Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
9
01:40, 21 апреля 2016

«Секретный» доклад о казахском образовании

В феврале месяце 2016 года вышел отчет Всемирного банка и PISA. Отчет посвящён уровню грамотности в различных странах. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Blog post image

Казахстан участвует в данном обследовании с 2009 года. Хоть отчет и вышел в феврале, но информации о нем в казахстанских, а тем более в казахскоязычных СМИ мало. PISA проводит исследование по трем дисциплинам, - по грамотности чтения, по математической грамотности и по научной грамотности. Отчет достаточно большой, но мне хотелось бы остановиться на двух моментах.

 

Во-первых, это доля функционально неграмотных в Казахстане в два раза выше, чем в России!

 

«Доля функционально неграмотных, выходящих из образовательной̆ системы (Казахстана), остается высокой̆, около 58%. Несоответствие качества требуемому уровню в действительности шире при его сравнении с другими странами постсоветского пространства. Данное несоответствие не объясняется относительным уровнем благосостояния страны с учетом ее уровня человеческого капитала, к тому же существенное несоответствие остается даже после принятия во внимание социально-экономических характеристик. Доля учащихся, не приобретающих основные знания, остается большой̆, около 55%, во всех трех дисциплинах исследований PISA».

Blog post image

Далее в докладе ведется сравнение уровня различия образования по месту жительства (село/город) и статусу (частная/государственная). Отмечая при этом, что различия здесь сопоставимы с различиями в Европе. Но доклад отмечает…

 

Во-вторых, это разрыв в уровне грамотности между русскими и казахскими школами Казахстана.

 

«Но главное неравенство в казахстанской школе все же проходит не по социальной или географической границе –  это неравенство этнолингвистическое. Составители первого и пока единственного подробного международного отчета по Казахстану постоянно – от вводной до заключительной части – указывают на большую разницу в уровне знаний учеников казахских и русских школ. Кстати, сравнивая международные и казахстанские отчеты, я обратила внимание, что в казахстанских об этом неравенстве либо вообще не говорится, либо говорится не в таких тревожных тонах.

 

Международные эксперты считают этнолингвистический фактор главной проблемой казахстанского образования. Если во внешнем мире казахстанские ученики отстают от сверстников почти на два года, то внутри страны существует еще одно отставание, и речь идет о таком серьезном разрыве показателей между носителями русского и казахского языков, что он не может не заложить между ними образовательную и социальную пропасть. Исходная разница знаний учеников казахских и русских школ в 2009 году составила 88 баллов – это больше двух лет учебы, в 2012 году разница сократилась на 20 баллов, что тоже неплохо – целых полгода, но все же не надо понимать их буквально, – ни два, ни полтора года уже никогда не нагонишь, это отставание системное, в общем уровне образованности человека, обладании когнитивными знаниями, критическом мышлении и умении распорядиться во взрослой жизни всем этим чудесным школьным багажом. Эти недостающие баллы и «годы» останутся с детьми уже на всю жизнь и преобразятся в будущем в социальное аутсайдерство».

Blog post image

Может быть, именно в этом докладе и кроется вся та возня, которая выплеснулась в общество, вокруг школьной реформы. Но способна ли эта реформа вытащить казахские школы?

 

Полностью с переводом материалов совместного отчет Всемирного банка и PISA вы можете ознакомиться на сайте esquire.kza

 

Рост числа казахских школ, то, что казахи считали своим достижением, на поверку может оказаться национальной трагедией.

9