В настоящее время во многоэтажных жилых домах разных городов Казахстана все большую популярность получают системы расчета за использование лифта через предоплаченную карточку, так называемую LIFT Card.
Со стороны застройщиков домов, КСК и коммунальных служб активно продвигается данная система с обоснованием необходимости гарантии оплаты за лифт, с целью оперативного сбора денег на содержание и ремонт лифтового хозяйства и недопущения задолженности жильцов.
То есть, как обычно, все делается только для удобства коммунальщиков, без учета интересов потребителей - жильцов дома.
А что в действительности? Так уж ли удобна данная система?
С одной стороны несомненно, что задолженности по уплате за лифт при такой системе быть не должно. Хотя система совершенно не прозрачная, карточки продают и пополняют чуть ли не на каждом углу, при этом кто ведет учет, кому уходят деньги, с кем у жильцов договор на обслуживание лифта, какая себестоимость этой услуги, совершенно не известно, да и мало кого волнует. Сама карточка также не содержит необходимой информации, на ней указан только телефон аварийной службы и инструкция использования.
Цена карточки около 800 тенге, пополнение карточки - 600 тенге, при этом максимальное количество на карточке - 100 поездок.
С другой стороны, жильцы многоэтажного дома, не имеющие карточку, и в случае исчерпания количества поездок не могут пользоваться лифтом и вынуждены идти по лестнице. И все бы ничего, если бы дом был 5-ти или 10-ти этажный, а если квартира на 20 или 30 этаже? Если человек физически не в состоянии подниматься по лестнице по причине пожилого возраста или здоровья? Ответов на эти вопросы данная карточная система не дает. В результате человек либо вынужден просить других использовать карточку, либо оплачивать за лифт фактически за месяц вперед.
Не противоречит ли карточная система законодательству Казахстана?
Услуги по обслуживанию лифтами относятся к коммунальным услугам. При этом согласно Правил предоставления коммунальных услуг, оплата за коммунальные услуги должна производиться потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего после расчетного, либо по соглашению между потребителем и услугодателем в сроки, оговоренные в договоре.
Отсюда можно сделать два вывода:
- оплата за лифт должна производиться ежемесячно за прошлый месяц;
- оплата может производиться и в другие сроки, но тогда должен быть заключен письменный договор.
Таким образом, законодательство не предусматривает предоплаты за лифт на месяц вперед, а значит система LIFT Card не соответствует требованиям законодательства без заключения письменного договора с жильцами многоквартирных домов.
Видеоролик по теме: