Туризм в Казахстане – быть или не быть?

878
6
0
13

Нашумевший Uber не дает мне покоя, система оплаты через неказахстанский банк за нашу с Вами такую родную и реально дорогую Выставку… Все это цветочки, потому как большую часть иностранщины мы и не замечаем.

Мы говорим об иностранных инвестициях, привлекаем их все больше и больше (чтобы нашим внукам было на кого работать, оплачивая международные кредиты), мы говорим об инновациях, которые эти самые иностранные компании приносят/привозят/внедряют в нашу повседневность. Нашумевший Uber не дает мне покоя, система оплаты через неказахстанский банк за нашу с Вами такую родную и реально дорогую Выставку… Все это цветочки, потому как большую часть иностранщины мы и не замечаем. Моя жизнь связана с туризмом и достаточно плотно. На поезде/ на самолете / на машине и даже на велосипеде я объехала, пожалуй, 80% нашей такой необъятной и по-истине удивительной страны. Люди с разных городов, регионов и с разным достатком, пришедшие осознанно или попавшие случайно в туристическую индустрию не перестают меня удивлять… Я, кажется, видела все!

11 лет назад был создан сайт APARTAMENTY.KZ, абсолютно бесплатный сайт для обычных людей, как владельцев квартир и отелей, так и для пользователей, которые ищут места размещения в том или ином городе Казахстана. Каждое лето команда менеджеров и фотографов разъезжает по Казахстану для того, чтобы БЕСПЛАТНО сфотографировать отель или квартиру обычных пользователей сайта. Я занимаюсь этим проектом, езжу с ребятами и фотографирую. Мы общаемся, делимся опытом успешных представителей туристического бизнеса, объясняем, как лучше и как правильно вести бизнес по сдаче квартир в посуточную аренду, как принимать Гостей и чем отличается иностранный клиент от нашего соотечественника. Все это безвозмездно, абсолютно на добровольных началах. Нам действительно хочется, чтобы индустрия туризма в Казахстане не задыхалась, а процветала.

Но вот Вам точка зрения типичного представителя туристического объекта на разных уровнях:

владелец квартиры – зачем я буду бронировать на двое суток через 5 дней, вдруг заедут надолго. Скидка? Вы что, это итак даром – не нравится идите на вокзал / Аблайхана / в переход. Платить за рекламу? Зачем – итак есть клиенты! 15 дней в месяц квартира простаивает. Это нормально, зато не продешевились. Это в 90%, доля клиентов 30%.

Остальные 70% идут в крупные компании по аренде квартир (у них как правило от 15 до 120 квартир), благо такие появились почти в каждом городе: Астана, Алмата, Караганда, Атырау, Актау, Петропавловск, Балхаш, Актобе. Эти компании ведут честный бизнес, знают кто такой клиент, чего он хочет, делают скидки, работают по безналу, выдают чеки, платят налоги, создают рабочие места (10-30 человек в каждой компании). Их сравнительно мало, но они работают для 70% путешествующих, размещающихся в командировке, иностранцев и сограждан. Тут все четко – стирка белья, чаще белые гостиничные принадлежности, хорошие квартиры, приветливый заселяющий или передающий ключи, бесплатный WI-FI, умывальные принадлежности и даже одноразовые тапочки. А самое главное – индивидуальный подход к клиенту!

Администратор отеля – опять приехали, опять с детьми, опять убирать, стирать… Скидка? Нет, у нас такие цены! Я приехала в Боровое в 23.00 с братом, мы решили остановиться на ночь и утром отправиться по горам и озерам, чтобы запечатлеть красоты Борового. Скидку за полсуток нам отказались сделать, цена 22000 тг без завтрака при абсолютно ПУСТОМ отеле! (если заинтересует – в комментах напишу название отеля). Какие иностранцы? Какой туризм? О чем Вы?

Владелец отеля – что-то одни убытки… за коммунальные заплати, зарплату заплати, налоги тоже надо, ремонт, реклама (зачем она нужна, денег нет), интернет этот. Зимой работать не будем – зачем зря платить зарплату и отапливать ради 2 клиентов в неделю? Лучше на службу пойти, так доход постояннный!

Есть еще одна категория отельеров – мы крутые, мы не можем себе позволить низкие цены! Лучше разместимся на Букинге, там иностранцы, отбоя от клиентов нет, и ничего, что комиссия около 25% выходит – зато круто. Еще с турфирмой договор заключить – пусть отправляют, 20% платишь и клиентов пруд-пруди!

Только вот все это совсем не так! И турфирмы российские, Букинг нидерландский, а клиенты чаще наши – казахстанские. И утекают потихоньку налоги куда-то в другие экономики! Вероятнее всего (но могу ошибаться) ни те, ни другие, как и Uber кстати (в отличие от APARU), не имеют представительства в Казахстане, а значит не создают рабочие места и не платят налоги с прибыли за комиссию, которую платят им пользователи! И не выдают счетов-фактур, по которым можно отчитаться в бухгалтерии.

При всем при этом подключиться к отечественной системе за 5000 тг в месяц, которая работает с казахстанскими банками, с казахстанскими пользователями интернета, командированными и внутренними туристами (многие из которых не знают что такое букинг) – это дорого! Да и зачем? Лучше же иностранца подождать, он то заплатит и скидки не попросит (очень ошибочное мнение).

К слову сказать, зачастую, владелец отеля – это человек, который никогда не занимался этим делом, просто появились свободные деньги – построил, купил, сдал, ждет прибыли. Что творится – не важно, главное – чтоб деньги капали. Администратор отеля (в большинстве случаев) – наемный работник, человек совершенно далекий от туризма, не знающий ни одного города Казахстана, кроме своего, и наверняка только слышавший, что есть Балхаш, Боровое, Каспийское море, и чаще даже не знающий про Чарынский каньон, Баянаул и Мангистау. Ему чем меньше людей заедет, тем проще, горничную отправлять не надо, проверять и документы выписывать тоже. Владелец квартирного бюро – пожалуй, единственный, кто вложил свои или заемные деньги и пытается их «отбить», поэтому улучшает сервис, придумывает что-то новенькое, чтобы заполучить клиента.

А что же о Гостях? Что могут посмотреть в нашей стране наши же соотечественники, иностранные туристы из ближнего и дальнего зарубежья? Пляжи? Боюсь, что нет. В Боровом на весь пляж Боровского озера нет стражей порядка, ни одного спасателя и ни одного медика поблизости! А еще – одна единственная платная парковка на 50-70 машин и НИ ОДНОЙ бесплатной!!! Ни одного англо-говорящего официанта, единицы англо-понимающих, но не очень говорящих администраторов в отелях и ПЛАТНАЯ единственная дорога (хоть и ровная и удобная)! Природу тоже посмотреть удастся только издалека, потому как маршрутов и указателей Вы нигде не найдете. Доехать до Балхаша еще можно, дорогу вот-вот доделают. А вот в горы Алматы подняться нельзя на машине – экологии вред! Только на такси за бешеные деньги. До Баянаула вообще нет дороги, туда и местный то отдыхать не поедет, а иностранец вообще не поймет, что туда есть дороги. И таких мест в Казахстане очень и очень много!

Вердикт один – туризм в Казахстане пока в пути, где-то не очень близко, но и не очень далеко!

 

Оцените пост

13

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему