Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
10:51, 30 апреля 2015

Взятие Рейхстага. Часть I. Военный подвиг Рахымжана Кошкарбаева.

Ровно 70 лет назад, 30 апреля 1945 года, над поверженным рейхстагом появилось Красное знамя Победы. Официально это сделали в 21.50 Мелитон Кантария и Михаил Егоров.

На самом же деле Знамя было водружено значительно раньше – в 14.25. И водрузили его лейтенант Рахымжан Кошкарбаев и красноармеец Григорий Булатов.

Известно об этом стало только в 90-х годах прошлого столетия, когда ни Кошкарбаева, ни Булатова уже было с нами.

Военная служба

В армию Рахымжан был призван в 1942 году, сразу после своего совершеннолетия. Военную службу он начал в Кокшетау, где на тот момент дислоцировался 367-й стрелковый полк, готовящий младших командиров. Однополчане Кошкарбаева вспоминают: он всегда отличался от остальных аккуратностью, опрятностью и исполнительностью. Его постель всегда была идеально заправлена, а портки словно приклеены к ногам. Неопытным юнцам командиры советовали брать пример с красноармейца из Казахстана. Тот в свою очередь никогда не кичился этим, а охотно помогал боевым товарищам, ценил теплые дружеские отношения, был честным, добросовестным и открытым.

Blog post image

В августе 1943 года Кошкарбаев был направлен во Фрунзе: именно туда во время войны эвакуировали Тамбовское военное училище, славившееся своими традициями и офицерским составом.

После училища Рахымжан получил звание младшего лейтенанта и вместе с однополчанином, другом и земляком Жаншой Жанаевым был направлен на 1-й белорусский фронт. Жанша вспоминает:

– По пути на фронт мы сделали остановку у моего брата Капара, который работал первым секретарем райкома партии в Кызылорде. В доме брата жила сестра его жены – девушка по имени Бахыт. Вскоре стало очевидно: она и Рахымжан приглянулись друг другу. В этом и был его характер – он знал, что через два дня нам уезжать на фронт и что возможно мы не вернемся. И все равно не унывал. В то время как Капар прощался со мной как в последний раз, Рахымжан шутил, играл на домбре и пел.

***

К апрелю 1945 года Рахымжан Кошкарбаев был командиром взвода разведки 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии, которая входила в состав 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. И именно она 30 апреля оказалась первой в центре Берлина.

Blog post image

(Слева направо: Г.Булатов, Р.Кошкарбаев, Ж.Жанаев)

Непосредственно перед штурмом командир армии генерал-полковник Василий Кузнецов приказал изготовить девять (по количеству дивизий) красных стягов для водружения. Расчет был прост: одно из девяти знамен будет обязательно установлено.

К середине дня здание немецкого парламента было плотно зажато красноармейцами: в центре действовали «шатиловцы» (батальоны Степан Неустроева и Василия Давыдова). Справа от них работала штурмовая группа капитана Владимир Макова, слева – батальон из 171-й дивизии полковника Алексея Негоды.

В середине дня в штаб фронта от командующего 3-й ударной армией генерал-полковника Кузнецова поступило сообщение: Рейхстаг взят.

И взят, как оказалось, казахом Р.Кошкарбаевым и русским Г.Булатовым.

Хронику того дня красочно описал военный корреспондент Василий Субботин. В дивизионной газете «Воин Родины» от 5 мая 1945 года была опубликована его довольно эмоциональная статья:

«Лейтенанта Рахымжана Кошкарбаева знали как самого храброго человека. Вот почему капитан Давыдов вызвал к себе в подвал именно его. Давыдов протянул Кошкарбаеву знамя. Это был кусок алой материи, символ чаяний и стремлений, символ пролитой крови тех, кто пробивался к Берлину.

– Водрузи его  над зданием рейхстага, – сказал офицер Давыдов, позвал лейтенанта к окну, указал рукой через площадь. Там был рейхстаг - цитадель гитлеризма.

Кошкарбаев, красноармеец Григорий Булатов, а за ними ещё семеро смелых выпрыгнули из окна первого этажа на улицу. Путь к рейхстагу был путём огня, путём огромного напряжения воли и нервов. Горели дома, снаряды рвали камни на мостовой, пули чертили булыжник. После короткого броска залегли. Оглянувшись, Булатов сказал:

–Мы вдвоём. Огонь отсек остальных.

Воины продолжали  свой путь. Завернутое в темную бумагу знамя лежало у сердца Кошкарбаева.

Расстояние сокращалось. Офицеру и бойцу удалось добраться до моста через канал. До рейхстага подать рукой.  Но огонь усилился. Здесь, под мостом, офицер химическим карандашом и буквами вывел на полотнище: «Лейтенант Кошкарбаев, красноармеец Булатов». Ниже поставил часть и подразделение.

Скоро к ним присоединились товарищи: Виктор Провоторов, Иван Лысенко, Михаил Габидуллин, Степан Орешко, Михаил Пачковский. С ними лейтенант Семен Сорокин...

Новый рывок вперед. Вот задымленная стена рейхстага. Иссеченные металлом массивные колонны, вздыбленные фигуры коней, замурованные кирпичом длинные окна. Вспышки выстрелов заметались из подвалов и с верхних этажей. Темными, заваленными щебнем коридорами, чутьем угадывая путь наверх, воины бежали с автоматами и гранатами в руках. Вот они у цели. Лейтенант Сорокин с бойцами стал прикрывать входы. Кошкарбаев подсадил Булатова в окно, сказал: «Ставь, Булатов». Вместе они водрузили алый флаг над рейхстагом.

Казалось, в эту минуту все стихло. Бойцы, сержанты, офицеры - все войска, пришедшие в Берлин, увидели знамя Победы. В знамени, поднятом над рейхстагом, был великий и трудный путь войны, приведший нас через пепелища родных деревень, через земли, истерзанные врагом, в ненавистный Берлин».

Blog post image

(Р.Кошкарбаев и В.Субботин)

Из воспоминаний самого Кошкарбаева:

«Я откинулся и поднял голову. Вверху, словно огонек, сверкнул и заполыхал красный флажок. Он яркой точкой засветился над главным входом рейхстага. Не отрывая глаз от кумача, мы опустились на землю».

Из донесения командир 674 стрелкового полка подполковника Алексея Плеходанова известно, что

«Командиром взвода разведки 1 стр. батальона мл. лейтенантом Кошкарбаевым и бойцом разведвзвода полка Булатовым было водружено знамя над зданием рейхстага.

Героизм и храбрость при водружении знамени проявили бойцы разведвзвода полка: ст. сержант Лысенко, Правоторов, Орешко, красноармейцы Габидуллин, Пачковский, Брюховецкий во главе с командиром разведвзвода лейтенантом Сорокиным...»

Это лишь малая часть воспоминаний очевидцев тех далеких событий.

Blog post image

Но несмотря на все это, 2 мая, когда над рейхстагом поднимали официальное Знамя Победы, Сталин объявил: первыми были Мелитон Кантария и Михаил Егоров.

В борьбе за справедливость

С подачи Бауржана Момышулы в 1958 году в газете «Лениншіл жас» была опубликована первая послевоенная статья о Рахымжане «Подвиг молодого казаха». Ее автором стал тогда еще молодой журналист Какимжан Казыбаев. В российских архивах он вместе с Бауржаном нашел документы того времени, в том числе наградной лист Кошкарбаева с личной подписью Сталина: «Отказать!»

Кроме Бауржана-ага в ЦК КПСС с просьбой наградить Р. Кошкарбаева и Г.Булатова неоднократно писали представители казахской интеллигенции. К двадцатилетию Великой Победы члены Союза писателей Казахстана Габит Мусрепов, Габиден Мустафин, Иван Шухов, Абдильда Тажибаев направили в ЦК КПСС ходатайство о присвоении Р.Кошкарбаеву и Г.Булатову звания Героев Советского Союза. В своей телеграмме писатели подробно описали подвиг соотечественника и привели неоспоримые факты.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Ответа «сверху» так и не последовало.

Первый фильм о подвиге Кошкарбаева и Булатова был снят примерно в то же время, в середине 60-х годов. Сделал это кинорежиссер Асылбек Нугманов после кропотливой работы в киноархивах страны. Изначально написанный им сценарий руководство Казахфильма не пропустило, но за молодого таланта вступился художественный руководитель киностудии Шакен Айманов. Так появилась картина «По призыву Родины».

Правду о взятии рейхстага Нугманов узнал от автора картины  «Штурм Берлина» кинооператора-фронтовика Романа Кармена. Тогда же стало известно, что кадры с казахом, рвущемся к Берлину, было приказано вырезать. Асылбек разыскал те самые кадры и включил их в уже отснятый фильм.

Первый секретарь ЦК компартии Казахстан Динмухамед Кунаев тоже переживал за судьбу своего соотечественника. В ответ на его письмо Леонид Брежнев как отрезал: «Кантарию и Егорова из истории вычеркнуть не дам».

В 2005 году в Казахстане режиссером Адилем Медетбаевым был снят фильм «Штурм», посвященный Кошкарбаеву и Булатову.

***

7 мая 1999 года Р.Кошкарбаеву была присвоена высшая степень отличия РК – звание «Халык Кахарман». Награду вручили жене героя Рахиле и дочери Алие. На церемонии также присутствовал его друг и фронтовой товарищ Жанша Жанаев.

Blog post image

А через 6 лет, в мае 2005 года, Институт военной истории Министерства обороны России официально подтвердил факт водружения боевого знамени над рейхстагом Рахымжаном Кошкарбаевым и Григорием Булатовым. Исторической справедливости удалось добиться историку Булату Асанову, который за несколько недель до этого обратился с письмом к Верховному главнокомандующему Вооруженными силами России Владимиру Путину.

Во II части поста читайте о семье Героя и близких ему людях.

 
1
3476
0