О вселенной "Чужих", новеллизациях, перестройке, дизайне, и многом другом

Артемий August 20, 2010
1650
1
1
0

Прогуливаясь по городу, в начале 2010 года, я заглянул в табачный магазин, что бы купить бензин для зажигалки. Приобретя жестяную банку, я не мог не обратить внимание на дверь с надписью "Букинист"...

Прогуливаясь по городу, в начале 2010 года, я заглянул в табачный магазин, что бы купить бензин для зажигалки. Приобретя жестяную банку, я не мог не обратить внимание на дверь с надписью "Букинист", что вела в смежное, с табачной лавкой, помещение.

Войдя в комнату с пыльными полками и страшной вонью, я превозмогая усилие уйти оттуда, принялся с любопытством разглядывать корешки книг. Была отмечена коллекция детективных романов Эда МакБейна (лучших, что я когда либо-читал), которые, к сожалению, сейчас не издают, предпочитая печатать целыми фурами низкопробную чепуху, которая, однако, обладает высоченными тиражами.

Мое внимание приковал белый корешок с именем автора: Алан Дин Фостер. Имя показалось знакомым, и я вытащил книжку на свет божий, узрев совершенно шокирующую, с точки зрения дизайна, обложку. Поняв, что передо мною, я решил удостовериться и открыл содержание. Так и есть! В руках у меня лежала официальная новеллизация первых трех частей "Чужих"! К моему сожалению, денег у меня уже не оставалось, и книгу я поставил обратно, в надежде, что никто ее больше не заметит.

Так и случилось: по прошествии больше полугода, я, совершенно случайно проходя мимо этого магазина, решил зайти, и поглядеть - что и как. К моей неописуемой радости, книга стояла на том же самом месте, и эта букинистическая редкость была немедленно мною куплена за смешные 300 тенге.

Сразу сообщаю, что саму книгу я еще не прочитал, так как ранее начал читать "Выжжено" Эшбаха, посему буду говорить о немного других вещах.

Начну пожалуй с того, что расскажу о самом писателе Алане Дин Фостере: он родился в США в 1946 году, изучал политологию и киноискусство, иначе говоря - близко знаком с такой сложной вещью как новеллизация кинофильмов. При чем, Дин Фостер занимается не только переложением фильмов на бумагу, но и пишет самостоятельные произведения - при чем их у него навалом. Но, другие его произведения в стиле фэнтази и фантастике меня совсем не интересуют, а интересуют только его "Чужие".

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Алан Дин Фостер - Чужой, Чужие, Чужой 3

Обязательно нужно рассказать о дизайне купленной книги. Поглядите на обложку. Если посторонний человек глянет на нее, он ни за что не догадается что это изображены Чужой и Эллен Рипли. Криворукость, отсутствие знаний по заданной теме для рисунка и совковая стилистика (очень не люблю, когда употребляется слово "совок", но тут без этого не обойтись) рождают такое. Сразу понятно, что азербайджанские (книга была выпущена в Баку концерном "Олимп") художники не то что не видели фильмы Скотта, Кэмерона и Финчера, но и вообще смутно представляли о чем, собственно, речь.

Рассмотрим Чужого. Что перед нами? Непонятной скелетной формы черепа голова чудовища с огромными глазами и зубами. Огромные глаза и округлые, большие размеры тела, между прочим, сразу вызывают умиленные чувства к их хозяевам - любой художник это подтвердит. Именно поэтому мягкие игрушки делаются такими, а в мультиках добрые животные нарисованы именно так, в отличие от злодейских. Стоить сравнить, скажем, округлого и пушистого Муфасу, отца Симбы из "Короля Льва" и костлявого, поджарого Скара. Я уже не буду заострять ваше внимание на огромных зубах, которыми усеяна пасть недо-чужого, и с которыми ни одно существо не способно выжить.

Эллен Рипли. Какая же это Эллен Рипли? Где та решительная, сильная, и крепкая духом женщина, которая на протяжении всех четырех частей фильма борется с инопланетными тварями? На обложке мы видим мужиковатую, и откровенно страшную бабищу, которая как будто последние несколько лет жизни жила на теплотрассе, и внезапно нашла свалившийся в канализацию пластиковый китайский автомат несчастного ребенка. Вот такие художники были в измученном советской властью Азербайджане в 1994 году.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Алан Дин Фостер - Чужой

К радости людям, активно читающих все подряд на пост-волне перестройки, новеллизации Алана Дин Фостера несколько раз переиздавались другими издательствами, выпустив их с уже другими обложками.

В этом, например, художник уже ознакомился с первой частью фильма, и наваял такое. Практически один в один такой кадр присутствует в самом первом фильме Ридли Скотта 1979 года: Рипли в скафандре с большим обзорным стеклом и ксеноморф, который ей угрожает.

Ксеноморф, к слову, непохож на ксеноморфа из первой части, хотя книга и является таковой. В первой части голова Чужого была гладкой и похожей на презерватив, натянутый на баклажан. Здесь же - уже модифицированная, с кучей мышц, косточек и прочих мелочей, которые привнес Джеймс Кэмерон уже в свой фильм "Чужие" 1986 года. Но, как видно, прогресс налицо: издатель понимает, что надо привлекать читателя знакомыми образами, для повышения спроса, и дал верное задание художнику, который, в общем-то, понимал что он рисует и для чего. При чем видно, что он посмотрел, как минимум, первые две части из тетралогии. Впрочем, четвертая часть "Чужой 4: Воскрешение" к тому времени еще и не вышла, как как все эти книги печатались в СНГ в первой половине 90-ых годов. Алан Дин Фостер же, писал новеллизации строго по оригинальным сценариям, которые ему присылали студии после проката фильмов.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Алан Дин Фостер - Чужой, Чужие, Чужой 3

Филип Дик - Вспомнить Все, Бегущий по лезвию

Дизайнеры последнего издания о вселенной Чужих вообще перестали париться с отрисовкой - ведь куда же проще сделать снимки кадров и оформить ими обложку! Сказано - сделано: и последнее издание, которое наверняка еще можно найти в букинистических магазинах, стало таким.

Обращу ваше внимание на один факт: в середине девяностых годов крайне сомнительным мне кажется факт, что у издательства была лицензионная видео-копия фильма второй части, из которой, собственно, кадры и были украдены.

Почти наверняка, на кассете, было паршивое качество изображение (видео-салоны же!) и мощный перевод а-ля Володарский "— Уаацатый увек фокз предзтавляет! Фильм Джеймса... (пауза) Кэймерона!", который представляет лютый интерес у олдфагов, как впрочем, и у меня.

В книге кстати, присутствуют еще и повести Филипа Дика "Вспомнить все" и "Бегущий по лезвию" ("Снятся ли андроидам электро-овцы?" в оригинале).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Алекс Ривендж - Чужой, Чужие, Чужой 3, Чужой 4

Но не стоит забывать, что перестройка набирала силу, криминалитет набирал мощь, а в писатели набирали всех подряд, благо никакие законы ничего толком не могли остановить.

Так и появился писатель, даже не человек и пароход с совершенно непотребным именем Алекс Ривендж, который на самом деле является Тайлером Дерденом, эго, для кучки людей, решивших наебать и так шаткие в то время российские законы об авторском праве, и выпустить свое видение и трактовку событий фильмов.

Этими одаренными людьми являются несколько харьковских фантастов самоучек: Глеб Киреев, Мария Цветкова, Григорий Панченко и Екатерина Цветкова. По словам читавших, эти книги имеют ряд особенностей, которые эти "писатели" решили привнести в сюжет: такие как щупальца у чужих, телепатия, и даже мега-вариант последней, четвертой части, фильм к которой еще даже и не думали снимать - в ней Эллен Рипли непостижимым образом оказывается на планете Чужих, в которой они, бедняжки, на самом деле находятся в рабстве у какой-то высокоразвитой расы.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Черепашки-Ниндзя - Космическое путешествие

Но и это еще не все. Самое лютое, что могло произойти с детищем художника Ганса Руди Гигера, который является создателем облика Чужого, и за которого он получил "Оскар", это кроссовер с Черепашками Ниндзя. Все очень просто - на волне успеха у "перестроечных" детей мультсериала об антропоморфных черепахах, одно ушлое российское издательство решило выпускать книги о приключениях канализационных ниндзя. И кто бы мог подумать (Скотт и Кэмерон в ужасе молчат), одна из книг рассказывает о том, как отважные черепашки забороли космическое чудовище. Эту книгу, кстати, запоем читал в детстве и я. Хотя, к середине 90-ых годов я уже видел первую часть Чужого, мой детский разум эту идею принял вполне спокойно, и даже с энтузиазмом.

В книге "Черепашки Ниндзя: Космическое путешествие" идет аккуратное вплетение этих мульт-героев в первые две части "Чужих": Эллен Рипли легко и непринужденно заменялась на репортера Эйприл О'Нил, а сами черепашки были простыми пассажирами рудовоза "Ностромо" (в первой части книги), и помогали бравым десантникам воякам брутально крошить "звездочками"/мечами/кинжалами-сай полчища Ксеноморфов (во второй части).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот такой долгий и тернистый путь преодолела так нежно мною любимая вселенная Чужих, и которая сильно спотыкалась, особенно на пространстве бывшего СССР. Сегодня же, или на днях, я думаю, начну знакомство с единственным печатным, что представляет интерес - это новеллизации Алана Дин Фостера, попутно пересматривая все четыре части "классической" квадрологии, благо в одно время, подсуетившись, я успел сделать себе копии с четырех лицензионных дисков, выпущенных в металлических боксах, которые продаются по баснословно высокой цене.

Как я уже сказал, Фостер писал официально, по голливудским сценариям, где разумеется, присутствуют все сцены вырезанные из режиссерских. Что не может не радовать.

Напоследок скажу, что после прочтения той купленной в букинисте книги, с азербайджанской обложкой, я обязательно напишу хоть пару слов о ней, как и рецензии на эти фильмы, пугавшие детей и взрослых нескольких поколений по всему миру.

Оцените пост

1

Комментарии

0
ну как я уже говорил, у нас только на книги денег и энтузиазма хватала, а в Европе вовсю целые фильмы клепали "по мотивам" :)
Показать комментарии