Всем привет!
Однажды мне посчастливилось присутствовать на встрече предпринимателей, где со своей лекцией выступал один из представителей венчурных фондов Казахстана. Он много говорил о том, как нужно вести бизнес и что нужно делать, чтобы ваш бизнес был интересен для инвесторов.
Было очень много классных инсайтов, вот некоторые из них:
-
Знайте свой продукт от А до Я (Будьте готовы ответить на любые вопросы по вашему продукту)
-
KISS: Keep It Super Simple (Ваш продукт должен быть понятен даже неандертальцу)
-
Выработайте привычку продавать (Вы должны продавать всем, всегда и везде)
-
Участвуйте везде где можно со своим продуктом (Вас должны знать, Вас должны видеть, о Вас должны говорить и писать)
-
Выбирайте правильного инвестора! Никаких агашек, лучше выбирать серийного предпринимателя
-
Охотьтесь на слонов (Слоны - это большие бизнесы, такие как банки, гос.учреждения, корпорации и монополисты). Слоны неповоротливы и у них всегда можно урвать долю рынка, предлагая лучший сервис в отдельно взятом сегменте.
Но больше всего мне понравилась и запомнилась фраза "Ваш бизнес должен быть Кайратом Нуртасом!"
Все мы знаем кто такой Кайрат Нуртас. Многие шутят над ним, над его песнями, над его костюмами, над его очками и считают его певцом для деревенских ребят. Признаюсь честно, я тоже раньше так считал, пока не начал слушать его песни. Послушав его песни, я понял почему его так любят! У него реально шикарный голос, прекрасные песни (хотя я не все понимаю, так как мен шала казакпын), но даже я понимаю, что он впереди всей нашей казахстанской эстрады. Он всегда поет вживую! Он единственный из артистов, который собирает стадионы в каждом городе Казахстана. Он может дать до 50 концертов за месяц и на всех 50 концертах будет аншлаг! Все наверно помнят его концерт на Астана Арена, когда он в одиночку собрал около 30 000 человек.
Так почему же Ваш бизнес должен быть Кайратом Нуртасом? Я постараюсь сравнить Кайрата Нуртаса со своим бизнесом. Наш бизнес SMART Monkey (Сайт и Инстаграм: smart.monkey), пока еще не Кайрат Нуртас, но мы будем стремиться к этому. SMART Monkey - это развивающие наборы для детей по ежемесячной подписке. Наши наборы помогают родителям:
-
Развивать детей в домашних условиях
-
Отвлечь детей от экранов телевизоров, компьютеров и планшетов. Вы знали что в среднем ребенок проводит до 6 часов перед экранами?
-
Отдохнуть, пока дети на несколько часов заняты нашими наборами
-
Наши наборы являются прекрасным средством времяпровождения всей семьей вместе.
-
Наши наборы помогают развиваться детям всесторонне. Они развивают логику, память, творческие способности, моторику, мышление, воображение, музыкальные способности и др.
В каждом наборе ребенок найдет познавательные книги и энциклопедии, развивающие игрушки, творческие и логические задания, поделки сделай-сам, познавательные игры, научные опыты и многое другое. Родители могут подписаться на наш сервис и получать новый набор с новой тематикой каждый месяц.
Раз я сравниваю Кайрата Нуртаса с бизнесом, давайте представим, что Кайрат Нуртас - это продукт бизнеса.
Во-первых, Кайрат Нуртас - это понятный продукт! Кайрат Нуртас - это KISS (Keep It Super Simple). Он не усложняет свой продукт, он понятен для простого народа. Скриптонит тоже делает хорошую музыку, но это более нишевый продукт. Хоть Скриптонит и на более большом рынке России, но вряд ли он соберет тридцатитысячный стадион. К сожалению, мой продукт SMART Monkey также не сильно понятен для большинства клиентов. Нужно минимум 3-4 предложения, чтобы объяснить все его преимущества и всю его ценность для клиента. Нужно над этим работать, чем наша команда сейчас и занимается.
Вывод 1:Ваш продукт должен быть понятен всем, даже 10 летний ребенок должен понимать Ваш продукт.
Во-вторых, Кайрат Нуртас - это массовый продукт! Он доступен 80% населения Казахстана. У нас в Казахстане, с итак его маленьким рынком (всего 17 млн человек), Ваш бизнес должен быть доступен как минимум 60% населения. К сожалению, у меня в бизнесе с этим также проблема. В среднем наш один набор стоит 10,000 тнг, что по карману максимум 10-15% населения. Ни каждая семья может позволить себе выделять 10,000 тнг в месяц на дополнительное развитие ребенкa. Ребенка нужно водить в садик, в секции, кружки, развивашки, покупать еду, одежду и тд. Дополнительные 10000 тенге в месяц непозволительная роскошь для большинства населения. Намного легче решать проблему занятости ребенка в домашних условиях планшетом, телевизором или телефоном. Да это плохое решение, но ребенок хоть чем то занят, а значит можно немного отдохнуть.
Вывод 2: Ваш продукт должен быть массовым, он должен быть доступен 80% населения.
В-третьих, Кайрат Нуртас делает продукт на родном казахском языке, а это играет большую роль у нас в Казахстане. С этим у нас также проблема :( Очень сложно найти качественные игрушки, а особенно книги, на казахском языке. Предоставляя наборы только на русском языке, мы сразу отрезаем как минимум 50% населения, которые говорят только на казахском. Эту проблему также будет решать, вплоть до производства собственных книг и игрушек на казахском языке.
Вывод 3: Ваш продукт должен быть адаптирован под менталитет, культуру и язык той страны, где Вы продаете.
Подводя итоги, к большому сожалению хочу констатировать, что наш бизнес пока еще не Кайрат Нуртас :( Но мы будет стремиться к этому в 2017 году. Мы станем понятными, доступными, массовыми, а самое главное постараемся наладить собственное производство на казахском языке. Мы станем Кайратом Нуртасом!