Концерт, посвященный творчеству казахстанского композитора Б. Дальденбая

760
0
0
6

Секретное оружие Бейбита Дальденбая – это сплав народного и современного, и при этом необыкновенный мелодизм. Главную скрипку у него всегда играет мелодия.

Вчера, 4 марта, я побывала на концертном вечере, посвященном казахстанскому композитору Бейбиту Абиловичу Дальденбаю. О его творчестве я узнала из передачи Натальи Горячевой «Грани» на «Радио Классика». Именно из этой передачи, которая  идет в неудобное для многих время – с 12-00 до 12-40 каждый будний день, я почерпнула много интересного про композиторов. И, конечно, мне было важно узнать о двух наших современниках - Бейбите Дальденбае и  Владимире Стригоцком-Пак. Произведения обоих  композиторов, которые прозвучали в программе «Грани», произвели на меня впечатление.

Поэтому, когда я увидела афишу о предстоящем концерте Дальденбая, не было никаких сомнений, что я обязательно на нем появлюсь. Но фортуна была ко мне в этот день особенно благосклонна. Придя в полный зал за пять минут до начала концерта, я обнаружила свободное место как раз рядом с Владимиром Стригоцким-Пак. Я даже не сразу догадалась, что это именно он. Потом вспомнила фотографии в интернете, переспросила, и услышала положительный ответ. Вот такие бывают чудеса.  Для меня всегда – большая радость познакомиться и поговорить с теми, чье творчество мне нравится, будь это ведущий передачи, оперный певец или художник. А теперь вот я горжусь еще и знакомством с композитором.

 

На фото: Б.Далденбай, Б.Юсупов, Агафонников, В.Стригоцский-Пак

Собираясь на концерт, я поискала в ютубе записи Бейбита Абиловича, но нашла всего одну и всего пятиминутную.  Вот эту

Конечно, меня всегда огорчает, что в свободном доступе не так много записей в хорошем качестве местных оперных исполнителей и произведений наших композиторов.  Я уже неоднократно про это писала, буду писать и успокоюсь только тогда, когда ситуация изменится. Насчет дисков с записями современных казахстанских композиторов – я не уверена, что они есть. Но если есть – я их с радостью приобрету. В наше время все-таки, мне кажется, есть гораздо больше возможностей для записи, чем это было еще недавно. А концерты классической музыки довольно часто и записывают, и хотелось бы, чтобы их, хотя бы фрагментами, выкладывали. Концерт 4 марта, к слову, снимали два оператора. Значит, хорошая его запись наверняка есть.

Итак, кто такой Бейбит Дальденбай. Любимый ученик Газизы Жубановой, заслуженный деятель РК, лауреат  республиканских и международных конкурсов, доцент кафедры композиции, автор многочисленных произведений, в том числе балетов «Волшебная любовь», «Ер Тостик», симфонии «Огненная земля», квартетов, поэмы-фантазии «Героическая фреска», «Эхо времени», квинтетов, музыки к драматическим спектаклям, художественным фильмам, а также песен, музыки для оркестра народных инструментов. В прошлом году отметил свое 60-летие. Преподает в КНК им.Курмангазы с 2004 г.

«Секретное оружие  Бейбита Дальденбая – это сплав народного и современного, и при этом необыкновенный мелодизм. Какие бы авангардные приёмы письма композитор бы не использовал, главную скрипку у него всё же играет мелодия. Многие сочинения современников лишают нас почвы под ногами, а экспериментальная музыка и вовсе забыла о том, что мелодия существует. Но это не о Бейбите Дальденбае. Он пишет опусы, прославляющие нашу страну, древнюю культуру, и при этом не отрицает находок современности. В его опусах вы найдете и приемы алеаторики, и темброкрасочные звучания, и все же именно мелодия остается венцом всего и вся…» (Наталья ГОРЯЧЕВА, Радио Классика)

Первую часть концерта выступал оркестр казахских народных инструментов, вторую - студенческий симфонический оркестр КНК им.Курмангазы. Хочу особенно отметить Лауреата республиканских конкурсов, Мадьяра Тойболды, который дирижировал симфоническим оркестром. Мне настолько понравились его выразительные жесты и мимика, что я порадовалась, что сидела достаточно близко.

Весь концерт для меня пролетел на одном дыхании. Это было состояние счастья, душевного подъема, радости бытия. Самое сильное впечатление на меня произвела  кюй-поэма под названием «Замана», которую автор написал в 1985-ом году и получил за нее на Всесоюзном конкурсе в Москве Вторую премию. Я слушала ее, буквально забывая дышать. И, когда я потом узнала историю создания этого произведения, мне стало понятно, почему оно настолько глубоко цепляет. Бейбит написал ее в последние месяцы жизни своей тяжело больной мамы и посвятил эту кюй-поэму ей.

Также мне очень понравилась музыка из балета «Ангел любви». Теперь у меня есть еще одна мечта – чтобы на нашей казахстанской сцене появились  балет, музыку к которому написал Бейбит Дальденбай. Кстати, помимо «Ангела любви», у автора есть еще по крайней мере один балет -  «Ер-Тостик», для детей.

Единственное, что мне было сложно слушать – это первую часть Симфонии «Желтоқсан толқуы», посвященной 25-летию Независимости Республики Казахстан. Это было настолько сильное «нагнетание» звуков, разрушительных для души и тела, что я только усилием воли заставила себя остаться в зале. Наверное, как раз в этой части автор хотел передать что-то тяжелое и страшное, и  ему это удалось в полной мере. Поэтому, когда во второй части зазвучала светлая и гармоничная музыка, я вздохнула с облегчением.

Помимо перечисленного, в концерте прозвучали следующие произведения:  Кюй толгау», «Өмір жыры» (музыка из кинофильма «Молодость Джамбула»), «Алмакүн», посвященный памяти друга Алмакуна, «Көкойнақ» и «Концертная пьеса» для кларнета. Если я не ошибаюсь, это была как раз та самая пьеса, которую Дальденбай написал, когда еще учился в школе имени Жубанова в классе известного кларнетиста Г.Ф. Лебедева. Это сочинение, первая проба пера, до сих пор пользуется популярностью. Его играют музыканты и в школах, и в колледже, и на концертах. И именно после этого сочинения педагоги Бейбита заговорили о том, что сочинительство – призвание Дальденбая.

Хочется пожелать Бейбиту Абиловичу всего самого доброго и новых творческих успехов!

Если вы хотите узнать больше  о творчестве Б. Дальденбая - вот легко и интересно написанная статья Натальи Горячевой с  сайта "Новая музыкальная газета" - Новости академической музыки Казахстанакой музыки Казахстана: http://musicnews.kz/bejbit-daldenbaj/

 

Оцените пост

6

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему