Лирическое отступление
(Отрывок из книги «Самый близкий к космосу аул»)
«Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток.
А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства – Сары-Озеки, срединные земли желтых степей. В этих краях любые расстояния измерялись применительно к железной дороге, как от Гринвичского меридиана.
А поезда шли с востока на запад и с запада на восток».
Эти строки из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» кратко, но очень емко описывают большую часть железнодорожной магистрали Оренбург-Ташкент, которой уже больше 100 лет. Таким был и разъезд Тюра-Там до 12 января 1955 года, когда на этот разъезд прибыл первый десант строителей, которым предстояло начать возведение самого первого в мире космодрома.
На фото: памятник мотовозу
Уже через неделю, после высадки первостроителей будущего космодрома, по оренбуржско-ташкентской железной дороге на станцию Тюра-Там начали приходить нескончаемые эшелоны с техникой и рабочей силой со всех уголков Советского Союза. Позже по железной дороге стали доставлять и ракеты для запусков спутников, и сами космические аппараты.
На фото: Ракета на поезде
Для того чтобы самый первый в мире космодром мог строиться ударными темпами и нормально работать, по территории космического комплекса проложили несколько сот километров собственных железнодорожных путей, неразрывно связанных с оренбуржско-ташкентской магистралью. И до сих пор абсолютно все космические корабли бороздят просторы байконурских степей исключительно при помощи железнодорожного транспорта.
На фото: "Протон"
Космическую технику не только доставляют на объекты Байконура в специальных вагонах, но и перемещают по космодрому во время необходимых операций по подготовке и заправке, вплоть до вывоза на стартовый комплекс исключительно по железной дороге. Кстати, для самой мощной в мире ракеты «Энергия» на Байконуре построили специальную колею, состоявшую из двух параллельных пар рельсов.
На фото: Энергия-Буран на ЖД колее
Много стихов и песен на космодроме Байконур посвящено специальным байконурским поездам, на которых ежедневно большинство специалистов доставляют к месту работы на космодроме. И все боевые расчеты перед запуском любой ракеты тоже едут на стартовые комплексы на этих поездах. Интересно, что эти пассажирские составы на космодроме прозвали «мотовозами».
На фото: мотовоз в МИКе
На фото: мотовоз
На фото: мотовоз в степи
А вот почему - никто не может объяснить до сих пор. Зато сами мотовозы стали одной из главных достопримечательностей Байконура, наравне с ракетами и стартовыми комплексами. Несмотря на то, что железнодорожные перевозки на космодроме длительное время осуществляли военные железнодорожники, самые важные грузы доставляли к стартовым сооружениям опытнейшие машинисты из депо соседней станции Казалинск. Там же проходили техническое обслуживание и сами тепловозы.
На фото: вывоз ракеты
И до сих пор железная дорога для большинства жителей космической гавани является важным связующим звеном с большинством городов Казахстана, России и стран СНГ.
А эта песня посвященная тем самым мотовозам, которые везут чернорабочих Земли.
Фрагмент программы "Звездоград"
Песня "Мотовоз"
Автор: Александр Калистратов
Фото из архива Байконура