Абрам Маркович Черкасский или с чего начинается живопись в Казахстане.

1793
0
0
5

Искусство отображает действительность жизни человека на протяжении многих эпох развития человеческого общества. Нравственный облик, чувства, мысли людей, их мировоззрение формируются в систему...

Искусство отображает действительность жизни человека на протяжении многих эпох развития человеческого общества. Нравственный облик, чувства, мысли людей, их мировоззрение формируются в систему духовных ценностей, которые служат для эстетического формирования личности.
Эстетическая сторона не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» во всей реальности. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности — трудовые, спортивные, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая создает у него специфическое чувство и мысли.
Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит независимый характер, приобретает основное и самостоятельное значение.
Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей.  Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком.
 

Искусство отображает действительность жизни человека на протяжении многих эпох развития человеческого общества. Нравственный облик, чувства, мысли людей, их мировоззрение формируются в систему духовных ценностей, которые служат для эстетического формирования личности.      Эстетическая сторона не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» во всей реальности. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности — трудовые, спортивные, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая создает у него специфическое чувство и мысли.      Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит независимый характер, приобретает основное и самостоятельное значение.           Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей.  Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком.

Абрам Маркович был любимым учителем многих известных художников Казахстана. Одной из учениц была Гульфайруз Исмаилова. Вот часть ее автобиографии, посвященная Абраму Марковичу:

Я поступила в художественное училище  и попала на первом курсе к профессору Абраму  Марковичу Черкасскому. И как-то так доверительно я отнеслась к этому педагогу. И это был самый счастливый  день моей жизни, когда он сказал:

– Ты будешь художником.

Это сказал великий Абрам Маркович Черкасский, который стоял в Петербургской академии художеств рядом с Врубелем, был младшим его собратом и был одним из лучших учеников академии, прекрасным живописцем. И он уже был профессором, одним из лучших преподавателей Киевского художественного института, когда в жизни его все переменилось, и он оказался в Казахстане, в Алма-Ате. Какая же несчастная его художественная судьба! – сколько работ его утеряно, разграблено. И в нашем Государственном музее изобразительных искусств им. Кастеева  гораздо меньше его работ, чем могло бы быть. Я ездила в Киев и видела несколько его картин. Запомнились такие полные, фактурные украинские  женщины с крынками, лихо, сочно, живописно написанные. Один этюд Черкасского мне подарили, у меня он дома висит.

Это был мой самый любимый педагог. Я несу его наставления на протяжении всей своей жизни как святыню. Это величайшее счастье, что меня направляли в жизни такие люди, когда я была совсем маленькой. Затем Абрам Маркович Черкасский, придавший моей жизни осмысленное звучание. Может быть, это тихий звук, но я старалась, чтобы он был чистым, нефальшивым. Воспевать на холсте масляными красками жизнь, притронуться к человеческому лику, отнестись с почтением и любовью к тому, что называют божественным созданием, – вот смысл того, что нес своим ученикам Черкасский. И я всегда старалась видеть жизнь в прекрасных красках, несмотря на трудности жизни,  на бедность и нищету, на голод, через который пришлось пройти.

Два старика наполнили мою жизнь светом искусства – это Абылхан-ага Кастеев и Абрам Маркович Черкасский.

Взяв за объект исследования жизнь и творчество Абрама Марковича Черкасского, нельзя было угадать, насколько эта тема сможет стать интересной. Судьба художника,  насыщенная и упоительной учебой в Киеве и Санкт-Петербурге, опыт преподавания в Киеве, ссылка в КарЛАГ, Великая Отечественная война и долгие годы преподавания в Алма-Атинском художественном училище, показывает нам его, как очень сильного и талантливейшего человека, обладающего немалой скромностью и добротой.
Его работы, написанные  в оригинальном и индивидуальном стиле, завораживают. На протяжении времени можно замечать, как совершенствуется мастерство художника.
Это, пожалуй, было главным в творчестве художника. Нужно было по-настоящему любить жизнь и природу, и, конечно же, иметь недюжинный талант, чтобы изобразить всё так, как это было на его картинах. Свое наследство Абрам Маркович оставил нам, людям. Теперь эти работы экспонируются в различных музеях бывшего Советского Союза.
Все картины Черкасского полны радости и оптимизма. Но как же они отличаются от судьбы самого художника!..
Ad

Rate post

5

Comments

Login to comment