Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
10
01:14, 26 января 2015

О том, как я пришел к бюджету. You Need a Budget, my friend

Расскажу, как я пришел к бюджету...

Меняла. Харменс ван Рейн Рембрандт

Меняла. Харменс ван Рейн Рембрандт

С самого детства я не умел распоряжаться деньгами, думаю, как и большинство советских детей. Родители не обсуждали со мной эти темы, сами зарабатывали, сами тратили. Эти вопросы в нашей семье проходили как-то стороной, были уделом "взрослых" и детей не касались. Да и их некому было научить. Бабушка и дедушка сами деньги впервые увидели только в середине 60-х годов, после того, как переехали в Казахстан. Это кстати и была одина из причин переезда. В Казахстане платили деньги, а там, откуда они приехали, работали тяжелым крестьянским трудом за палочки в тетрадке, - трудодни, которые потом можно было поменять на крупу и масло.

Я же, заработав свои первые деньги сам стал ими распоряжаться. Как умел. В основном все спускал, в первые же две недели после получения зарплаты.

Тратил импульсивно, особо не задумываясь, согласно выражению "деньги карман жгут", их вечно не хватало, приходилось занимать. Если покупал какую-то дорогую вещь, приходилось потом следующий месяц жить на подсосе, почти побираясь.

Импульсивная трата денегКогда-то в 2001 году создал первый собственный бизнес в сфере ИТ технологий. Занимался разработкой программного обеспечения на заказ, и в качестве подножного корма выступали услуги по сопровождению и продаже продуктов от 1С.

Этот бизнес не прожил и года, хотя и многое мне дал, во многих отношениях. Бизнес развалился, и одной из основных причин этому было неумение распоряжаться деньгами, собственная неосознанность. Я разорял кассу, когда мне это было нужно. Деньги тратил нецеленаправленно, хаотично,  зачастую на всякую ерунду и развлечения, вместо того, чтобы тратить на закупку продуктов и развитие.

Сейчас об этом конечно просто говорить, но понадобилось достаточно много времени и набитых шишек, чтобы понять, в чем же именно крылись многие причины собственных неудач. Они были зарыты достаточно глубоко, настолько, что и безответственное отношение к деньгам в свою очередь, было отчасти следствием этих глубинных причин. Но не об этом речь, а о том, что я начал понимать, что прежде чем создавать что-то новое, да и вообще достигнуть хоть какого-то успеха в жизни, необходимо научиться управлять финансами. Чтобы не деньги мной управляли, а я ими.

Я начал искать по этой тематике информацию. Наткнулся на популярные и поучительные книги Киосаки, Клейсона и других,  где простым языком и в доступной форме даны азы обращения с финансами. "Богатый папа, бедный папа" Киосаки теперь уже классика.

Они заложили основу моего более осознанного отношения к деньгам, за что я им безмерно благодарен.

Хозяйствуй умело

Эти книги, привели меня к мысли, что мне необходимо было учитывать свои расходы и доходы.

Я попробовал записывать расходы, но быстро забросил это дело, так как не увидел для себя в этом ощутимой пользы. Нужно было каждую мелочь записывать в тетрадку. А это не всегда получалось. Да и лень было, если честно. Тоска и нудятина. Нудятина и тоска.

Но надежды не оставлял, и решил подойти к этой проблеме с другой стороны.  Я подумал, что если начну записывать только приход, это будет сделать проще, так как приходы не так часты, как расходы. Но хоть какую-то статистику я начну собирать. А там глядишь, увидев какие суммы денег ко мне приходят, я заинтересуюсь, куда же они тратиться и на что.  Расчет мой оказался верен, и через пару месяцев записи прихода, мне действительно стало интересно, на что же я трачу свои деньги. Потому что приход был для меня ощутимый, вот только денег этих я как-то не ощущал.

Я решил ограничиться ролью статиста, и просто вести учет, не претендуя на какое-либо бюджетирование. Вернее я тогда даже и не задумывался о бюджете, целью было просто научиться учитывать свои финансы. Получилось это у меня не сразу, были и провалы, когда переставал. Потом правда заново начинал вести учет. Как правило, после поступления дохода, возникал энтузиазм, который постепенно угасал и таял по мере таяния денег в моих карманах.

Но все же, даже бросая, я снова начинал, и эта настойчивость возымела эффект, и привычка прижилась. Я стал со временем записывать все свои расходы, уделяя этому пару минут вечера, или несколько минут на следующий день (хотя на следующий день уже было сложнее вспоминать траты). Со временем подошел к этому еще более системно, и стал вести учет своих расходов в программе.

Сначала это была программа Expense Manager

Позже перешел на более гибкое и мощное приложение Financisto - Менеджер финансов. С открытым исходным кодом и более распространенное.

Удобно через смартфон записывать расходы, сразу же после того как совершил покупку. И не приходиться потом ломать голову, а куда же я дел эти 500 или 1500 тенге, на что же потратил в течении дня. В дворовых магазинчиках как правило нигде не выдают чеков. Малый бизнес выживает как может.

Со временем дерево категории расходов все более совершенствовалось, обрастало ветвями и углублялось.

4 года я таким образом посредством смартфона заносил расходы в программу, периодически помесячно анализируя их, и тщательно анализируя после каждого нового года.

Однако эта информация мало что мне давала. Ну да, я знал сколько я потратил на то и на то. На сколько поднялась в цене картошка и молоко, и какая реальная инфляция в стране.

Да, я стал более ответственно относится к деньгам, и меньше тратить на чепуху. Начал тратить деньги более осмысленно и целенаправленно.  И мне это нравилось.

Но со временем, понемногу, желание продолжать учитывать финансы угасало, так как я не видел уже больше реальной пользы от этого для себя. Структуру и количество расходов я и так примерно знал. Расходы устаканились, и я все меньше и меньше ощущал потребности тщательно записывать все свои финансовые потоки. К тому же стал больше пользоваться карточками, за редким исключением, а всю статистику расходов по карточкам можно получить из выписки по карт-счету.

Теперь я понимаю, что хоть процесс учета расходов помог мне изменить мое отношение к финансам, и научил распоряжаться ими более осознанно, все же я не в полной мере ощущал  что управляю своими финансами, командую ими.

Что представляет из себя процесс управления (так называемый управленческий цикл)?

В самом общем виде этот процесс представляет из себя деятельность, разделенную в свою очередь на три последовательных этапа (подпроцесса):

  1. Планирование
  2. Реализация запланированного (контроль за исполнением)
  3. Анализ (анализ исполнения плана и подготовка корректировок для следующего этапа планирования)

Выглядит он так:

Управленческий цикл

Записывая расходы, я выполнял только один этап командования деньгами - я осуществлял контроль за исполнением, записывая расходы. Вот только контроль чего? Какого плана? Плана то ведь не было.

Интуитивно я понимал, что делаю в какой-то степени бессмысленную работу, потому и терялся интерес к дальнейшему учету расходов, так как первоначальная цель была достигнута, - я изменил свое отношение к деньгам.

Но жизнь, как всегда, в самый подходящий момент помогает тебе, о дитя земли. И я открыл для себя замечательную методику и программу, которая так и называется "Тебе нужен бюджет". На английском - You Need a Budget.

You Need a Budget

You Need a Budget - это прогрессивная и очень простая методика управления финансами.

К сожалению, о этой методике мало кто знает. В основе этого метода лежит практический подход, основанный на ежемесячном планировании своих расходов (бюджете).  Это поставлено во главу угла. И это тот единственно верный поход в управлении финансами, который я знаю на текущий момент.

«Учёт расходов — инструмент финансово несостоятельных людей. Который, между прочим, отнимает много времени»

YNAB же ориентирована именно на ведение бюджета. То есть это не взгляд в прошлое: «На что же я потратил те 100$ и как мне теперь протянуть до следующей получки», а планирование будущего: «У меня есть 100$. Как мне эффективнее ими распорядиться?»

Преимущество этой методики и в том, что она автоматизирована, существуют программа, которая сокращённо называется YNAB для всех распространенных стационарных и мобильных платформ. И что немаловажно, она очень дружелюбна к новичкам.

К сожалению программа только на английском языке. Но и без знания английского ей можно комфортно пользоваться. Достаточно выучить всего десяток слов.

You Need a Budget - хорошая и содержательная небольшая статья, описывающая основы работы по этой методике. Начать рекомендую с нее.

Определенно, Вам нужен бюджет! - еще одна отличная статья, более развернуто и подробно.

Есть хорошее русскоязычное сообщество ВКонтаке - YNAB. Домашняя бухгалтерия и личные финансы. Очень поможет, если решите освоить этот метод и саму программу. Русскоязычные кейсы и готовые ответы на множество вопросов.

Курс по финансовому планированию "YNAB"здесь можно найти 9-дневный курс по финансовому планированию от Jesse Mecham (автора методики), известного во всем мире финансового консультанта. Он предлагает простую пошаговую методику, которая поможет разобраться со сферой финансов даже новичку.

Этот же самый курс, но в виде одного pdf файла.

И немного видео на русском языке можно найти здесь YNAB-club.ru

Чуть позже я выложу собственный обобщенный опыт использования этой системы.

Желаю успехов в управлении финансами!

#You Need a Budget, #YNAB, #Вам нужен бюджет, #управление финансами, #бюджет, #деньги, #финансовые потоки, #учет финансов, #учет расходов, #учет доходов

Вам нужен бюджет

10
2275
7