужащих, потерян вертолет от прямого попадания ПТУО, а искомый штурман экипажа с самолета Су-24М - не найден.

Итог не утешительный - есть потери, задача не выполнена, эффективность операции уходит в зону отрицательных значений.

Ниже, без комментариев приводим сообщение, опирающееся кроме других источников и на информацию из Тегерана.

«Иранский генерал Касем Сулеймани (Qasem Soleimani)*, командир спецподразделения «эль-Кудс», которое специализируется на проведении операций за рубежом, участвующий в боевых действиях против ИГИЛ на территории Ирака и Сирии, возглавил миссию по спасению штурмана российского бомбардировщика.

По сообщению иранского информационного агентства ФАРС, после крушения российского бомбардировщика Турция направила спецназ в место, где упал российский самолет, чтобы взять летчика в плен и впоследствии шантажировать Россию.

Россия отправила несколько вертолетов, чтобы спасти своих летчиков, но их встретили огнем из самых современных видов оружия бойцы Свободной сирийской армии. В результате, они не смогли выполнить задание.

Тогда российское командование договорилось с Сулеймани о помощи в поиске и спасении Константина Мурахтина, штурмана сбитого Су-24М, который катапультировался при падении самолета. Как сообщает ФАРС, ссылаясь при этом на информационное агентство «Россия сегодня», инициатива возглавить операцию по поиску и спасению российского пилота исходила от самого Сулеймани.

Москва приняла его предложение и предоставила полную свободу действий.

Blog post image


Сулеймани мгновенно подготовил спецоперацию вместе с бойцами «Хезболла» и сирийским спецназом, прошедшим подготовку в Иране. Россия со своей стороны обеспечила прикрытие с воздуха и спутниковую связь».

В итоге этой наземной операции штурман самолета Су-24М капитан Мурахтин К. был спасен.

Каковы могут быть выводы из этого урока?

Какими могли быть действия группы ПСС по спасению второго члена экипажа?

На наш взгляд, как вариант они могли быть следующими.

Было хорошо известно, что координаты места, переданные штурманом на базу по мобильной связи могли быть перехвачены противником и группу поиска и спасения там могла ждать засада с серьезным вооружением и съемочной аппаратурой. В реальности так и произошло.

По состоянию на 24 ноября 2015 года на авиабазе Хмеймим, в составе авиационной группы ВКС России в Сирии находилось не менее 15 вертолетов. Из них 8 вертолетов можно было оставить для несения дежурства по охране авиабазы, если планировалось несение ими боевого дежурства с воздуха. Распределение наряда сил по несению боевого дежурства в воздухе могло быть таким: по паре вертолетов на встречных галсах со сменой их по необходимости следующей парой.

Blog post image

Остальные 7 вертолетов необходимо было задействовать на поиск и спасение штурмана с самолета Су-24М. Часть из этих вертолетов задействовать по плану, отвлекающему противника от места основной операции, а вторую часть выделить для выполнения реального плана.

Меры по обману противника в замысле спасения члена экипажа могли быть следующими (вариант): часть вертолетов с личным составом ПСС и ПДГ вооруженные штатным вооружением, направляется для работы по плану отвлечения противника от реального места нахождения штурмана. Ведется ложный радиообмен как бы с обнаруженным членом экипажа. Накал работы все время должно возрастать так, чтобы противник поверил в реальность событий.

Признаки появления такой веры у противника определяются заранее и отслеживается в действиях противника. В кульминационный момент «поисковой работы» с небольшой высоты проводится выброска ложного десанта к месту ложного обнаружения второго члена экипажа. Ложный десант - это несколько кукол на парашютах, изготовленные в натуральную величину членов ПДГ.

При обнаружении признаков перемещения в сторону ложного поиска группы противника организовавшая засаду для группы поиска и спасения на месте реального падения штурмана, подать условный сигнал для начала работы основной группы. Вертолёты из состава прикрытия работы ложной группы наносятся удары по выдвигающейся группе противника. Это должно выглядеть, как бы удары с целью прикрытия работы группы. Но, на самом деле, эти действия имеют целью снижение боевого потенциала противника и отвлечения его от места и хода работы основной группы.

Основной группой, состоящей из 3-5 вертолетов с ПСС и ПДГ на борту провести операцию по спасению второго члена экипажа самолета Су-24М с обеспечением разведки и прикрытия работы группы ПСС с воздуха.

И в этом случае никаких гарантий от потерь и от невыполнения задачи не существует, просто степень плотности и прицельности огня уменьшается в кратном размере. Противник, организовавший засаду, занявший удобную и пристрелянную позицию будет вынужден полностью или частично сняться и перемещаться с тяжелым оборудованием в ложный район по пересеченной местности, через горы, густо заросшие лесом.

А в случае обнаружения ими работы основной группы ПСС, ему будет нужно время для выхода на удобную позицию, установку оборудования, отслеживания траектории полетов вертолетов. Отражать атаки вертолетов группы прикрытия ложной и основной группы, отстреливаться, маскироваться и прятаться в укрытие. За это время операция по спасению члена экипажа может уже более или менее успешно завершиться.

Эффективность проведения операции спасения и в этом случае также зависит от вероятностных показателей, которые при разумном планировании и управлении операцией можно использовать в свою пользу по ходу развития событий.

* 3 января 2020 года Касем Сулеймани (Qasem Soleimani) был убит в результате авиаудара ВВС США с беспилотника. По заявлению Пентагона, спецоперация по уничтожению Сулеймани была проведена по личному распоряжению президента США Дональда Трампа. Это было после атаки 27 декабря 2019 года на иракскую базу США под Киркуком, где размещаются американские контрактники.

Другие посты автора здесь и здесь

Продолжение поста здесь

1
1099
0