Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
10:50, 17 сентября 2015

Насильственная кража невест у традиционных казахов: обычай или преступление?

На сегодняшний день одной из острых социальных проблем в Казахстане, бурно обсуждаемых населением на всевозможных интернет-форумах и площадках, является проблема кражи невест, и особенно проблема умыкания девушек для замужества. Большинством казахстанцев данное деяние трактуется как обычай, история которого уходит корнями в раннее традиционное казахское общество, и который нельзя искоренять, в том числе и правовыми методами,  в целях сохранения своей национальной идентичности. Однако как на самом деле оценивалась кража невест у наших предков, каковы правовые последствия похищения девушек для их насильственного замужества в старину и в современном Казахстане, и какова реальная картина проблемы в нашей стране, я попробовала выяснить на основе проведения небольшого исследования.

Для начала, хотелось бы отметить тот важный факт, что информация по данной тематике в нашей социальной паутине ограничивается исключительно новостными лентами, и очень редко находилась реальная аналитика, что во многом способствовало желанию обобщить и систематизировать имеющуюся информацию, пролить реальный свет на данную проблематику и выявить более эффективные пути ее решения.

Итак, если начать с исторических предпосылок зарождения данного «обычая», то главный миф заключается в том, что кража девушек для замужества являлась национальным обычаем и не подвергалась никакому наказанию. Однако проведенные российскими и казахстанскими учеными исследования (на основе исторических записей) показывают, что кража невесты, не важно, как по ее согласию (фиктивное похищение), так и насильственно (реальная кража), считалось нарушением обычного права «адата», расценивалось общественностью как преступление и подвергалось строгому наказанию.

Поскольку в традиционном казахском обществе одним из важных институтов был институт сватовства, то фиктивное или реальное похищение невест расценивалось как пренебрегание молодыми волей своих родителей и всей процедуры сватовства, в силу чего были довольно редки. При этом если подобные кражи и происходили, то по предварительной договоренности молодых (без оповещения об этом своих родителей), и очень редко, - по эгоистичным мотивам мужчин из феодальных аулов, кравших девушек из менее состоятельных семей.

Рассмотрим, кто решался у традиционных казахов на фиктивное похищение невест. Во-первых, это те парни, которые не могли заплатить калым за свою возлюбленную и/или сопротивлялись отказу родителей девушки на их брак.  Во-вторых, у казахов довольно часто так случалось, что девушка, будучи засватанной еще в детстве за другого, не могла выйти замуж за любимого ей человека. В таком случае, влюбленные также рисковали и шли на такой отчаянный шаг, несмотря на дальнейшие последствия.

Последствия такой революции молодых были карательными. Если кража происходила с согласия не засватанной девушки и по предварительной договоренности влюбленных, то отец девушки обязательно возбуждал дело о побеге дочери, после он или прощал, или обращался к суду биев. В худшем случае, семья девушки прекращала какие-либо отношения со сбежавшей и с увезшим ее родом, что вызывало родовую вражду. Не засватанным сбежавшим молодым могли дать благословение, но их отцы в любом случае обязательно платили калым и штраф. Если кто-либо из сбежавших молодых был прежде засватан, то таких могли предать и смерти. Уже позже, в положение Комитета по киргизским (казахским) законам была внесена поправка, по которой смерть, как наказание непослушных молодых, отменялась, но заменялась поркой плетью сына и розгами дочь. Как видим, наказания за кражу невест по согласию наказывалось как материально, так и физически.

На реальную кражу невест шли те парни, которые были засватаны за них, но не могли добиться их согласия; были влюблены в засватанную за другого парня невесту, или в не засватанную невесту. Тот случай, когда джигиты из богатых аулов похищали девушек из менее состоятельных семей, считался тяжким преступлением, в силу чего родители похитителя уговаривали девушку дать согласие на брак, посылали послов с богатыми дарами к ее родителям. Если девушка давала согласие на брак, то семья жениха откупалась большим штрафом и полным калымом, а родители давали благословение. В случае если девушка отказывала, то она возвращалась к своим родителям, а виновные подвергались значительному штрафу. В целом, в записях казахских адатов 19 века содержатся описания различных наказаний, следуемых за умыкание девушки без согласия родителей, которое рассматривалось как тяжкое преступление.

Как мы выяснили, кража невест по сговору молодых, и тем более, умыкание девушек без согласия родителей являлось преступлением в традиционном казахском обществе и не имело никакого отношения к какому либо обычаю. Однако почему в современном обществе Казахстана кража невест трактуется большинством как обычай? Исследователи во многом объясняют этот факт тем, что во 2-ой половине 1980 – н. 1990-х гг., в связи с развалом СССР и экономической разрухой в стране наблюдались потеря социальной ориентации, нарушение правовых норм и увеличение девиантного поведение населения, когда полузабытые, произвольно трактуемые правовые нормы начали регулировать общественные отношения.

Каковы же реальные причины насильственных краж невест в современном Казахстане? Узнаете в следующем посте!

1
1801
0