Электронное судопроизводство

www.e-law.kz 2016 M08 9
10627
20
43
0

Уже сейчас: судебная повестка приходит вам на телефон, а судебное решение на электронную почту; не выходя из дома можно направить документы и оплатить пошлину, в любой суд страны в любое время суток.

«Электронное судопроизводство, как фактор повышения открытости судов». Правосудие будущего: ожидание или реальность?

Больше 30 лет назад в 1985 году вышел известный фильм: «Назад в будущее 2» (Back to the Future 2), в котором было показано наше время, события разворачивались в октябре 2015 года.

По версии авторов фильма в будущем обязательно должны быть летающие скейтборды, умная одежда, 3D голограммы на улицах, гаджеты виртуальной дополнительной реальности. И, конечно, фанаты трилогии наверняка помнят момент, где главный герой читает новости о том, как через 2 часа после ареста суд вынес приговор по делу о краже. Оперативность правосудия в фильме, помимо технологий будущего, объясняется отсутствием адвокатов (сказывается нелюбовь сценаристов к юристам и адвокатам, которая проявилась также и в других фильмах этих авторов).

Опуская комментарии по поводу воплощения в реальность остальных атрибутов будущего, созданного Робертом Земекисом и Бобом Гейлом, рассмотрим в каком стоянии сейчас находится развитие электронного судопроизводства в Казахстане. Адвокаты конечно остались, но применение высоких технологий при отправлении правосудия за последние несколько лет стало осуществляться самым широким и доступным способом.

Именно в 2015 году (сравнение с фильмом Земекиса не случайно) Верховным судом РК был открыт для широкого доступа единый интернет-портал судебных органов: http://sud.gov.kz; сервис «Судебный кабинет»: http://office.sud.kz, а также еще множество электронных информационных сервисов, призванных обеспечить доступность и прозрачность судебной системы и автоматизацию процесса взаимодействия сторон судопроизводства («Контакт-центр судебных органов», Электронная судебная повестка и SMS-оповещение, Поиск судебных дел, Система аудиовидеофиксации - АВФ и видеоконференцсвязи – ВКС, Электронный График рассмотрения судебных дел и т.д.).  Рассмотрим эти сервисы подробнее.

Единый интернет-портал судебных органов: (http://sud.gov.kz):Судебная система очень консервативная сфера со своими традициями, уходящая корнями во времена Древнего Рима и античности. Казахстан получил в наследство от Советского союза отлаженную, но морально и технологически устаревшую машину судопроизводства. Если в США, Европе и других развитых странах мира информационные технологии в судебной системе стали внедряться еще в 80-х годах XX века, то в нашей стране только в начале 2000-х годов что-то стало меняется в этом отношении.

Еще не так давно в судах, как и во всех госорганах страны  использовались советские печатные машинки и матричные принтеры, компьютеры Pentium были редкостью, а про интернет слышали только по телевизору, основным средством коммуникаций оставался телефон и суды были переполнены людьми, которые искали секретарей, ждали судей, пытались попасть в архив или стояли в очереди в канцелярию.

Сегодня быль десятилетней давности воспринимается как каменный век доисторического периода. Теперь окно канцелярии судов заменил интернет-портал судебных органов, который представляет собой единый мощный информационный ресурс.

Интернет-портал Верховного Суда (http://sud.gov.kz) признан лучшим в рейтинге сайтов государственных органов по версии АО «Казконтент». Посещаемость сайта в течении суток составляет около 5 тысяч уникальных посетителей и свыше 25 тысяч просмотров (по данным рейтинга сайтов http://zero.kz).

Популярность портала http://sud.gov.kz объясняется прежде всего тем, что это не «сайт-визитка», как у других организаций, а именно портал с массой полезной информации и электронными сервисами:

1. «Судебная повестка» - электронные судебные повестки теперь это приглашение на судебное заседание в виде SMS-сообщения. Сообщение содержит сведения какой суд Вас вызывает, по какому делу и когда, указывается также код, который можно ввести на сайте и распечатать повестку на бумаге, если есть необходимость (например, для обоснования своего отсутствия на работе).

Раньше доставка судебной повестки была сродни детективному расследованию, нужно было найти адрес ответчика, застать его дома и желательно вручить под роспись. Очень красочно это показано в фильме Мэттью Перри и Элизабет Хёрли «Мошенники» (Serving Sara, 2002г.):

Электронные судебные повестки не только упросили жизнь курьерам, но и привели к экономии бюджетных средств на почтовые услуги. В результате экономия составила более 326 млн. тенге.

(В 2016 году местными судами было направлено 645 215 SMS-сообщений. По состоянию на 30.06.2016 года посредством «Гибридной электронной почты» всего отправлено более 113 450 электронных повесток и извещений, из которых конечные статусы имеют более 99,3%. C начала запуска сервиса с сайта было распечатано 203 692 электронных судебных повесток (за 6 мес. 2016г. - 52 027).

2. «Ознакомление с судебными документами» - очень удобный сервис, позволяет прочитать и скачать судебные документы по делу (сам иск, определение о принятии или об отказе в принятии заявления, об оставлении заявления без движения, само судебное решение и т.д.).

Доступ к сервису осуществляется путем предоставления логина и пароля посредством SMS-сообщения, которое высылается на мобильный телефон на основании заявления пользователя. Сервис удобен тем, что не нужно иметь ЭЦП (электронную цифровую подпись) для ознакомления с документами, достаточно ввести логин и пароль и откроется доступ к делу.

Иногда от времени ознакомления с документов зависит будет арестован ваш счет в банке или вы успеете оспорить это решение, счет идет, если не на часы, то на сутки точно. Своевременно узнать об этом  позволяет этот сервис.

(С начала работы сервиса 213 780 участников судебных процессов использовали возможность ознакомится с документами без посещения суда (за 6 месяцев 2016г. - 6 004).

3. «Просмотр судебных документов к извещению» - сервис аналогичный предыдущему, для просмотра и скачивания предоставляются те же документы дела, отличие только в способе получения доступа.

Если в предыдущем сервисе надо сдавать письменное заявление в суд, после чего приходит пароль и логин на телефон, то в данном сервисе подавать заявление не требуется. Данные для доступа можно увидеть в судебной повестке, если она была выдана на бумаге в суде или отправлена по почте.

(С начала функционирования сервиса просмотрено 19 150 судебных документов к извещению (за 6 месяцев 2016г. - 2 479).

4. «График рассмотрения судебных дел» - электронный график в табличной форме показывает всю основную информацию: дату, время рассмотрения дела, номер кабинета судьи, номер дела и наименование сторон. Сверить время и дату теперь можно онлайн с любого мобильного или стационарного устройства, в то время как ранее нужно было либо приходить для этого в суд, либо дозваниваться по телефону до секретаря.

Сервис «Судебный кабинет» (http://office.sud.kz):

Широко, известны такие сервисы как «кабинет налогоплательщика» (http://cabinet.salyk.kz), личный кабинет на портале электронного правительства (http://my.egov.kz), а также множество аналогичных сервисов на сайтах операторов сотовой связи и поставщиков коммунальных услуг.

Схожим образом сервис «Судебный кабинет» предоставляет возможность всем желающим (при наличии электронной цифровой подписи), не выходя из дома, или офиса, подать в суд исковое заявление, ходатайство, отзыв или обращение, без необходимости посещать здание суда, и также возможно онлайн оплатить госпошлину или приложить сканкопию платежного получения (квитанции) об ее оплате.

С 2016 года данный сервис позволяет осуществлять практически все необходимые действия, для осуществления которых не требуется личное присутствие в суде.

(За 6 месяцев 2016 года в электронном виде посредством «Судебного кабинета» было подано 320 666 документов, в том числе 266 874 исковых заявлений, 7 025 - апелляционных жалоб и 1 738 кассационных ходатайств, что существенно превышает показатели прошлого года (за весь 2015 год через «Судебный кабинет» поступило 382 238 исковых и иных заявлений).

Сервис «Судебный кабинет» 2016 года (можно сказать версия 2.0), содержит следующие разделы:

1) Судопроизводство: этот раздел обеспечивает подачу необходимых документов по гражданским, уголовным и административным делам на стадии первой инстанции, апелляции и кассации (при наличии). Пользователи могут добавить своих доверенных представителей (юристов, адвокатов) для доступа к просмотру поданных заявлений, которые будут представлять их интересы не только в суде, но и в электронном производстве.

Теперь все документы можно хранить электронной форме в своей «судебной банковской ячейке», забыть или потерять их теперь практически невозможно.

2) Отправка писем: для отправки писем в судебные органы, не относящиеся к судопроизводству и обращениям граждан.

Судя по описанию к сервису, он реализован специально для приглашений, благодарственных писем и поздравительных открыток к Новому году, то есть для корреспонденции отвечать на которую не требуется.

3) Подача обращений: для направления официальных обращений в соответствии с Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

В рамках данного сервиса направляются обращения ответ на которые необходимо предоставить в течение 15-ти дней (или максимум через 30 дней).

3) Апостилирование: для проставления апостиля на официальных документах, исходящих из судебных органов. Сервис предоставляет гражданам возможность в случае отсутствия на руках копии судебного акта подать в территориальный орган заявление о ее предоставлении и направлении в Департамент для проставления апостиля.

Апостиль представляет собой установленной формы штамп, подтверждающий действительность, легальность документа (в данном случае судебного решения), проставляется для предоставления данного документа в иностранных государствах.

4) Академия правосудия: для подачи заявления на поступление в Академию правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан.

5) Поиск судебных дел: позволяет получить электронный вариант судебных документов (кроме запрещенных к опубликованию по закрытым судебным процессам) через реквизиты поиска (ИИН, номер дела и т.д.).

Данный сервис не требует регистрации, паролей или цифровой подписи, из мер защиты только CAPTCHA и интерфейс.

6) Проверка чека оплаты: для онлайн проверки оплаты государственной пошлины в банке по уникальному коду платежа. Реализована интеграция с платежным шлюзом электронного правительства в части получения данных от банков о проведенных платежах, поступлении госпошлины, а также проверка их достоверности. В настоящее время интегрированы 9 банков второго уровня. Это позволяет оптимизировать процедуру проверки легитимности уплаты госпошлины при обращении в суд.

(За 6 месяцев 2016 года посредством платежного шлюза электронного правительства всего поступило 2 169 406 платежей, из них подтверждено «Казначейством» - 1 825 183).

7) «Калькулятор расчета государственной пошлины»: позволяет точно рассчитать государственную пошлину для подачи исковых и иных заявлений или ходатайств в суд. При этом, ставки и виды пошлины согласованы с нормами Налогового кодекса РК, что устраняет риск отказа в принятии заявления из-за недоплаты или ошибочного расчета госпошлины.

Калькулятор прост в использовании, интерфейс предельно интуитивен.

8) Форум «Талдау»: содержит Нормативные постановления Верховного Суда РК и обобщения судебной практики, предназначен для обеспечения мониторинга качества судебных актов, анализа результатов текущей деятельности судов, информационного обеспечения участников судебных разбирательств, практикующих юристов, использования в научной и исследовательской деятельности.

В дальнейшем, по рассказам представителей Верховного Суда, планируется сделать этот раздел действительно форумом, где можно обсуждать дела и вести онлайн беседу с судьями.

Предусмотрена возможность консультаций о работе Судебного кабинета через контакт-центр на короткий номер 1401 бесплатно или 71-00-00 по междугороднему тарифу.

(Ежедневно в Call-центр поступает более 100 звонков, по которым даются разъяснения, обеспечивается обратная связь. За 6 месяцев 2016 года в единый контакт-центр поступило 39 441 телефонных звонков.).

Система аудио-видеофиксации и видеоконференцсвязи.

Система видеонаблюдения или на официальном языке: аудио-видеофиксации (далее – АВФ) активно реализуется. Так, в настоящее время, оснащенность судов системами АВФ по стране составляет 83%.

В рамках системы АВФ есть возможность организовать видеоконференцсвязь (телемост) между областными судами и Верховным Судом. Это позволяет обеспечить дистанционное участие на суде. Это не только сокращает расходы на проезд, но и позволяет обеспечить безопасность участников судебных процессов по уголовным делам, а также обеспечит участие в суде лиц, которым по состоянию здоровья не разрешено посещение здания суда или они находятся в другой части страны.

Так, развивается возможность дистанционного отправления правосудия посредством АВФ, исходя из опыта зарубежных стран. Внедрение подобной системы позволит органу исправительной системы исключить конвой, подсудимый может давать показания прямо из мест заключения.

Для повышения стабильности и скорости обмена данными, совместно и АО «НК Kazsatnet» увеличены каналы связи IP VPN в районных судах с 2 Мбит/с до 4 Мбит/с, в областных судах с 10 Мбит/с до 20 Мбит/с. Такая скорость позволяет проводить видеоконференции с достаточно высоким качеством изображения и звука.

Видео запись хранится на серверах в течение года, затем удаляется, остается только аудиозапись, видимо для освобождения места на диске.

(Всего с начала 2016 года было назначено 310 405 судебных заседаний, из них 261 277 судебных заседаний рассмотрено с применением системы АВФ.)

Информационно-аналитическая система «Төрелік»:

Автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов «ТӨРЕЛІК» (правосудие) - это система электронного безбумажного документооборота суда. По запросу от системы можно практически мгновенно получить информацию о количестве и категориях рассмотренных дел, просмотреть динамику нагрузки в разрезе конкретного суда или судьи.

Возможно «Төрелік» - это первый шаг к позитронному андроиду-судье или альфа-версия прототипа искусственного интеллекта для суперкомпьютера «Гидеон» из вселенной DC Comics (тот, что с голосом Морены Бакарин).

Выводы:

Бесспорно, что внедрение и применение современных технологий в судебной системе упрощает судопроизводство, снимает бюрократические административные барьеры, минимизирует контакт с сотрудниками судебной системы, способствует устранению коррупции, экономит время и средства граждан и юридических лиц.

Для тех, кто не имеет доступа к интернету, организованы специально отведенные места в ЦОНах, а также информационные киоски в судах, где операторы проводят консультации по работе с Судебным кабинетом, а также помогают в отправке документов в электронном виде.

Можно с уверенностью сказать, что правосудие будущего уже близко, и применение информационных технологий в этой сфере самый верный и короткий путь для реализации всех принципов судопроизводства и обеспечения надлежащей защиты прав граждан и юридических лиц.

Уже сейчас: судебная повестка приходит вам на телефон, а судебное решение на электронную почту; не выходя из дома можно направить документы и оплатить пошлину, в любой суд страны в любое время суток; проследить динамику рассмотрения дела - не приходя в здание суда, а ход судебного заседания - увидеть на видеозаписи, причем планируется даже, в скором времени, снизить размеры госпошлин для тех, кто использует Судебный кабинет.

Недалек тот час, когда вместо многотомных бумажных дел будут существовать только электронные базы судебных документов, доступные всем участникам процесса, да и сам процесс будет назначаться по автоматическому smart-распределению дел и проходить в открытом режиме путем онлайн-трансляции в виртуальном пространстве.

Оцените пост

43

Комментарии

0
Не то слово, это очень хороший и положительный прогресс. Нужно признать что сейчас судебным органом стало очень проще работать и удобно. Тоже самое можно сказать и про нас как обычных граждан. Реально нужно было со временем решать проблему времени. И такие новшества позволяют гораздо оперативно решать проблемы разных исков.
0
Ну вот и хорошо. Я понимаю что мы немного поздно начали со всеми этими электронными ресурсами. Но все же по новостям я слышала, что даже из России приезжают, чтобы узнать наш опыт. Это значит, что мы добились существенных результатов.
0
Пора уже попрощаться со старинкой. Реально нужно пользоваться всеми возможностями современного времени. Зачем вести все большие архивы и потом очень трудно искать их. Просто навсего несколько кликов теперь можно решить проблему.
0
Очень похвально. Я Рада что верховный суд очень пристально взялся за этот вопрос. Благодаря этим услугам реально наблюдается прозрачность работы судебных органов.
0
Статистика сейчас по крайней мере радует. Сейчас гораздо оперативнее начали разбираться в суде с теми или иными обстоятельствами. И это как раз осуществилось благодаря этим электронным ресурсам. И конечно же удалось значительно сократить издержки.
Показать комментарии