Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
34
22:37, 03 апреля 2016

День «икс» настал! Посиделки с Рустамом Ниязовым. Часть 1.

Salut, c'est encore moi, или Салют многочисленной блоггерской братии!

Лед тронулся: редактор  нашел таки время, несмотря на свою кромешную занятость, ответить на наши с вами вопросы.

Вопросов было получено немало, и я, ничтоже сумняшеся, раскидала их в четыре темы: биография, редакторская деятельность, юви и предпочтения/мнения. Более того, мы разбили это интервью на две части, дабы избежать длиннопоста.

Внимание! Призываем воздержаться в комментариях от обсуждения редакции и модерации блог-платформы. Такие комментарии попадают под запрет и будут безжалостно удаляться. Вместо этого ждем конструктивные вопросы касательно модерации и отбора постов. А там, глядишь, и еще одни Посиделки с редактором случатся.

Итак, наливайте теплого чаечку, сегодня вы узнаете:

Как Рустам Ниязов попал в блог-индустрию и стал редактором.

Может ли блогер быть другом журналисту?

Какие посты никогда не попадут на главную.

 

Поехали.

Рустам Ниязов - фото Романа Архипова

 

"Киса, я давно хотел вас спросить...

Как художник художника...

Вы рисовать умеете? "

(12 стульев).

 

Начнем с биографических вопросов.

Вот Владимир Сергеевич и Габриэль Милокумов интересуются, какое у вас образование.

По образованию я профессиональный рекламист, диплом московского института рекламы. Успел поработать копирайтером очень крупных брендов, начиная от Coca-Cola и заканчивая британским HSBC. На сегодняшний день HSBC -  мой самый крупный клиент, был даже момент, когда больше года единственным копирайтером, который создавал рекламу HSBC по всему РК был ваш покорный слуга.

 

А что повлияло на выбор вашей професии? Вопрос от Ханской Дочки.

Случайность, как обычно. Никаких тайных знаков на небе, просто сошлись обстоятельства, что в тот момент я подумывал сменить работу, и таковая как раз и нашлась. Да и мечта у меня была тогда - уйти от рекламного бизнеса. Это сейчас я понимаю, что никуда не ушел, реклама была и остается вокруг меня.

 

Ваше первое место работы (снова НиколаТесла).

Даже вспомнить трудно, так как трудиться я начал очень рано. Возможно, это коридоры обычной советской школы, где я помогал своей матери с уборкой и мытьем полов. Или заводская столовка, где подрабатывал посудомойщиком. Но первыми настоящим местом работы я все же считаю заводской цех. Токарный станок, шпиндель, раскаленная стружка металла - такое врезается в память раз и навсегда. Если бы не задерживали зарплату по полгода, если бы не рухнул Союз, я так и остался бы рабочим. Возможно, дослужился бы до мастера цеха, закончил бы советский ВУЗ и стал бы советским инженером.

Как вы попали в блог-индустрию? Увлекательная история, судя по всему, - предполагает Владимир Сергеевич.

Ничего увлекательного. Просто очень хотелось делиться какими-то мыслями, а площадок для этого было ох как мало. В русскоязычном пространстве в том же 2007 году была ЖЖ-ка, но в ней тогда было пустынно. Пробовал писать в ЦТ.кз, но в те времена модераторы в ЦТ позволяли себе слегка так больше, чем просто блюсти порядок. По сути, они являлись теми же троллями, только с админресурсом. Могли вступать в прения с пользователями, язвить или подшучивать над ними. Во всяком случае, этот неприятный опыт жизни в ЦТ стоял у меня перед глазами, когда я создавал с нуля новые принципы модерации в Юви.

Как вы стали редактором? (Банановая Анна @bananovayaanna)

Быть редактором в Юви - это работать практически без выходных, по 12 часов в сутки, вычитывая в день десятки постов, видео и аудио. А начиналось все очень просто. Ко мне обратился Стас Игнатов, который в 2013 году практически полностью управлял делами платформы. В то время понятия "редактор" применительно к Юви еще не было, если не считать модератора в лице Алии Сембай ака Arsik. В википедии указано, что она была редактором, но это не так, в этом она и сама мне признавалась. Стас боролся с падением авторского интереса к платформе, ему требовались простые, но эффективные инструменты, чтобы восстановить приток новых авторов. И он начал с того, что предложил мне взять под контроль главную страницу. Изучив фронт работ, я сформировал несколько простых принципов. И должен сказать, что за три года работы ни один из них не претерпел серьезных изменений. Например, платформа должна работать в выходные с такой же интенсивностью, как и в рабочие дни. Вывод постов на главную должен начинаться в 9 утра, а не где-то в 11, как это было в порядке вещей. И только благодаря им, платформа вновь обрела способность генерить новый контент.

Все принципы озвучивать не буду, но о некоторых стоит сказать чуть побольше, чтобы читатели могли лучше понять суть редакторской работы. Например, до 2013 года платформа отбирала на главную страницу до 12 постов в сутки, это половина всей страницы, которая вмещала без перелистывания 24 поста. Больше интересных постов просто не было. С моим приходом удалось добиться 2-х, а порой и 3-кратного прироста новых оригинальных материалов на главную, и это при том, что редакция каждый раз вынуждена оставлять "за бортом" еще с десяток отличных постов.

Второе новшество было не менее важным: отныне акцент делаяется именно на главную цель рубрики "Выбор редакции" - красиво подавать лучших авторов. Главная страница - это именно отбор, некая ярмарка, в которой мы выставляем товар лицом. Это анонс лучших авторов, и редактор обязан именно анонсировать их. Отсюда и некая коллизия, которая постоянно возникает между некоторыми авторами и редакцией: если на главную страницу ставить те заголовки и те картинки, которые предпочитают некоторые авторы, то чаще всего хороший и годный пост выглядит на главной нелепо, и никому даже в голову не придет заглянуть в него. А с десяток таких постов превращают главную страницу в фотографию бразильских фавел, снятых с высоты птичьего полета. Например, что делать с рассказом, в котором вместо заголовка автора предпочел символ "точка", а вместо картинки - кривой рисунок в пайнтбраше? Ну, вот так автор видит свое произведение! Теперь представьте как тяжело приходится редактору, который хочет донести до читателей этот гениальный текст, но ставить его на главную без заголовка и с кривой картинкой - это начисто запороть восприятие от рубрики в целом!

С моим приходом, внешний вид главной страницы стал приобретать причесанный аккуратный вид, с внятно прописанными заголовками, с единообразным оформлением всех картинок. Но если вы зайдете на сам пост, то увидите именно то оформление и тот заголовок, который изначально создал автор. То есть редактор не вторгается в авторский замысел, он лишь позволяет вмешиваться в так называемый лид, анонс на главной.

Тут наше интервью плавно перетекает в русло вашей профессиональной деятельности.

Спрашивает Земфира Вахитова. Вы читаете каждый пост от начала до конца прежде чем определить, быть ему на главной или нет?

Обычно  достаточно глянуть на заголовок и первый абзац, чтобы оценить пост. Но если уж редактор решил ставить пост, то текст обязательно нужно читать полностью и проверять на уникальность.

 

Можете назвать свою рукопись (рассказ, стих, очерк, статью), которую считаете лучшим своим творением?

Случалось ли переделывать какую-то статью более 4 раз? (@Khanskaya_Doch)

Пожалуй, лучшее, что я написал - это цикл рассказов "Шгарские сказки", а лучшее произведение - рассказ "Хозяйка болезней". Прочитать можно здесь: http://niyazov.org/shgar-fairy-tale/sixth-story-on-mistress-disease/

Переделка текста - самое обычное дело в жизни копирайтера. Наверное, чаще он только кофе заваривает на кухне. Но полностью переписывать 4 раза текст - такого не припомню.

Вызывают ли посты молодых, горячих, радикальных какие-либо эмоции или профессионализм уже оттяпал свое? - спрашивает молодой и горячий @simple_guy.

Вызывают, мало того, посты влияют на меня и мое настроение. Другое дело, что болевой порог у меня уже не такой низкий. Чтобы заставить редактора сопереживать автору, последнему нужно крепко потрудиться.

Представительница карагандинских СМИ Ботагоз Омарова @Botanika надеется, что "когда-нибудь мы запишем  с Рустамом интервью для 101", и вот что она спрашивает:

Как вы считаете, может ли блогер быть другом журналисту? Вы один из первопроходцев и один из первых, кто стоит у истоков возрождения в Казахстане блогосферы, как вы считаете,как блогосфера у нас развивается? Чего не хватает казахстанским блогерам и что их отличает, скажем, от иностранных блогеров?

Твой вопрос, Бота, можно перефразировать и так: может ли пешеход быть другом стоматолога? Кто сможет ответить на него, ответит и на твой вопрос.

Если сравнивать с западными блогерами, то наши блогеры отличаются ровно настолько, насколько наша культура и менталитет отличается от западной. Развитие блогерства идет по пути специализации. Блогеры нащупывают узкие ниши, в которых создают максимально востребованный продукт. Вайнеры-прикольщики. Ютуберы-обзорщики. Ювиженцы-киноманы и т.д. Но именно в специализации и наша проблема - мы не умеем быть специалистами. Как нет у нас хороших стоматологов, так нет и хороших блогеров-киноманов, блогеров-стилистов и далее по списку.

Тут мы опять же плавно подкрались непосредственно к теме нашей блог-платформы. Хотелось бы начать с теплых воспоминаний и вопроса от Пай девочки @pai_devo4ka.

Рустам, здравствуйте. Помню вас как просто блогера. Тогда вы были популярны даже без редакторского наряда. Также на тот момент была в действии карма, за которую мы все так переживали. По крайней мере я, поскольку частенько минусовали..) и вот однажды вы добавляетесь ко мне во френдленту, плюсуете мне счётчик, цифра которого зависима от авторитета блогера (его кармы). Счастья то сколько было, не поверите. Но простите за оффтоп, это всего лишь воспоминание. Теперь сам вопрос. Изменила ли вашу жизнь эта платформа? Думаю да, но насколько широко и масштабно. Есть ли особенные и незабываемые случаи на юви, которые приятно вспоминать?

Конечно, изменила. И самое волнительное и незабываемое - когда моя работа меняет судьбу авторов, дает маленький, но ощутимый трамплин для новой траектории полета. Говорить конкретно не хочется, но очень многие авторы, сами того не осознавая, изменились благодаря Юви. О незабываемых случаях в Юви - лучше будет, если я как-нибудь соберусь и напишу об этом отдельный пост.

 

Вы - главный редактор Yvision... Блоги на какую тему никогда не попадут "на главную"? - задает вопрос R-13.

Пока я работаю редактором, на главной странице не будет умников, преисполненных самодовольства и брезгливости к окружающему их миру. Это самая отвратительная категория авторов, которые мнят себя избранными, не обладая ни особенным даром, ни трудолюбием. Мне ближе обычные люди, размышляющие об обычных материях. Разглядеть среди них крупинки золота и таланта - филигранная работа.

А у Алеси Ясногорцевой @alesya_yasnogorceva один вопрос: вы как относитесь к постам на политические темы? Это не  праздный вопрос, на хорде.ме меня за них забанили, - говорит Алеся.

Я очень ценю твой труд, Алеся. Мало того, считаю твою прозу крепкой и жизненной, даже если ты более скромного мнения о своем авторском таланте. И много думаю как подавать таких авторов как ты. Наверное, когда-нибудь я найду эту формулу. На счет хорды: уверен, что это обыкновенная зависть к тебе. У тебя писательский дар, ты способна выстраивать сложные диалоги. Признаюсь, я сохранил несколько абзацев из твоих рассказов в свою записную книжку как пример идеально выстроенной фабулы, чтобы учиться самому писать так же. В общем, почти везде, где ты будешь писать тексты, тебя будут съедать завистники. Лучшее, что ты можешь сделать - поменьше обращать на них внимание.

 

Несколько прагматичных вопросов от avraamk.

1) Через сколько времени после старта инвестиции в блог-платформу Yvision оправдали себя? 2) Когда вы вышли на самоокупаемость? 3) Были ли попытки купить ваш проект? 4) Какими достоинствами обладает ваша редакция? Что вы цените выше: профессионализм или умение работать в команде?

Все эти вопросы, скорее всего, надо адресовать директору или учредителю платформы.

 

И вопрос от Дархана @Papawa (делового характера, как он сам признается): вы пишете обзоры на гаджеты за деньги? Сколько вам платят за один подобный обзор?

Пишу и довольно часто. Мало того, я удивлю Дархана, если скажу, что в любой газете или в журнале все тексты написаны за... о боже, за деньги!

 

...продолжение следует.

 
34