kk
23

7 трендов, убивающих современные блокбастеры

Из года в год качество спецэффектов в блокбастерах растёт, однако качество самих фильмов становится всё хуже и хуже, и простые фильмы-аттракционы из 90-х выглядят на порядок оригинальнее и интереснее современных картин. С чем это связано и какие тренды убивают современный блокбастер? Попробуем немного порассуждать.

1. Спойлеры в трейлерах

В мире кино нет ничего страшнее спойлеров, разве что фильмы Уве Болла. В незапамятные времена трейлеры давали первые впечатления о том, что ожидает зрителей, задавали тон и настроение грядущих эмоций, при этом не раскрывая всех деталей сюжета. В современных же трейлерах просто в наглую забывают о том, что именно сценарий это движущая сила любого фильма. Сейчас их создателям проще показать смерть Гвен Стейси, но скрыть лишний дорогой спецэффект, проще рассказать в чём фишка нового "Терминатора", чем заинтриговать зрителей на полуслове. Увы, это уже болезнь, а не просто симптом, а вот сумеют или вернее захотят ли её лечить это большой вопрос. Смотреть фильм без мало-мальской интриги это, сами понимаете, удовольствие не из приятных. Единственный выход из сложившейся ситуации смотреть лишь первый трейлер, хотя и там вероятность поймать спойлеры не такая уж и маленькая.

 

2. Блокбастеров стало слишком много

Развитие современного кино сопряжено с перенасыщением рынка. Ещё не так давно существовало понятие "сезон блокбастеров", который включал в себя май и летние месяцы. Сейчас же многие тяжеловесы проката выходят поздней зимой или ранней весной ("Бэтмен против Супермена...", "Капитан Америка: Противостояние"). Не стесняются студии выпускать громкие фильмы и в октябре, и ноябре (нас уже ждут в прокате "Доктор Стрэндж" и "Фантастические твари..."). Никто не спорит, что блокбастеры это хорошо, это развлечение, отдых и чистые эмоции, но уже при нынешнем распределении сеансов в кинотеатрах практически не остаётся места для более скромных, но в то же время оригинальных проектов. И если для мегаполисов и больших кинотеатров это чуть меньшая проблема, то в маленьких городах по этим причинам можно не увидеть новые фильмы Вуди Аллена или подающего грандиозные надежды Ксавье Долана. И это печально.

 

3. Фильмы заканчиваются на середине истории

В современном кино кассового направления стало нормой разделение фильмов на часть I и часть II или заранее запланированную серию картин, что мешает авторам внятно рассказывать свои истории, которые по понятным причинам обрываются на полуслове. Раньше намёки на продолжение делались тонкими и ни к чему не обязывающими (вспомните хотя бы карту Джокера из фильма Нолана), сейчас же подобные намёки перерастают в конкретные фразы, сюжетные завязки и введение персонажей на благо будущих фильмов (опять же "Бэтмен против Супермена"). Из всего этого выходит, что ленты перестают быть чем-то самостоятельным, а превращаются в часть чего-то более грандиозного, что, к слову, не всегда выходит. В подтверждение этого тренда потенциальную экранизацию новой пьесы о Гарри Поттере хотят превратить в трилогию и это ещё при скудном-то объёме литературного первоисточника.

 

4. Сиквелы, приквелы, ребуты, мидквелы

В продолжение предыдущего тренда можно записать и бесконечное топтание авторов на месте, но здесь уже виноваты и зрители. Причина появления всевозможных перезапусков, продолжений и ответвлений проста и понятна - аудитория этого хочет. Сейчас редко встретишь оригинальный блокбастер, который бы действительно стал успешным в прокате, не имея предварительной фан-базы. Стоит только взглянуть в ТОП-10 проката текущего года, как становится ясно, что в нём присутствует лишь три оригинальных проекта ("Зверополис", "Тайная жизнь домашних животных" и "Русалка"). Логично, что в следствие этого студиям проще и безопаснее выделять деньги на уже проверенные имена и работающие бренды, а зритель будет и дальше жаловаться на сиквелы в Интернете, и продолжать смотреть заезженные картины.

 

5. Беспринципный продакт плейсмент

Размещение рекламы компаний в рамках игрового кино это явление отнюдь не сегодняшнего дня, а существующая едва ли не испокон веков кинематографа вещь. Тем не менее, из года в год это становится всё более отвратительным фактом. Не так страшно, когда условная Audi рекламируется в очередном Бонде на благо эффектных сцен с погонями, но когда наблюдаешь нечто подобное тому, что было в крайних "Трансформерах", то не остаётся ничего кроме как плеваться в сторону создателей фильма.

 

6. Продюсеры важнее режиссёров

В последнее время мы всё чаще слышим о том, как продюсеры и главы студий вмешиваются в творческий процесс, создавая буквально все условия для провала оригинальных задумок. Пожалуй, самыми громкими подобными случаями стали разрыв отношений Marvel с Эдгаром Райтом и скандал с Джошем Транком. Обе истории закончились тем, что на свет родились унылые до безобразия фильмы с отсутствием своего лица (причём и в "Человеке-муравье" и в "Фантастической четвёрке" лучшие моменты отчётливо дают понять почерк изначальных режиссёров). Если раньше условные Джордж Лукас или Джеймс Кэмерон могли себе позволить полностью руководить процессом создания картины (в прочем второй и сейчас может себе это позволить), то сейчас всем заведуют продюсеры, а режиссёры, даже молодые, амбициозные и креативные, становятся простыми ремесленниками, винтиками в механизме создания стандартного развлекательного блокбастера.

 

7. Мрачное переосмысление

Печально осознавать, но наследие трилогии Кристофера Нолана о Тёмном рыцаре стало не попытками детализировано разобраться с психологией и характерами героев и выстроить качественный продуманный сюжет, а тем, что лежит на поверхности - обязательной мрачностью. В годы последующие за лентами Нолана зрителей ожидал просто шквал "переосмыслений" классических историй в мрачном и реалистичном ключе, причём под эту волну попали даже изначально светлые и позитивные детские сказки. "Белоснежка" стала невнятым эпическим фэнтези с драматическими замашками, "Годзилла" подхватила нотки печального экзистенциализма и так далее. И совсем не похоже, что мода на подобное видение в ближайшем времени сойдёт на нет.

 

А как Вы считаете, в чём проблема современных блокбастеров и существует ли она вообще?