Как управляют воздушным движением. День на вышке авиадиспетчеров

9609
17
0
207

У меня было давнее желание посмотреть на воздушное движение не со стороны пассажира, а глазами авиадиспетчера. Наконец, я посетил центр управления полётами Казаэронавигации в Алматы

Этот репортаж я на самом деле подготовил ещё зимой, но так как практически каждые весенние выходные я старался куда-то вылететь, то руки не доходили окончательно оформить свои мысли в блоге. Но каждый раз, вылетая из алматинского аэропорта или прилетая в него, я искал глазами диспетчерскую вышку, выражая мысленно благодарность людям, присутствие которых многие никогда и не заметят, хотя именно от них зависит многое и при взлёте, и при посадке самолёта.

У меня было давнее желание посмотреть на воздушное движение не со стороны пассажира, а глазами авиадиспетчера. Наконец, благодаря разрешению Казаэронавигации я посетил автоматизированный центр управления воздушным движением в алматинском аэропорту. Новую вышку высотой 45 метров здесь поставили несколько лет назад. В здании располагается и аэродромный диспетчерский центр (АДЦ) на вышке, так и районный диспетчерский центр (РДЦ), который управляет полётами в нескольких областях Казахстана.

Наряду с пилотами и врачами, эту профессию называют одной из самых ответственных, потому что диспетчер всё время несёт ответственность за жизнь людей, которые находятся в самолётах. Работа соответственно и хорошо оплачиваемая, но и требования к персоналу здесь строгие - хорошее здоровье, прохождение психологического отбора, высшее образование, знание английского языка на уровне не ниже 4 по шестибалльной шкале. Английский - основной язык авиации, есть чёткий справочник, в котором указана вся допустимая фразеология, чтобы ни одна фраза не была понята двусмысленно.

Многие привыкли считать авиадиспетчерский пункт зависящим исключительно от техники (мне сразу вспоминается фильм "Крепкий орешек-2"), но несмотря на то, что центр действительно автоматизирован, авиадиспетчеры полагаясь на оборудование, следят с вышки за объектами и невооружённым глазом. Если бы всё было только на автомате, то и кабинах пилотов не было бы необходимости в стёклах.

Работают авиадиспетчеры в три смены - с 8:00 до 15:00, с 15:00 до 22:00, с 22:00 до 8:00.

В аэродромном диспетчерском центре работа делится на несколько фронтов:

1) диспетчерский пункт руления, который координирует движение воздушных судов по территории аэродрома, выдаёт разрешение на буксировку, запуск двигателей, руление;

2)  диспетчерский пункт старта и посадки, который контролирует движение на взлётно-посадочной полосе и предпосадочной прямой, разрешает взлёт и посадку;

3) диспетчерский пункт круга, контролирующий движение самолётов в зоне взлёта и посадки до 2100 м и в радиусе 50 км от аэродрома;

4) диспетчерский пункт подхода, который контролирует область воздушного пространства  в радиусе 90-120 км от аэропорта на высотах 2100-5700 м и решает задачи по определению очерёдности захода на посадку.

Вот так, например, выглядит один из экранов диспетчерского пункта подхода для Алматы. На юге, понятное дело, горы, поэтому форма области не круг, а сектор круга.

 

Рабочее место.

С новой вышки видна старая. С одной стороны - фото сделано зимой и ВПП выглядит не так красиво, как сейчас, с другой - хорошо демонстрирует, в каких метеоусловиях происходят взлёты и посадки в Алматы.

Взлетел борт "Эйр Астаны".

Приземлился очень интересный борт Ту-204 из Благовещенска.

Так как в Казахстане в учебных заведениях долгое время не производилось обучение авиадиспетчеров, подготовка специалистов проводится и в собственном обучающем центре, который полностью соответствует международным требованиям, а также в Латвии, Чехии и Англии. Также раз в три года диспетчеры проходят переподготовку и подтверждают свои знания, медкомиссия - чаще, раз в полгода.

Начальник районного диспетчерского центра РГП "Казаэронавигация" Виктор Околелов - один из ветеранов отрасли. Рассказал, что раньше многие выбирали профессию лётчика, но не прошедшие часто становились авиадиспетчерами. При этом совершенно в последствии об этом не жалели - и работа интересная, и условия.

Современное оборудование в обучающем центре, на котором можно моделировать различные ситуации, в том числе кризисные.

На доске - список нестандартных ситуаций, которые разбирают с диспетчерами на тренажёрах.

В районном диспетчерском центре

Здесь происходит управление воздушным пространством над несколькими областями Казахстана.

Непривычно, что в РДЦ нет вида с вышки, которая чаще всего ассоциируется с авиадиспетчерами.

Территория на экране значительно больше той, что можно было видеть на вышке.

Почему-то работа авиадиспетчера считается больше мужской профессией, но есть и девушки, выбравшие для себя эту работу.

Роза Хамраева окончила Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, увидела объявление о наборе диспетчеров. Профессия показалась интересной и через некоторое время она уже училась в британском колледже Рудлоу за счёт предприятия. Их выпуск был первым экспериментальным в 2004 году, когда британцы приезжали проводить обучение в Казахстан. С тех пор Роза продолжает работать в Казаэронавигации.

Рамиль Босжанов окончил университет "Туран" по специальности менеджер туризма и ресторанного бизнеса. С 2005 по 2010 года работал бортпроводником в "Эйр Астане", потом узнал, что идёт набор в Казаэронавигацию. Решил попробовать, прошел отбор, 9 месяцев учился в Англии в городе Шорхэм-бай-Си, через три года работы проходил курсы повышения квалификации в Риге.

Иван Фёдорович Пархоменко - ещё один ветеран отрасли. 7 февраля 2015 года ему исполнилось 60 лет, но он всё так же успешно работает в Казаэронавигации, соответствует всем требованиям наряду с молодыми.

Малая авиация региона от Алматы до Балхаша обслуживается здесь. Без разрешения авиадиспетчера не взлетит ни одно воздушное судно, хоть про алматинцев и начали ходить шутки, что они в любой момент запрыгивают в свой вертолёт и мчатся в горы. Исключение - форс-мажорные случаи (стихийные бедствия, пожары, спасения людей), когда можно вылетать без заявки.

Всего в отрасли Иван Фёдорович работает 41 год - с 1974 года после окончания института в Риге, с 1982 года - в Алматы.

Помимо управления воздушным движением в автоматизированном центре, Казаэронавигация также осуществляет информационно-консультативное обслуживание по типу "брифинг", предоставляя экипажу все необходимые данные - метеорологические, аэронавигационные, необходимые для выполнения рейса.

Метеорологи.

Окончательное решение по выполнению подъёма в гражданской авиации принимает только пилот-командир воздушного судна, поэтому пилоты в обязательном порядке знакомятся с метеоданными.

Пилот авиакомпании Scat проходит медосмотр перед полётом по рейсу Алматы - Кокшетау.

Ознакомление с метеоданными.

От чистого сердца хочу пожелать всем сотрудникам Казаэронавигации, чтобы количество взлётов всегда было равно количеству посадок.

Полное или частичное копирование материала запрещено.

П. С. Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на меня также:

в Твиттере@YakovFedorov

в Фейсбуке: Яков Фёдоров

Оцените пост

207

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему