Где найти казахскую волынку в Алматы?

5557
4
0
21

Мне понадобилось 14 лет, чтобы поменять своё мнение о музее музыкальных инструментов. Сейчас это действительно исторический, но в то же время современный музей.

Впервые музей музыкальных инструментов имени Ыкыласа я посетил в 11 классе, в 2000 году, когда мы приехали в южную столицу из Семипалатинска на республиканскую школьную олимпиаду. Помню тогда в первую очередь экскурсовод предложил нашей группе школьников купить диск с его творчеством по 1000 тенге (в том же 2000 году я поступил в КазГУ и стипендия у меня была 1200). Предложение настойчиво повторялось практически перед каждым экспонатом и очень сильно отбило желание ходить по алматинским музеям на несколько лет. Надо ли говорить, что с таким топорным маркетингом диск тогда никто не купил, а экскурсию мало кто слушал.

Во второй раз я заглянул сюда уже в 2014 году и поменял своё мнение о музее на прямо противоположное. Музей остался историческим, но при этом стал очень современным. Даже экскурсоводы - молодые, но рассказывающие информацию не механическим голосом, вызубрив заранее подготовленный текст, а явно увлекающиеся своей работой, на собственном опыте играющие на многих инструментах, причём использование некоторых из них возрождают именно в музее. Вместо впихивания дисков - небольшой сувенирный магазин, также предлагают сходить на фолк-концерт, который регулярно с аншлагами проводит в музее очень хорошая этно-группа "Туран". Опять же удобно для занятых людей, что музей работает и в субботу.

Здание музея в парке 28 панфиловцев, построенное архитектором Зенковым в 1908 году - одна из визитных карточек Алматы.

На входе посетителей встречают не только сотрудники, но и голограммы, рассказывающие на казахском, русском и английском краткую информацию о музее.

Основные группы казахских музыкальных инструментов.

Глиняные музыкальные инструменты 12 века, найденные на территории Казахстана - духовой инструмент саз сырнай и погремушка дунгиршек.

Древние духовые инструменты - уильдеки.

Одна из самых старых сохранившихся домбр в мире - найденная в городе Саратов и датируемая 13 веком.

Казахская волынка желбуаз. В старину ими пользовались колдуны и лекари, исполняли на нём простые по диапазону народные мелодии.

Разнообразие казахских ударных инструментов.

Интересные музыкальные инструменты, которые сейчас не используются.

Один из самых интересных залов - где собраны домбры известнейших исторических личностей, различных форм, отличающихся от региона, времени и предпочтений изготавливающих их мастеров. Здесь же интерактивный монитор, на котором можно получить всю интересующую информацию, и мониторы, на которых транслируются архивные записи.

Домбры из Западного Казахстана: акына, соратника Исатая Тайманова - Махамбета Утемисова и одного из куйши Есбая.

Домбры легендарных Абая и Биржан-сала.

Южные домбры: Кулыншака и Жамбыла Жабаева.

Кобызы казахских баксы - Жараса и Зердегуль. Причём наркобыз Жараса, который жил в 18 веке, был изготовлен ещё в 15 веке и перешёл ему от предков.

Более современные домбры советского периода всех размеров.

Бесконечное количество форм домбр, которое у многих и не ассоциируется с казахскими национальными инструментами.

Не менее разнообразные формы и у кобызов. Особенно впечатляет тот, который слева, украшенный костью.

Был у древних тюрков и кипчаков и аналог арфы - адырна, который часто стилизовался под рогатых зверей.

Жетиген. У славянских народов есть похожий инструмент - гусли.

Один из древнейших казахских музыкальных инструментов шанкобыз. К сожалению, сейчас он у многих ассоциируется только с народами крайнего севера, хотя аналоги его (варган, темир комуз, шанкауыз и дркгие) есть и у многих тюрских народов, и у славян, и в Европе. Раньше шынкобыз использовали и шаманы, и матери, которые с его помощью убаюкивали детей в колыбели.

А эти духовые инструменты воссозданы уже в самом музее, чтобы возобновить игру на древних духовых инструментах. В музее изготавливают и другие музыкальные инструменты, в музее можно заказать изготовление, например, хорошей домбры.

Зал инструментов тюрских народов.

В зале мировых инструментов. Тут ещё одна волынка - славянская.

Напоследок, можно зависнуть ещё в одном интерактивном зале, в котором можно почувствовать себя дирижёром казахского инструментального ансамбля. Как говорят сотрудники музея, делали они это, рассчитывая больше на детей, но в основном отсюда нельзя оторвать именно взрослых. Убедился на своём опыте, затягивает не хуже, чем соцсети.

Спасибо за внимание! Следуйте за мной и в Твиттере: @YakovFedorov

Ad

Rate post

21

Comments

Login to comment