Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
8
09:27, 11 января 2017

Девять уроков сирийской войны. Часть 1 Сирия: война по доверенности

Не претендуя на истину в последней инстанции хотелось бы сказать несколько слов об обстановке, сложившейся в Сирийской арабской республике (САР, далее – Сирия).

Излагаемый материал не представляет собой официальную точку зрения, а является результатом научных исследований, анализа и экспертной оценкой текущих событий в Сирии по открытым материалам средств массовой информации (СМИ). Эти два абзаца можете считать как дисклеймер. Итак, продолжим.

1. Характер войны

Мы не согласны с теми, кто утверждает, что сейчас в Сирии идет гражданская война.

Исходя из опыта изучения причин возникновения гражданских войн, можно сказать, что основным из них является наличие решения властных структур или группы захватившей власть, реализация которых кардинально и резко изменяет условия жизни граждан. Также дестабилизатором ситуации может стать принятие решения несущественно изменяющее сложившееся положение, но наложившееся на постепенно накопившееся недовольство населения страны, ранее принятыми решениями.

Такие изменения обычно задевают основные права, свободы, интересы и имущественные права широких слоев граждан страны. Сила, глубина проявления и влияния на привычный образ жизни этих решений не позволяет игнорировать их. Для некоторых слоев населения, соблюдение таких решений не оставляет смысла дальнейшего существования. Следствием таких решении может стать резкая активация населения. Их отношение и взгляды на сложившееся положение могут быть резко диаметральными, но общей характерной чертой является готовность решать проблемы вплоть до участия в вооруженной борьбе.

Обычно в таких случаях формируются группы, которые сплачиваются вокруг решения проблемы задевающие их основные интересы. В этой борьбе могут объединяться представители различных национальностей, социальных слоев, независимо от исповедуемой религии, имущественных и других различий. Насколько нам известно, в Сирии не было таких резких решений или совокупности таких решений, которые бы задевали религиозные взгляды различных групп населения, чтобы они могли объединяться вокруг решения проблемы религиозной дискриминации.

Условием, которое запускает начало гражданской войны является то, что обе стороны категорично не желают идти на взаимные уступки или компромисс. При резко диаметральных отношениях различных слоев населения и властвующих групп это неминуемое ведет к гражданской войне. Как правило в таких случаях стороны идут на неограниченные жертвы для отстаивания своих прав, свобод, интересов и достижения цели.

Одним из критериев гражданской войны является участие в ней широких народных масс - граждан этой страны. В этих условиях, каждый гражданин обязан определиться в своих политических и других взглядах. Отсутствие таковых или желание придерживаться нейтралитета не являются возможностью избежать получения ущерба от конфликтующих сторон или сохранения жизни.

На наш взгляд боевые действия в Сирии имеют характер «гибридной войны». Первоначальным подтверждением этого тезиса является тот факт, что в Сирии имеют место боестолкновения между правительственными вооруженными силами и вооруженными формированиями повстанцев. В иной классификации их называют незаконными вооруженными формированиями (НВФ).

Повстанцы не являются профессиональными военными, хотя многие из них имеют достаточно высокий уровень боевой подготовки. Когда в боестолкновениях участвуют с одной стороны регулярные вооруженные силы, а с другой – НВФ, согласно Стратегии США «Оборона на дальних рубежах» такой вид боестолкновений, классифицируется как «нетрадиционные» или «нерегулярные войны». Классификация Стратегией этих войн в прямом переводе звучит именно так. Для краткости изложения название Стратегии США мы привели в свободном толковании.

Если одна из воюющих сторон в таком конфликте поддерживается каким-либо иностранным государством, то война принимает характер «ассиметричной войны». В реалии получается, что иностранное государство воюет на территории другой страны с одним из участников этого боестолкновения. И участвует эта страна в этом процессе через поддерживаемую им сторону. История человечества знает много случаев, когда в такой поддержке с обоих сторон участвовали множество заинтересованных стран. В недавнем прошлом – это были страны из соперничающих общественно-политических систем. Получается, на чужой территории, руками этой же страны или НВФ ведет войну одно или несколько иностранных государств.

В американской терминологии существует эквивалент этому понятию - «Proxy war», то есть война на чужой территории чужими руками, или по-другому - война по доверенности.

Таким образом, когда война имеет признаки «нетрадиционной» или «нерегулярной войны» и в дополнение к этому имеет признаки «ассиметричных войн» или «Proxy war», то этот вид вооруженного конфликта классифицируется как «гибридная война» со всеми присущими ей атрибутами.

На этом основании нами сделан вывод и выдвинут тезис о том, что «боевые действия в Сирии имеют характер «гибридной войны».

2. Участвующие стороны и атрибуты войны

Количество сторон, участвующих в боестолкновениях в Сирии, в настоящее время, однозначно определить невозможно. По данным различных источников оно колеблется от двух десятков до четырех десятков. Часто группировки распадаются, переименовываются, меняют своих «хозяев-инвесторов», цели ведения боевых действий, противников и союзников.

Атрибуты «гибридной войны», системно сопровождающие все процессы, выглядят следующим образом:

во-первых, такая война, до ее начала и самого окончания, а иногда и после окончания сопровождается информационной войной. Цель информационной войны скрыть истинные глубинные причины и цели войны, а также условия протекания боевых действий, численность и персонификацию участников сторон;

во-вторых, характеризуется созданием политической коалицией государств против страны-изгоя, на основе созданного в мировом общественно-политическом сознании его образа - противника человечества;

в-третьих, созданием политической изоляции и объявлением экономического эмбарго стране-изгою;

в-четвертых, внедрением волонтеров в эту страну и действуя через них и другие неправительственные организации (НПО) проведением вмешательства во внутренние дела государства под видом защиты каких-либо прав или свобод ее граждан;

в-пятых, характеризуется раскачиванием социальной ситуации в стране-изгое применением технологии цветных революции, стимулированием недовольства населения страны на фоне экономического обнищания страны из-за экономического эмбарго и изоляции;

в-шестых, склонением законно избранной, легитимной власти к мирной передаче своих полномочии марионеточным структурам или к отказу от государственного суверенитета в пользу эмиссаров других государств;

в-седьмых, в случае отсутствия достижения желаемых целей в результате проведения вышеперечисленных мер – переход к открытым военным действиям и резкой конфронтации;

в-восьмых, при достижении общих целей проведения гибридной войны - имитируется передача власти демократическим силам на самом деле являющиеся марионеточными структурами.

Примерно таков неполный арсенал атрибутов «гибридной войны».

3. Интересы сторон, возможные сроки окончания войны

Теперь по закону жанра, нам необходимо знать: «Каковы причины этой войны, каковы интересы сторон и кому это выгодно? Достижение каких целей сторонами может устроить их? Когда завершится эта странная война?».

Собственно говоря, достижение поставленных целей одной из доминирующих сторон обычно приводит к завершению этого вооруженного конфликта и закреплению создавшегося положения навсегда или на некоторое время.

В большинстве случаев - это все-таки "мины замедленного действия" и ждут они своего часа для реванша. Таких точек, с тлеющим бикфордовым шнуром, на земном шаре достаточно и для них находятся свои поджигатели.

Знание цели конфликтующих сторон и знание интуитивно понимаемой «дистанции» до достижения этой цели позволяет судить о сроках завершения данного конфликта. Это является той линейкой, которая позволяет отмерить отрезок времени до окончания конфликта, понять его «горизонты развития, проблемы и перспективы».

4. Причины и цели войны

Отвечая на вопрос о причинах вооруженного конфликта в Сирии, опять же, не претендуя на истину в последней инстанции, помня о том, что это всего лишь экспертное мнение, хотелось бы сказать следующее.

В нашей позиции принципиально то, что мы не можем согласиться с трактовкой различных экспертов, аналитиков, когда все причины вооруженного конфликта сводятся и объясняются только внутренними этно-религиозными противоречиями. Противоречиями во взглядах основного слоя населения страны и руководства Сирии, а также недовольством народа действиями властей. Упоминание алавитов, шиитов, суннитов, курдов и всякого рода других группировок не вносит ясности и убедительности в этот вопрос.

Да, эти проблемы присутствуют, но не они являются главными триггерами, запустившими эту войну.

По нашему мнению, это маскировка истинных целей вооруженного конфликта. Большинство рядовых участников этих столкновений и даже некоторые руководители значительных группировок так и думают, что они воюют за чистоту веры. За последние несколько лет эта катастрофа достигла немыслимых масштабов. Одних мусульман убивают руками других мусульман.

Главная цель здесь одна - путем дестабилизации обстановки, насаждения нетерпимости граждан Сирии к режиму несговорчивого Башара Асада убрать последнего и путем внедрения послушного марионеточного режима достичь своей цели.

А истинная цель конфликта, это — пресловутая черно-голубая «лента», соединяющая богатый углеводородными ресурсами регионы Ближнего Востока с европейским континентом по суше и по морю. Эта главная подоплека часто остается в тени за досужими рассуждениями и скрыта под информационным шумом об этно-религиозных противоречиях.

Кто бы что не говорил, как бы не интерпретировал, но в основе причин вооруженного конфликта в Сирии лежит нефтегазовая подоплека коллизий на Ближнем Востоке, энергетическая составляющая.

Надо сказать, что в современной истории, вообще в основе подавляющего большинства вооруженных конфликтов современности лежит экономическая составляющая, а в частности - энергетическая.

В случае решения вопроса снабжения Европы газом другим способом и через другие возможности с приемлемыми параметрами объема, качества и цены, то думается вооруженный конфликт в Сирии сойдет на нет. Возможно он трансформируется в одну из уродливых форм разборок между враждовавшими прежде группами.

Кстати, такая перспектива намечается в обозримом будущем. Если Кипр воссоединится и сможет обеспечить безопасное и гарантированное снабжение Европы газом, из нового месторождения на морском шельфе, то мы можем стать свидетелями изложенного выше сценария.

Но там уже в небе парят грифы почуявшие скорую добычу, возможно градусы напряженности вскоре перекочуют в этот регион.

5. Точка нужды и переговорный рычаг

Для понимания момента нам необходимо отвлечься и посмотреть на отношения европейских стран, объединенных в Евросоюз с такой супердержавой как Россия и тогда нам, станет ясно почему так сегодня высоко поднялась цена Сирии.

На сегодняшний день большинство стран Европы в основном зависят от газа, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации и поступающего оттуда.

В таких странах как Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Болгария российский газ составляет 75-100% от общего объема получаемых ими энергоносителей. Российский газ составляет около 50-75% энергоносителей таких стран как Польша, Австрия. А в таких странах как Нидерланды, Германия, Австрия, Италия российский газ составляет 25-50% и во Франции до 25%. Таким образом, в западной Европе российский газ не потребляют только Португалия, Испания, Бельгия, Люксембург и Великобритания. (Рисунок 1).

Blog post image

Не трудно догадаться что следует из такого факта.

Из этого факта следует, что Европа, проводя свою внешнюю и внутреннюю политику, идущую в фарватере политики США, должна учитывать позицию России по этому вопросу.

Снижение поставок газа в Европу со стороны России, вызванная его недовольством политической позиции европейского истеблишмента, может вызвать снижения уровня комфортности жизни европейцев. И как следствие возникает такое положение, когда обеспечение теплом, электричеством страны становится неудовлетворительным. И соответственно блага производимой экономикой связанные с наличием электричества будут снижены. В этом случае, европейцы, не приспособленные стойко переносить тяготы и жизненные трудности могут раскачать социальную ситуацию, что может привести к смене власти и приход на властный олимп политических и общественных сил, имеющих иные ценности, иные ориентиры.

К примеру, во Франции оппозиционная партия “Национальный Фронт” возглавляемая Марин Ле Пен стала самой популярной и на этом ее перспективы не исчерпываются. Аналитики отмечают рост поддержки “Национального Фронта”. На последних президентских выборах Ле Пен получила 18% голосов, на выборах в Европарламент - 25% и на грядущих выборах они могут получить от 30 до 33%”. Под угрозой стоит дальнейшая судьба единой валюты Европы – евро, в случае возвращения к экю и единой Европы в связи с позицией партии Марин Ле Пен.

В Германии набирает силу оппозиционные настроения и наметился их лидер Сара Вагенкнехт, немецкий политик, доктор экономических наук, журналист, член Левой партии Германии (ЛПГ). Текущий срок нахождения на должности Канцлера Германии для Ангелы Меркель вполне может оказаться последней.

Угроза реализации такой перспективы не может устраивать политический истеблишмент Европы и особенно их заокеанских друзей – демократов США. При дальнейшей зависимости Европы от российского газа, США могут потерять своего стратегического партнера – Европейский Союз.

Поэтому дальнейшая зависимость от газа, транспортируемого российскими поставщиками, не может устроить обе стороны океана. Таким образом нынешний политический истеблишмент Европы оказывается между двух огней.

При этом необходимо учесть, что все это происходит в преддверии предстоящих президентских выборов во Франции, выборов канцлера в Германии.

Для Российской Федерации указанное положение является эффективным рычагом в решении некоторых насущных политических, экономических и других проблем, где иногда нужна простая лояльность Европы по этим вопросам.

6. Поиск путей и варианты выхода

Европа же, не желает мириться с таким положением и ищет выход из него. Решение вопроса газовой независимости лежит в прокладке труб для снабжения дешевым газом из газового месторождения «Северный купол» в Катаре в Европу через территорию Сирии.

Сегодня, после того, как номинально сняты санкции с Ирана, альтернативой ему или дополнением может стать трубопровод газоснабжения из иранского месторождения «Южный Парс».

Также нельзя скидывать со счетов возможность прокладки трубопровода из Египта, который на сегодняшний день поставляет этот продукт морским путем. Транспортировка газа по морскому пути связана с технологическими сложностями, требует строительства заводов по сжижению природного газа, а в месте его использования необходимы станции регазификации.

Прокладку всех этих трубопроводов в интересах Европы и США наиболее оптимально провести через территорию Сирии. (Рисунок 2).

Blog post image

Несговорчивость руководства Сирии, расположенной на транзитном пути стало одной из причин для инициации заинтересованными странами, действий повстанческих групп, имитирующих внутреннее недовольство населения. Для привлечения внешнего рекрутингового потенциала к этому процессу и придания долговременного характера, являющегося источником стресса для руководства Сирии, ему было придано религиозная окраска. Теперь, взявшие за оружие «борцы за чистоту веры» стали исполнителем чужого замысла в этой нечестной игре и пушечным мясом в чужой войне.

Россия, понимая, что в случае прокладки, указанных линии снабжения Европы газом она теряет свой рычаг влияния на ее политику, теряет рынок сбыта газа и валютные доходы для пополнения бюджета страны, находящегося в условиях международных санкции, предпринимает шаги понятные со стратегической точки зрения. Для этого ею используются ресурсы военных баз, доставшиеся ей после распада Советского Союза.

Ирану, при имеющемся дефиците финансовых средств, в условиях снятия нефтяного эмбарго, чуть не ставшего поводом для экономического суицида страны, было бы выгодно экспортировать в Европу газ добываемый его компаниями из Южного Парса. Себестоимость добываемого газа низкая. По данным некоторых источников между Ираном и Сирией по вопросу транзита газа через территорию Сирии уже было достигнуто документально оформленное взаимопонимание. Сирии было выгодно стать транзитной страной для газа из Ирана, Катара, Египта и получать свою долю за транзит через его территорию.

Единственным убедительным доводом для отказа Ирана и Сирии от такой сытной жизни был только вектор направления «арабской весны» управляемая из вне (см.рис. 3).

Blog post image

На пути этих событий оказались Тунис, Ливия, Египет и следующими были бы наверняка Сирия и Иран. Этот процесс обязательно бы задел судьбу руководителей этих стран и сами страны. «Арабская весна» явно обозначилась в декабре 2010 года и перешла в активную фазу в марте 2011 года, вместе с семимесячной военной акцией НАТО. В это время было сделано 26 тысяч самолетовылетов из которых 10 тысяч с боевым применением. Итогом этой активности стало смена власти в Ливии, физическое устранение Муаммара Каддафи и перемещение центра волнения в другие арабские страны.

7. Шаги российской дипломатии и ее результаты

Приходится только догадываться какие механизмы были включены российской дипломатий, чтобы достичь такого плотного сотрудничества с указанными странами. В этом надо отдать должное, во-первых, руководству МИД РФ, так как для реализации указаний руководства Российской Федерации (далее – РФ) предположительно оказалось достаточным уровень некоторых военных и дипломатических структур.

Данный опыт стоит того, чтобы его внимательно изучить и взять на вооружение. Также достоин изучения опыт скрытого налаживания военного сотрудничества между странами, воздушное пространство, морские и водные пути которых были использованы при перебазировании авиационной группы ВКС РФ, при нанесении ударов ракетами морского базирования «Калибр» с надводных и подводных кораблей находящихся в акватории Каспийского и Средиземного морей, ударов ракетами воздушного базирования со стратегических бомбардировщиков.

Таковы на сегодня перипетии сирийского вооруженного конфликта - войны по доверенности, на чужой территории и чужими руками.

Продолжение здесь

8