Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками?

Социум Кызылорда 2016 M12 5
39391
31
2504
0

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...

Помню, в детстве мы с родителями часто ходили в гости. Причем беспричинно! Выезжали в Шиелийский и Аральский районы, где мне по обычаю "мал атау" выделяли барашков, которые, когда подрастут, должны были стать моей "долей". Но часто в  то время, когда нужно забирать свое положенное, именно моих барашков не находили в стаде. Наверное, именно мои были самые вкусные и именно их первыми забирали волки …

Помню парад на 1 мая. По традиции мы с отцом покупали шарики и принимали участие в шествии. Тогда я точно знал, что после окончания мы пойдем в гости - и неважно, к родственникам, к  коллеге папы или просто к соседям.

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - обсуждения, кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки для мини-машинок.

У деда дома в то время часто собирались гости.  Тогда никто не организовывал мероприятия в  «Тойхана», все делали дома. Мы играли и общались от души. Келінки выполняли работу на кухне и в то же время обсуждали различные новости. Короче говоря, было живое общение.

А что сейчас? Почему мы перестали ходить друг другу в гости? Откуда появилось такое понятие, как  «қой, барма, аш деп ойлап қалады» - не ходи, подумают, что голодные. Почему, когда приходишь к родственнику домой, все ждут какую-либо новость? Типа - «жай жүрсінба»?  Все ли в порядке? В голосе явно чувствуется какое-то опасение, якобы ты пришел с плохим известием.

Почему мы встречаемся только на юбилеях и тоях, на поминках и т.п. мероприятиях? В последнее время в Ватсапе начали появляться группы  «Родные», «Все свои».  Это что?! В режиме онлайн общаться проще или как?

Вроде живем намного лучше, чем раньше. Дефицита продуктов нет, практически во всех домах «евроремонт». Имеем сотовые телефоны, машины, неплохо одеваемся - но мало общаемся. Почему? Хотя во времена Союза было совсем наоборот.

Неужели «Как дела?» в СМС-сообщении или по Ватсап может заменить  посещение родственника с целью «Қөңіл сұрап келейік»?

Я думаю, что никакие смайлики и виртуальные поцелуи не заменят живой взгляд и теплые ноты в голосе.

Почему это все меня беспокоит?

Мир меняется стремительно, быстрее, чем мы предполагаем. Появляются новые способы коммуникаций между людьми. Если раньше это был преимущественно личный контакт, после появилось письма, теперь - интернет.

Но человеческие ценности остаются неизменными – дружба, любовь, родственные связи и т.д.

Как же нам в эпоху скоростного интернета и межпланетных полетов остаться казахами?

автор: Ерлан Мусаев.

Оцените пост

2487

Комментарии

10
Неизбежные следствия урбанизации.
0
В основе казахских родственных отношений была общественная/родовая собственность...
На системе родства и старшинства была построена система распределения общественных благ...
Советская власть и ее принципы соответствовали казахской ментальности в этом вопросе...
Частная собственность и капитализм действуют разрушительно на казахские традиции, менталитет и язык...


Казалось бы, что люди, имеющие нужды ограниченные, не знакомые с роскошью и не умеющие употреблять своих богатств, должны быть равнодушны к прибыткам и небольшим потерям, но здесь находим совсем противное. Корыстолюбие киргизов простирается до чрезвычайности. Много раз случалось мне видеть между ними ужасные драки за раздел самых маловажных вещей. Бывшие у них в плену рассказывают, что когда случится им ограбить какой-нибудь караван, то они разрывают на части последние безделицы; например: если попадутся им часы, то один берет себе колесо, другой винтик, третий стрелку и так далее. Потом всякий, возвратившийся с грабежа, должен еще разделить добычу с родными и приятелями своими, после чего ему остается за все труды и за все буйство самое ничтожное возмездие. Когда же он уступает какую-нибудь вещь в долг или в подарок, то непременно требует за оную вдвое против истинной ее цены. Между тем неотступно выпрашивает у родных или приятелей своих все, что ему нравится.

Читайте так же казахский адат...
В той части, что касается понятия кража и личная собственность...

yvision.kz
5
Почему... почему... почему... почему... почему... почему... почему... почему... почему...

"Мир меняется стремительно, быстрее, чем мы предполагаем. Появляются новые способы коммуникаций между людьми. Если раньше это был преимущественно личный контакт, после появилось письма, теперь - интернет." - я уж было подумал что реферат на эту тему будете писать.
6
Да интересный актуальный пост! Тут дело не только в урбанизации и глобализации, также зависит от характера людей и их взаимоотношений.
Некоторые родственные узы настолько тесны и близки что они до сих пор ходят в гости друг к другам не предупреждая заранее. Мұндай уйдің келіндері ұнасада ұнамасада шаңырақтың 2 түрлі қонағын шақырады
2 турлі бывает жай конак очень близкие которые приходят ВНЕЗАПНО келын моментально шай кайнатады
Второй official конак с особой подготовкой
Однако сегодня с ослаблением патриархального уклада и все больше людей противятся частых гостей 1 категорий так как тупо не хватает времени на них
-8
супер коммент ) спасибо!
Показать комментарии