Искусство отображает действительность жизни человека на протяжении многих эпох развития человеческого общества. Нравственный облик, чувства, мысли людей, их мировоззрение формируются в систему духовных ценностей, которые служат для эстетического формирования личности. Эстетическая сторона не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» во всей реальности. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности — трудовые, спортивные, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая создает у него специфическое чувство и мысли. Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит независимый характер, приобретает основное и самостоятельное значение. Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком.
Абрам Маркович был любимым учителем многих известных художников Казахстана. Одной из учениц была Гульфайруз Исмаилова. Вот часть ее автобиографии, посвященная Абраму Марковичу:
Я поступила в художественное училище и попала на первом курсе к профессору Абраму Марковичу Черкасскому. И как-то так доверительно я отнеслась к этому педагогу. И это был самый счастливый день моей жизни, когда он сказал:
– Ты будешь художником.
Это сказал великий Абрам Маркович Черкасский, который стоял в Петербургской академии художеств рядом с Врубелем, был младшим его собратом и был одним из лучших учеников академии, прекрасным живописцем. И он уже был профессором, одним из лучших преподавателей Киевского художественного института, когда в жизни его все переменилось, и он оказался в Казахстане, в Алма-Ате. Какая же несчастная его художественная судьба! – сколько работ его утеряно, разграблено. И в нашем Государственном музее изобразительных искусств им. Кастеева гораздо меньше его работ, чем могло бы быть. Я ездила в Киев и видела несколько его картин. Запомнились такие полные, фактурные украинские женщины с крынками, лихо, сочно, живописно написанные. Один этюд Черкасского мне подарили, у меня он дома висит.
Это был мой самый любимый педагог. Я несу его наставления на протяжении всей своей жизни как святыню. Это величайшее счастье, что меня направляли в жизни такие люди, когда я была совсем маленькой. Затем Абрам Маркович Черкасский, придавший моей жизни осмысленное звучание. Может быть, это тихий звук, но я старалась, чтобы он был чистым, нефальшивым. Воспевать на холсте масляными красками жизнь, притронуться к человеческому лику, отнестись с почтением и любовью к тому, что называют божественным созданием, – вот смысл того, что нес своим ученикам Черкасский. И я всегда старалась видеть жизнь в прекрасных красках, несмотря на трудности жизни, на бедность и нищету, на голод, через который пришлось пройти.
Два старика наполнили мою жизнь светом искусства – это Абылхан-ага Кастеев и Абрам Маркович Черкасский.