Правосудие для богатых?

www.e-law.kz 2015 M07 23
505
1
10
0

Право на судебную защиту и правосудие в Казахстане гарантировано Конституцией...

Право на судебную защиту и правосудие в Казахстане гарантировано Конституцией. Так п.2 ст.13 Конституции РК гласит, что каждый имеет право на судебную защиту, это означает, что любой человек может обратиться в суд за защитой и восстановлением своих нарушенных прав и свобод.
Исходя из смыла данной нормы Конституции РК можно сделать вывод, что если я имею право на судебную защиту, то государство обязано предоставить мне возможность это право реализовать, для чего и создана государственная судебная система.
Но так ли это на практике? Есть ли у граждан Казахстана реальная возможность получить судебную защиту?
С недавних пор, а именно с декабря 2014 года, конституционное право граждан на судебную защиту существенно пострадало и государством возведен мощный административный барьер в виде государственной пошлины, многократно взимаемой с подаваемых в суд заявлений.
Если до декабря 2014 года пошлина взималась только один раз, при обращении в суд первой инстанции, то теперь пошлину необходимо оплачивать - 4 раза во всех судебных инстанциях (первой, апелляционной, кассационной и надзорной)!
Неизвестно, стало ли от этого правосудие более качественным или справедливым, но очевидно, что оно стало менее доступным. При этом примечательно, что эта дополнительная пошлина была введена законом под названием: "О внесении изменений в законодательные акты по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур".
Так может дополнительная пошлина была введена с целью повысить качество правосудия или для увеличения расходов на содержание судов?
По своему смыслу государственная пошлина взимается для того чтобы возместить государству его расходы на содержание суда, в данной связи показательно будет сравнение объема поступлений денежных средств от судебной государственной пошлины и объема бюджетных средств выделяемых на финансирование судебной системы.
Так, в соответствии с Законом РК "О республиканском бюджете на 2014-2016 годы" в прошлом 2014 году на содержание судебной системы было выделено 30,8 млрд.тенге.
При этом, сумма государственной пошлины, поступившей в бюджет, за 2014 год составляет - 90,6 млрд.тенге, в том числе по месяцам:

Как видно, поступления в бюджет превысили расходы в 3 раза!
Таким образом, судебная система и так за 2014 год принесла тройной доход государству, но несмотря на это, пошлина с декабря 2014 года была еще больше увеличена.
Так сколько нужно заплатить государству, чтобы реализовать свое конституционное право?
Все зависит от суммы иска, чем больше иск тем больше пошлина и соответственно правосудие становится все более недоступным.
В юридической практике был случай, когда Налоговый департамент необоснованно доначислил налогоплательщику огромную сумму налогов, в результате чего для обжалования этих незаконных действий в суде истцу пришлось заплатить 5 млн.тенге государственной пошлины в первой инстанции, затем еще 2,5 миллиона во второй инстанции, где действия налоговиков были признаны не законными и начисление налогов отменено. А если бы истцу предстояло пройти все 4 судебные инстанции, то общая государственная пошлина составила бы к Верховному суду РК - 12,5 млн.тенге.
Так и получается, что правосудие - это удовольствие для богатых.

Оцените пост

10

Комментарии

0
Очень интересный пост! И поднимает животрепещущую тему как юридической так и финансовой части. Юридической вы описали - исполнение конституционных прав; финансовой - целевое назначение сборов и пошлин. Ещё со студенческой скамьи все мои преподаватели бюджета, бюджетного учёта поднимали эту проблему, однако государство не хочет рассматривать его. Такая же ситуация к примеру наблюдается с экологическими сборами (которые по идее должны тратиться на экологию и снижение нанесённого ей вреда), либо про утилизационные сборы...
Показать комментарии