Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
09:26, 15 января 2017

Девять уроков сирийской войны. Часть 2 Сирия: война по доверенности

Начало поста здесь

Ниже пойдет речь о некоторых досадных упущениях и ошибках, которые могли и не быть при подходе на должном уровне к организации подобных мероприятий. Автор понимает, что это будет звучать диссонансом на фоне однозначных дифирамбов, комплементарных и хвалебных речей в средствах массовой информации и в специальной литературе в адрес военно-политического руководства Российской Федерации, но не вести речь об этом нельзя. Необходимо извлекать уроки и делать выводы, совершенствовать свое военное искусство и соответствовать требованиям сегодняшнего дня.

Как уже было сказано, руководство и МИД РФ продемонстрировала высочайшую оперативность в деле достижения больших успехов в сотрудничестве с руководством Ирака, Ирана, Сирии, в областях, имеющих военные итоги. Но в тоже время, по непонятным причинам пренебрегла легализацией и закреплением своего военного присутствия в Сирии после перебазирования авиационной группы ВКС РФ на авиабазу Хмеймим.

Конечно такие упущения не проходят бесследно. Итак, урок №1.

1. Уроки и выводы из опыта боевых действий авиационной группы ВКС России

Урок №1. Авиационная группа ВКС РФ, перебазировавшиеся в сентябре 2015 года находилась и находится на территории Сирии на основании официального обращения легитимного правительства Сирии к руководству Российской Федерации. Известно, что в обращении содержалась просьба оказать помощь Сирии в создавшейся ситуации. Кроме того, в последующем были достигнуты и другие договоренности по этому поводу. Резолюции Совета безопасности ООН в этом случае как бы не требовалось, все находилось в рамках двухсторонних договоренностей, предусмотренных международным правом.

На наш взгляд мировое политическое сообщество в вопросе по Сирии в подавляющем большинстве внутренне было на стороне России. Выступление президента России Владимира Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН впечатлила многих руководителей государств и представителей. В то время, как его представляли миру как агрессора, речь его выглядела весьма выверенным, логичным, с опорой на здравые рассуждения на фоне его оппонентов. Вопрос Путина "вы хоть понимаете ли чего вы натворили" остался без ответа и эстафета права как бы перешла к нему. Примечательно то, что выступление Путина было за два дня до начала активных боевых действий в Сирии, то есть 28 сентября 2015 года.

Казалось бы, самое время воспользовавшись таким своим исключительным положением объявить все воздушное пространство Сирии бесполетной зоной для авиации, которая не имеет разрешения центров контроля воздушного пространства и управления полетами ВКС РФ, находящихся в Сирии.

Вакханалия, когда в воздушном пространстве Сирии летали самолеты (вертолеты), дроны коалиции, повстанцев и еще кого попало должна была бы прекратиться. Подразумевалось бы, что в связи с введенным военным положением в стране, любой летательный аппарат поднимающийся выше крыши, не имеющий на то разрешение, сбивалось бы огнем на поражение противовоздушных средств независимо от его принадлежности.

Поступи Россия так, в этом случае можно было увидеть, в каком незавидном положений оказались бы члены коалиции во главе с демократами из-за океана. Конечно они могли бы возмущаться, но как говорится аргументировать нечем. Резолюции Совета безопасности ООН у них не было и нет по сей день, а все остальное - это уровень доморощенной самодеятельности.

Думается, в этом случае, тех досадных потерь со стороны российских ВКС могло и не быть. Отношение мировой общественности, а также общественности в этом регионе к российским вооруженным силам наверняка бы изменилось и авторитет их бы многократно возрос. Появился бы «хозяин неба», только с разрешения, которого возможно использование воздушного пространства Сирии.

Урок №2. Для надежного контроля воздушного пространства с требуемой степенью перекрытия полей обнаружения необходимо было своевременно в нужных точках разместить локационные средства, работающие на различных принципах обнаружения, захвата и сопровождения воздушных целей с соблюдением мер материально-технического обеспечения и обеспечения безопасности личного состава и техники. Ввести такой порядок использования воздушного пространства, когда принадлежность воздушного судна, маршрут и цель полета каждого летательного аппарата заранее известна для органов контроля и управления.

В случае принятия, указанных мер, за счет средств контроля воздушного пространства, появилась бы возможность заблаговременно иметь информацию об опасной военной деятельности в воздушном пространстве над сопредельными территориями. Появилась бы возможность прогнозировать действия с сопредельной стороны в районе нанесения воздушных ударов и рассчитать возможные риски от таких действий и спланировать свои ответные действия.

Для реализации такой задачи и не обязательно было иметь контроль над всей территорией с помощью наземных войск. Если посмотреть на карту боевых действий и территории контролируемых различными противостоящими группами на то время, то можно увидеть, что внушительная территория Сирии была занята разного рода повстанцами.

Но решать эти задачи можно было с контролируемых наземных точек, а там где ее нет - ступенчатым подключением околоземных спутников, самолетов способных вести разведку больших территории (в девятом уроке будет идти речь о таких самолетах) и дополнением их дронами способными вести радиолокационную, инфракрасную и оптико-электронную разведку. Таким образом, территории, где активность НВФ высока, можно было контролировать с более или менее плотным покрытием.

Урок №3. Размещение С-300 или С-400 на территории Сирии необходимо было провести с началом или до начала перебазирования в Сирию авиационной группы ВКС РФ. Обеспечить взаимное перекрытие зон огня по воздушным целям, по высотам и направлениям полета, а также по другим параметрам в районах ведения боевых действий и базирования.

Такая мера если не прямо, то косвенно помогла бы отрезвить лихие головы «партнеров» и лишить их соблазна приближаться или посягать на контролируемую воздушную территорию, что в комплексе с уже перечисленными мерами, не допустило бы некоторых отрицательных политических дивидендов и досадных потерь.

Урок №4. В середине сентября 2015 года на зарубежных порталах, сайтах, в том числе и в коммерческих появились фотографии авиационной техники авиационной группы ВКС России, размещенных на аэродроме базирования в Сирии. По информации этих ресурсов, снимки сделаны коммерческими беспилотными летательными аппаратами и гражданскими спутниками с околоземных орбит.

На фото заметно, что рассредоточение авиационной техники на аэродроме базирования после перелета, за некоторым исключением, была сделана без учета боевой обстановки. Размещение на аэродроме авиационной техники, авиационных средств поражения (АСП), материально-технических средств (МТС), горюче-смазочного материала (ГСМ) было организовано по мирному времени.

Такое размещение авиационной техники, запасов АСП, МТС, ГСМ вызывает у противника соблазн «малой кровью» за короткое время нанести значительные потери. Это может быть удар с воздуха малозаметными, малоскоростными и низколетящими средствами. Так же эти удары могли быть нанесены наземными огневыми средствами или диверсионными группами противостоящих сил.

Вместо того, чтобы разместить каждый самолет в отдельном капонире, они размещены как на параде – в одну линию (см. ниже, рисунки. 4, 5, 6, 7). Если ограниченное количество стоянок с обвалованием не позволяет разместить в них все перебазировавшиеся самолеты, то необходимо было их рассредоточить на безопасном расстояний друг от друга насколько позволяет емкость стоянок для самолетов.

Blog post image Blog post image Blog post image Blog post image

При попадании снаряда (гранаты) и возгорании одного из них другие находятся в опасной близости. Возможность быстро отбуксировать такое количество самолетов, под огнем противника, за короткое время, не представляется возможным из-за необходимого на проведение этих операции времени, буксировочного транспорта, буксировочных средств и личного состава. Особо сложно это сделать если удар нанесен по самолетам (вертолетам) размещенным на флангах открытых стоянок и находящимся в центре. В этом случае возможны невосполнимые потери основного боевого состава самолетов (вертолетов)

Само наличие такого факта рассредоточения авиационной техники говорит о подготовке к миссии авиационной группы ВКС РФ за пределами страны организовано было не на должном уровне, без учета боевых условий, без перестройки психологии с мирного на военное время, как говорится «на скорую руку».

Какие выводы можно сделать из этого урока?

При индивидуальном укрытии в обвалованиях, в капонирах, в случае нанесения удара и даже при дефиците средств пожаротушения вероятно будет выведен из строя один самолет (вертолет), а песчаное обвалование сохранит другие самолеты и вертолеты от попадания в них осколков при их разлете от взрыва пораженного самолета (вертолета).

Такой же подход должен был быть реализован и при организации хранения и охраны АСП, МТС, ГСМ и авиационно-техническим имуществом (АТИ).

В этом случае должны быть продуманы меры и обеспечены варианты безопасного и быстрого выруливания и взлета самолетов (вертолетов), быстрого обеспечения самолетов (вертолетов) АСП для выполнения ими боевых задач, быстрой заправки ГСМ и своевременной доставки и снабжения МТС, АТИ для самолетов (вертолетов), которым требуются таковые замены.

Для полного обеспечения безопасности авиабазы данные меры недостаточны.

Необходима усиленная охрана аэродрома базирования, его инфраструктуры, линии и систем энергоснабжения и других инженерных коммуникации в соответствии с требованиям военного времени. Охрана должна быть объектовая и мобильная для контроля и возможности их усиления в необходимых случаях. Необходимо обеспечение наземными противовоздушными средствами по периметру, особенно с морского и других открытых опасных в противовоздушном отношений направлениях с учетом предельных параметров для уничтожения воздушных целей, сведенных в единую систему с централизованным получением информационных и разведывательных данных и управлением огнем.

Даже эпизодическое несение боевого дежурства вертолетами в воздухе по охране авиабазы является весьма затратным вариантом по ресурсам авиатехники и расходам ГСМ, который требует обеспечения АТИ и ГСМ также, как если бы боевые действия велись с территории своей страны.

Продолжение поста здесь

Другие посты автора здесь и здесь

4