Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
03:27, 12 апреля 2015

Вот оно что!

Все знают о пирамиде Маслоу – пока нет воды, еды и безопасности, человек не способен думать о самореализации и авторитете. Так же и с оперой. Пока не сойдутся в идеальном сочетании голоса, актерское мастерство, музыка и постановка – сложно прочувствовать сюжет и суть конфликта между персонажами.

На «Трубадуре» Дж.Верди в нашем ГАТОБ я уже была. Впечатление произвела история о сжигании младенцев и абсолютное превосходство отрицательного героя. После этого видела европейские постановки на youtube. От них основное наслаждение – звучание в целом и необычная интерпретация с применением мультимедийных декораций.

В рамках фестиваля итальянских шедевров, проходящего в этом апреле в ГАТОБ, в спектакле 11.04.2015 года сошлось все так, как мне нравится. Безусловно, пора избавляться от громоздких барельефов и пугающих своей шаткостью лестниц. Конечно, атмосферу они создают, но их смена вызывает излишне затянутые паузы между картинами, сопровождаемые скрипом тележек из-за занавеса. Полагаю, это вопрос времени. В остальном же просто перфекто!

Тон всему задал обожаемый мной Таир Тажи в роли Феррандо, начальника графской стражи. Господа, зачем ходить на ужастики со спецэффектами? Послушайте, как наш замечательный бас рассказывает историю семейства ди Луна, и волосы встанут дыбом от страха.

Потом появилась моя любимая Гульзат Даурбаева. Ей я верю, когда она поет, что ей двадцать лет в Баттерфляй, и когда лучшие мужчины того времени устраивают из-за нее практически войну. Есть в ее голосе и взгляде что-то такое глубоко женственное, нежное, отчаянное и страстное, но без пошлости.

Исполнитель графа ди Луна заставил поверить, что Вселенная действительно исполняет наши желания. Это был гость из Астана Опера Талгат Мусабаев. Телевидение при всех своих достижениях не может передать прелесть живого восприятия. Много раз видела его в концертах на канале Білім және Мәдениет и буквально недавно опять мелькнула мысль, что хорошо бы его услышать по настоящему. И вуаля!

А вот Манрико - трубадур действительно удивил. Не секрет, что к тенорам у меня предвзятое отношение. Во-первых, их герои обычно слишком тонкой душевной организации на грани истеричности, а во-вторых, практически никогда не могу принять тот факт, почему героини выбирают именно их. Ничего не «щелкает» внутри, что, дескать, да, действительно, иначе и быть не могло. Есть редкое исключение, но он сейчас трудится в Астана Опера. Так вот только 11.04.2015 г. до меня впервые дошла суть конфликта и сама подоплека сюжета этого произведения. Спасибо Ильгаму Валиеву из Екатеринбургского ГАТОБ и тем, кто его пригласил. Благодаря ему впервые увидела, как наши зрители неустанно хлопают исполнителю в конце второго действия даже закрытому занавесу, да так, что он был вынужден выйти, взрыв оваций, потом снова несколько минут несмолкаемых аплодисментов, а, когда он ушел, еще немного вслед.

Вкратце сюжет.

Старый граф обвинил колдунью, что она навела порчу на его младшего сына, и приговорил к сожжению на костре. Дочь колдуньи Азучена из мести выкрала злосчастного младенца, чтобы его сжечь. Но перепутала и кинула своего собственного сына. Манрико вырос с понимаем того, что он цыган. Но дворянская кровь таки привела его к турнирам и сражениям. Так он привлек внимание Леоноры. Она каждую ночь ждала его серенад. Ди Луна младший же страстно желал Леонору и соперничество привело к ранению Манрико. Девушка, думая, что он погиб, собралась в монастырь. Граф решил ее выкрасть перед церемонией. Но трубадур в сражении отбил любимую. Стражники схватили его приемную мать Азучену. Пришлось отправиться отбивать и ее, но эта вылазка не увенчалась успехом. Леонора предложила за свободу Манрико себя, предварительно выпив яд. В итоге умерла на руках ревнивого возлюбленного. Взбешенный обманом граф казнил его на глазах Азучены, а она перед смертью выкрикнула, что это был его брат.

Так уж вышло, что в последнее время потянуло на литературу, пропитанную духом рыцарских турниров, звона мечей, прекрасных дам и закона сильнейшего, начиная с «Айвенго» Вальтера Скота. Рыцарь на турнире без герба на щите – это безродный выскочка. В редкий случаях – изгнанный из семьи дворянин. То бишь никто. А Манрико плюс ко всему еще и цыган. Опять же – персонаж тонкой душевной организации с характерным для теноров швырянием женщин на пол. И, тем не менее, Леонора очаровалась им с первого взгляда и навсегда до такой степени, что сознательно отказалась от более основательного графа. Очень сложная роль. Для нее нужна невероятная харизма. И это случилось. Да, таким мужчиной действительно можно покориться без рассуждений. Да, он хулиган. От него так и веет роком и нелегкой судьбой. Но действительно лучше умереть рядом с таким, чем прожить жизнь с кем-то еще. Характерная черта – Леонора только накануне свадьбы случайно узнала, что мать любимого – цыганка. Однако она приняла и этот факт, решая спасти его ценой собственной жизни.

Верди – удивительный мастер. Он творил высокое искусство, повествуя о, по сути, низких страстях. В этой истории никто не интересуется внутренним миром друг друга. Будь счастлива, пусть даже без меня – вообще не из этой оперы. Здесь «люблю» равно «желаю». Но, надо признать, книжные платонические вздохи, безусловно, в жизни тоже крайне редко встречаются. Две стороны одной медали. И тем сложнее образ графа.

В нем перемешалось вожделение, соперничество, гордость и… любовь. Да, любовь. Ему было важно добровольное согласие Леоноры. Хотя в те времена, да и сейчас, судя по новостям, увезти, закрыть подальше от людских глаз и ушей понравившуюся особу – вообще не проблема. И он принял ее предложение, хоть и знал, что она уже была в объятиях Манрико. К слову сказать, тот же трубадур даже из-за намека на отношения с другим мужчиной счел себя в праве поднять руку на любимую.

Не до конца мне понятна Азучена. Перепутать своего ребенка и бросить его в костер – это еще надо осмыслить. Может быть, в образе Дины Хамзиной мне не хватило сумасшествия, что, как мне кажется, единственное оправдание. Хотя, для воспитания из цыгана рыцаря с разумом должно быть все в порядке. Одним словом, есть еще белые пятна в ставшей более полной картине.

Низкий поклон за прекрасный вечер в ГАТОБ!

Единственное пожелание к технической доработке театра. Со всей ответственностью прошу вмонтировать в кресла ложки, чтобы нещадно бить по лбу каждого, кто во время спектакля разговаривает, шуршит, чпокает пластиковыми бутылками и пользуется телефоном даже хотя бы для просмотра времени.

Спасибо!

 
2