Железная дорога в космос

1031
0
0
-6

До сих пор абсолютно все космические корабли бороздят просторы байконурских степей исключительно при помощи железнодорожного транспорта.

Лирическое отступление

(Отрывок из книги «Самый близкий к космосу аул»)

«Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток.

А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства – Сары-Озеки, срединные земли желтых степей. В этих краях любые расстояния измерялись применительно к железной дороге, как от Гринвичского меридиана.

А поезда шли с востока на запад и с запада на восток».

Эти строки из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» кратко, но очень емко описывают большую часть железнодорожной магистрали Оренбург-Ташкент, которой уже больше 100 лет. Таким был и разъезд Тюра-Там до 12 января 1955 года, когда на этот разъезд прибыл первый десант строителей, которым предстояло начать возведение самого первого в мире космодрома.

На фото: памятник мотовозу

Уже через неделю, после высадки первостроителей будущего космодрома, по оренбуржско-ташкентской железной дороге на станцию Тюра-Там начали приходить нескончаемые эшелоны с техникой и рабочей силой со всех уголков Советского Союза.    Позже по железной дороге стали доставлять и ракеты для запусков спутников, и сами космические аппараты.

На фото: Ракета на поезде

Для того чтобы самый первый в мире космодром мог строиться ударными темпами и нормально работать, по территории космического комплекса проложили несколько сот километров собственных железнодорожных путей, неразрывно связанных с оренбуржско-ташкентской магистралью. И до сих пор абсолютно все космические корабли бороздят просторы байконурских степей исключительно при помощи железнодорожного транспорта.

На фото: "Протон"

Космическую технику не только доставляют на объекты Байконура в специальных вагонах, но и перемещают по космодрому во время необходимых операций по подготовке и заправке, вплоть до вывоза на стартовый комплекс исключительно по железной дороге. Кстати, для самой мощной в мире ракеты «Энергия» на Байконуре построили специальную колею, состоявшую из двух параллельных пар рельсов.

На фото: Энергия-Буран на ЖД колее

Много стихов и песен на космодроме Байконур посвящено специальным байконурским поездам, на которых ежедневно большинство специалистов  доставляют к месту работы на космодроме. И все боевые расчеты перед запуском любой ракеты тоже едут на стартовые комплексы на этих поездах. Интересно, что эти пассажирские составы на космодроме прозвали «мотовозами».

На фото: мотовоз в МИКе

На фото: мотовоз

На фото: мотовоз в степи

А вот почему - никто не может объяснить до сих пор. Зато сами  мотовозы стали одной из главных достопримечательностей  Байконура, наравне с ракетами и стартовыми комплексами. Несмотря на то, что железнодорожные перевозки на космодроме длительное время осуществляли военные железнодорожники, самые важные грузы доставляли к стартовым сооружениям опытнейшие машинисты из депо соседней станции Казалинск. Там же проходили техническое обслуживание и сами тепловозы.

На фото: вывоз ракеты

И до сих пор железная дорога для большинства жителей космической гавани является важным связующим звеном с большинством городов Казахстана, России и стран СНГ.

А эта песня посвященная тем самым мотовозам, которые везут чернорабочих Земли.

Фрагмент программы "Звездоград"

Песня "Мотовоз"

Автор: Александр Калистратов

Фото из архива Байконура

 
Ad

Rate post

-6

Comments

Login to comment