место в рейтинге
  • 68292
  • 1209
  • 69
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Из Алматы в Астану за 5-6 часов на поезде — фантастика?

В 2017 году отгремит долгожданная и отчасти скандальная Всемирная выставка (ЭКСПО) в Астане, зимняя Олимпиада же ушла в Пекин ("ну и слава богу!" - говорят некоторые мои знакомые). Стране нужны новые национальные прожекты.

Осмелюсь предложить разморозить проект строительства высокоскоростной железной дороги (ж/д) между Алматы и Астаной, которая бы соединила два города республиканского значения. О проекте 3 года назад писали на Тенгри:

Скоростная железнодорожная ветка Астана - Алматы позволит сократить время пребывания поезда в пути до 5 часов вместо нынешних 13 часов, передает "Интерфакс-Казахстан".

"Протяженность этого маршрута составит примерно 1011 километров. Сейчас будут определяться с маршрутом следования. Новый путь станет короче, чем нынешний, где-то на 400-500 километров", - сообщил агентству "Интерфакс-Казахстан" директор департамента общественных связей национальной железнодорожной компании "Казахстан темир жолы" (КТЖ) Мурат Бульдекбаев.

Средняя скорость поезда "Тулпар Тальго" по ветке составит приблизительно до 250 километров в час. Таким образом, казахстанцы смогут из Алматы до Астаны добраться всего за 5 часов 12 минут вместо нынешних 13 часов, отметил Бульдекбаев.

В минувшую среду, 23 января, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на совещании в Акорде по итогам 2012 года и реализации стратегии "Казахстан-2050" поручил начать строительство скоростной железнодорожной ветки Астана - Алматы.

"Приступить к разработке проекта по строительству (железной. - ИФ-К) линии дороги Астана - Алматы. Будем его финансировать", - сказал он. По словам Президента, железная дорога должна пройти через озеро Балхаш, для чего придется построить мост. Назарбаев подчеркнул, что по данной линии будут курсировать скоростные поезда "Тальго" казахстанского производства.

В 2014 году проект заморозили: видимо у государства не хватило денег и на ЭКСПО и на дорогу, потому последнее свернули.

Зачем оно надо? Я могу привести 4 твердых аргумента за строительство высокоскоростной ж/д между Астаной и Алматы. Возможно вы сможете продолжить список.

1. Туризм. Природа обделила Астану теми чудесными природными условиями, которыми обладает Алматы. Боровое, как традиционное место отдыха астанчан, уже приелось горожанам, а возможность поехать на выходные в Алматы и полюбоваться живописными пейзажами Алатау дорогого стоит.

Новая ж/д даст Алматы реальный толчок в развитии туризма, да и лишняя копеечка для бизнесменов и бюджета города - это всегда хорошо. Помимо туристов из миллионной Астаны, Алматы вполне может рассчитывать и на население из полумилионной Караганды - потенциал, согласитесь, недурственный. Только надо бы сначала подумать о ужесточении законодательства в сфере экологии и, возможно, создания структуры смотрителей, которые бы зорко контролировали наших казахстанцев из породы несознательных, в противном случае, мы вместо развития туризма, получим развитие мусорных куч то тут, то там, в самых живописных местах.

2. Рабочие места и занятость. Помимо развития туризма в Алматы (новые рабочие места), стоит подумать и строителях. После ЭКСПО они останутся не у дел, даже переключение на жилищное строительство не поможет: та же Астана, по всем признакам, уже испытывает перенасыщение рынка недвижимости из-за разогнанных объемов строительства, при этом покупательная способность наших граждан наоборот падает. Те же люди, которые покупали квадратные метры на стадии фундамента и рассчитывали их потом продать с наценкой, теперь вынуждены сдавать жилье - на рынок аренды столицы массово хлынули инвестиционные квартиры. Стоит подумать о том, что строительство новой ж/д могло бы обеспечить новыми объемами застройщиков и в целом поддержать строительную индустрию. Понятно, что высокоскоростная ж/д  - это высокотехнологичная вещь, но и там нужен бетон, сталь и рабочие руки.

3. Развитие науки, культуры и образования. Хорошая инфраструктура всегда способствовала вещам, связанным с творчеством, креативом, исследованиями. Знания добротного уровня и интересные идеи все еще передаются от человека к человеку при непосредственном, живом общении, несмотря на бурное развитие коммуникационных технологий. Простой пример - IT, для которых, казалось бы, отсутствуют любые границы, тем не менее и эта отрасль имеет тенденцию к физической концентрации в определенных местах - Кремниевая долина в США, Бангалор в Индии, Хсинчу - в Тайване. Во взаимодействии интересных людей проявляется эффект эмерджентности - вместе они достигают больших результатов, нежели при работе по отдельности. Простой пример: человек из Астаны имеет интересную задумку, а человек из Алматы имеет навыки, с помощью которых эту задумку можно реализовать. Сейчас их сотрудничество сталкивается, в лучшем случае, с 14 часами в Тальго или с 1:40 на самолете (+трансфер в/из аэропорта + пробки + процедуры регистрации + большее количество ограничений в авиатранспортных системах, например, меньший возможный объем перевозимого багажа, по сравнению с ж/д), что совсем не подходит для регулярного плодотворного взаимодействия. Ж/д позволяет попасть из центра Астаны сразу в центр Алматы.

4. Агломерационное слияние Астаны и Караганды. Быстрая ж/д даст реальный агромерационный эффект для этих двух городов. Астана получит довольно сильный кадровый импульс, а Караганда, как и Алмата, взамен получит часть финансовых потоков от ресурсной ренты, щедро вливаемой в столицу. У тысяч людей из Караганды появится возможности большей профессиональной реализации - более высокий уровень оплаты и условий труда, расширение спектра места приложения сил.

Справедливости ради, стоит сказать и о препятствиях на пути к строительству ж/д дороги, но сначала я бы хотел рассказать про Узбекистан. В 2015 году там завершилось строительство высокоскоростной ж/д, соединившей Ташкент и Самарканд. Длина ветки - 344 км, стоимость строительства проекта оценивается в примерно 1 млрд. $. Деньги отчасти дал Азиатский банк развития, отчасти японское агентство международного сотрудничества - JICA (они, кстати, причастны и к строительству Астаны), ну и собственные средства Узбекистана. Курсирует поезд по названием "Afrosiyob", спроектированный компанией "Тальго", название которой и носит поезд, соединяющий сейчас Алматы и Астану.

Теперь о минусах:
1. Недобор пассажиров. На сайте комитета по статистике, указывается, что ж/д транспорт с января по ноябрь 2016 года перевез 20,4 миллионов пассажиров, что для 17 млн. страны является довольно средними показателями, причем показатели пассажирооборота имеет тенденцию к падению - за аналогичный период 2015 года услугами КТЖ воспользовались около 25 млн. раз. Но стоит помнить о том, что железнодорожный транспорт мог бы отвоевать пассажиров у автотранспорта, если бы существовала более быстрая и комфортная альтернатива в виде высокоскоростной ж/д;

2. Недоступность билетов. Реализация столь амбициозного и дорогостоящего проекта должна быть как-то экономически окупаема и, скорее всего, это довольно ощутимо повлияет на цены. Например, стоимость билетов на "Afrosiyob" колеблется от 24$ до 48$ в зависимости от класса и это в относительно небогатом Узбекистане;

3. Коррупция и откаты. Практически любой амбициозный и широкомасштабный проект в Казахстане не обходятся без коррупционных скандалов. Это уже стало в какой-то мере нормой жизни в Казахстане, что не может не огорчать, особенно в текущих экономических условиях;

Adil K. feriahonesto
Абориген каменных джунглей
15 декабря 2016, 9:16
8665

Loading...

Комментарии

По плюсам:
1. Никакой туризм не будет развиваться без туристической инфраструктуры (отели, туристические программы и т.д.). Никакой суперсовременный поезд никак на это не повлияет.
2. Рабочие места. В Казахстане официально около полумиллиона безработных. Места будут созданы 2-3 тысячи. Как это повлияет? Глобально никак.
3. Наука. Весь проект по практике «нашего строительства» будет сделан какими-нибудь заграничными компаниями с соответствующим опытом. Чтобы наука и образование развились на основе этого проекта, нужно чтобы они сами что-нибудь «родили». Пока уже несколько десятилетий видим только «потуги».
4. Агломерация. Масса людей уезжает с Караганды (знаю лично многих технических специалистов, которые переехали). Будеьт очередной отток людей из регионов (и не только Караганды) на «стройку века». Этим все и закончится.
1. Спрос рождает предложение. Боровое тоже не могло похвастаться многочисленными туристическими объектами до строительства бетонки и притока астанчан;
2. Первое - существуют разные виды безработицы. В данном случае, после ЭКСПО, получается безработица вынужденная, а не структурная или институциональная;
3. Вы меня совсем не поняли. Я не предлагаю создать свою суперпупер иновационную СЖД, да и нет у нас такой возможности. Я говорю о том, что хорошая инфраструктура всегда подстегивала развитие науки и образования и вполне возможно, что новое поколение казахстанцев перестанет зависеть от нефтедолларов благодаря развитию наукоемких отраслей, в т.ч. благодаря процессу циркуляции идей, мнений, компетенций между городами Астана, Караганда, Талдыкорган, Балхаш и Астана;
4. Опять не то. Я говорю про усиление маятниковой миграции, которая и так уже есть между Карагандой и Астаной. Многим людям это позволит жить в более дешевой по стоимостному критерию Караганде, а работать и самореализовываться в Астане - часть ресурсной ренты пойдет в Караганду;
Спасибо за интересный анализ, но я бы предложил более интересный проект для инвестиций:
строительство не междугородних, а городских коммуникаций. Как пример, строительство
ЛРТ-трамвая в Алматы. Сам пользуюсь метро, и очень рад новостям по строительству еще 2 стнций
метро к 2020-му году. И был бы еще более обрадован строительству ЛРТ-линии например, по Толе-би.
Какие вопросы решает такой маршрут:
-частичное дублирование метро позволяет оттянуть на себя часть пассажиро-потока линии метро,
-дублирование метро будет не полным, т.к. спасибо скажут жители нижней части южной столицы.
Правда, здесь важно правильно спроектировать ветку ЛРТ:
-не мешать автотранспорту на участках пересечения (перекрестках). Желательно, чтобы это, возможно, был 2 уровень, пути которого располагались бы выше автомагистралей.
-исходя из первого, следует второе: трамвай должен быть именно "легкорельсовым".
ЛРТ Алматы тоже необходим, хотя ведутся споры насчет просто трамвайных линий, вместо ЛРТ. Я не знаток дел алматинских, но склонен соглашаться с некоторыми аргументами защитников трамвая.
gibbon
0
0
Лучше бы увеличили конкуренцию в сфере авиаперевозок. Деньги на ветер, да и Балхаш засрут.
А вообще - я за казахстанский космос - как наиболее наукоемкую отрасль народного хозяйства.
Надеюсь, что вы пошутили
Никак нет. Конечно, это мечта, но я бы хотел увидеть старт КАЗАХСТАНСКОЙ ракеты!
Боюсь, что это несбыточная мечта. По крайней мере, для людей моего поколения точно. Нам просто повезло, что Байконур решили построить в Казахстане - в этом и весь казахстанский космос, к сожалению.
Куда более реальные вещи - развитие агропотенциала Казахстана и инфраструктурные проекты. Когда я увижу в магазине 15-20 казахстанских производителей молока или смогу добраться до другого конца страны меньше чем за 10 часов - это и есть, на мой взгляд, развитие страны.
типа беш в космосе похавать? ради этого хотите увидеть старт КАЗАХСТАНСКОЙ ракеты?
Это не будет при вашей жизни. И даже -жизни ваших правнуков.
Разве что - шутихи пиротехнической
Amiko
1
0
Дааа.. цена будет основной проблемой. Но стоит отметить, что даже такой популярный транспорт, как японский шинкансен, стоит 130 евро в один конец из Кобе в Токио за 3.5-4 часа примерно. А там толпы народу им пользуются. Стокгольмский скоростной поезд из аэропорта в центр города за 20 минут стоит от 14 евро для студентов до 30 евро для взрослых в один конец. Такие вещи везде дорогие. Даже относительно японских и шведских зарплат это дорого. Но время, порой, дороже.
Вот минусы, которые вы описали, они уверенно перебивают плюсы. Быть оптимистом конечно хорошо, но в казахстанских реалиях скоростные экспресс поезда трудноосуществимы, как при строительстве так и при эксплуатации, учитывая что мы никакая не жд, ни строительная держава. Расстояние в 1214 км настолько большое, что самолет будет вне конкуренции. По европейским странам я видел примерное расстояние Париж - Берлин (1054 км) ночные поезда СитиНайт. Слышал вроде, что их хотели отменить (естественно, когда самолет стоит в два дешевле и быстрее). Но Казахстан никак не Европа, и даже близко, поэтому экспресс поезд плохая идея. Очередной понт в стиле Экспо. Ради шала.

Лучше бы аграркой и грузовой логистикой занялись. Казахстан как аграрная страна имеет большой потенциал. Можно завоевать весь рынок Центральной и Малой Азии по конкретным продуктам, таким как пшеница и масло.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Многие клиенты, вздыхая о харамном ссудном проценте местных банков, сокрушались по поводу отсутствия у нас халяльного кредитования. Поддержка исламского банкинга на уровне МФЦА есть...
DanaJarlygapova
24 марта 2017 / 18:28
  • 21682
  • 63
Рианна за $2 млн. Очередные понты от «ЭКСПО-2017»

Рианна за $2 млн. Очередные понты от «ЭКСПО-2017»

Концерт Рианны всё-таки состоится летом в рамках культурно-зрелищных и спортивных мероприятий ЭКСПО-2017. Рианна крута, с этим никто не спорит. Но соберёт ли «Астана Арена» 30 тысяч зрителей при...
openqazaqstan
вчера / 14:29
  • 17157
  • 15
КТЖ подарило iPhone мошеннику за краденную фотографию

КТЖ подарило iPhone мошеннику за краденную фотографию

Украл в супермаркете — отправился в полицию. Украл фотографию — выиграл новенький iPhone 7 от КТЖ. Вот такая нехитрая получается история. Огромное спасибо Тамерлану Жумабекову, который обратил моё...
andche
сегодня / 0:06
  • 8490
  • 17
Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

LG Electronics объявляет о начале предварительного заказа онлайн на новый смартфон LG G6. Оформить предзаказ можно на сайтах магазинов электроники до 16 апреля 2017 года.
LG Electronics
24 марта 2017 / 14:20
  • 5234
  • 0
Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Шестиминутный ролик про строительство автомобильной дороги в США - это как острый нож в пузо нашим чиновникам. Они же подавятся бешбармаком, увидев его! Похлеще любого пропагандистского фильма...
Timur_Tregulov
24 марта 2017 / 11:26
  • 5000
  • 41
Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Многие уверенны на 100%, что сказка «Красавица и Чудовище» - это интересная выдумка ее создателей. Однако, действия, происходящие в мультфильме и фильме, имели место в истории, и у главных героев...
Naomi_K
24 марта 2017 / 18:42
  • 5037
  • 34
Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Вы думаете о переезде за границу, но постоянно откладываете дату, потому что вас беспокоит тысяча мелочей, которые могут пойти не так? У меня есть семь причин, почему пора перестать мотать нервы...
Lesch
24 марта 2017 / 17:50
  • 3995
  • 14
Почему наши парни выглядят как агашки? Хочется им сообщить, что мода на пафос прошла

Почему наши парни выглядят как агашки? Хочется им сообщить, что мода на пафос прошла

Когда уже люди смогут самоутверждаться за счет своего интеллекта, энергии, познаний и настоящей красоты, а не за счет авторитетного вида и не менее авторитетного дяди?
Bookenova_smartass
28 марта 2017 / 18:28
  • 3830
  • 90
Гонения на «Свидетелей Иеговы». Кому это выгодно?

Гонения на «Свидетелей Иеговы». Кому это выгодно?

Я не "Свидетель Иеговы". Мне приходилось защищать в судах и кришнаитов и коммунистов, хотя я и не разделяю их убеждений. Я защищаю свободу совести. Сегодня "Свидетели Иеговы", завтра,- каждый из вас.
nasreddin
25 марта 2017 / 17:18
  • 4168
  • 49