Байконур близок к закату?

3351
25
0
-1

Хотя уже минуло более 20 лет после распада Советского Союза, тем не менее, разногласия между Астаной и Москвой по поводу ее основной площадки для запуска ракет вспыхивали с новой силой.

Старт ракеты "Протон М" с космическим аппаратом "СЭС-6" с космодрома "Байконур" 3 июня 2013 года. Фото с сайта www.inform.kz

Хотя уже минуло более 20 лет, после распада Советского Союза, тем не менее разногласия между Астаной и Москвой по поводу ее основной площадки для запуска ракет оказавшейся на территории независимого Казахстана, периодически возникают с новой силой.Казахстан пытается осуществлять совместную с Россией космическую программу на Байконуре (по-казахски Байконыр), но это лишь вызывает еще большее раздражение Москвы.К концу 2013 года правительства России и Казахстана наконец согласовали "дорожную карту" по использованию и развитию комплекса космодрома Байконур и одноименного городка.

Стартовый комплекс Байконур начинался как площадка для испытания военных ракет, построенного по приказу советского правительства в разгар холодной войны . По договоренности Россия платит Казахстану ежегодную арендную плату в $115 млн за этот огромный участок казахстанской земли, к слову сказать не единственный. Еще ряд участков задействованы под военно-космические программы. Годовой график запусков ракет российского федерального агентства Роскосмос на Байконуре  включает 20-25 запусков ракет, в том числе около четырех пилотируемых миссий на ракетоносителях "Союз", за которые НАСА платит Роскосмосу по $76 миллионов за космонавта.

До этого, когда в июле 2013 года вскоре после запуска взорвалась ракета-носитель "Протон-М", Россия демонстративно отказалась платить за ущерб, это привело к взрыву недовольства казахстанских экологов и общественности.Учитывая, что за последние 14 лет потерпели аварию четыре «Протона», то это не первый случай разлива особо токсичного топлива, что не добавляет престижа Казахстану позиционирующего себя космической державой, который всегда заботится о собственном имидже на международной арене.

Стартовый стол "Байтерек". Фото с сайта www.izvestia.ru

Договоренность о совместной космической программе и создании  стартового комплекса  "Байтерека" была достигнута в 2004 году президентами двух стран — Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым. С той поры многое что изменилось, но главное в том, что Россия втайне инициировала строительство собственного космодрома Восточный.Начиная с 2006 года, когда Владимир Путин издал секретный указ о создании стартового комплекса в Амурской области, Кремль  стал вбухивать миллиарды долларов в постройку новой площадки, которая, по словам президента, позволит России сохранить статус "независимой" космической державы. Нужно отметить, что в стадии проектирования нового космодрома, про размещение "Ангары" речи не было, но совместный проект "Байтерек" пробуксовывал, деньги российской стороной не вкладывались и в Роскосмосе втайне стали готовить "Ангару" к Восточному.

И выяснилась это совершенно случайно: аудиторы Счетной палаты обнаружили нецелевые расходы Роскосмоса на 46 млн рублей потраченные космическим агентством за транспортировку макета "Ангары" на космодром Восточный.Соглашение между Россией и Казахстаном предусматривало строительство стартового стола для "Ангары" на Байконуре (проект называется СП "Байтерек"), при этом, как оказалось впоследствии, только за деньги казахской стороны. Полностью внесенной Казахстаном  своей доли  в $ 223 млн. оказалось недостаточным,  позднее требования  российской стороны выросли до $1,6 млрд., с которыми казахстанская сторона не согласилась.

По неофициальной информации, Казахстан поставил России конкретное условие: если мы совместно строим стол для "Ангары" на Байконуре, то на Восточном его аналога быть не должно. Этим объяснялись запреты Казахстана по ограничению запусков "Протонов" и "Союзов" с Байконура, обеспечивающих основной  доход России на рынке запусков спутников, до подписания и вступления в силу международного договора об использовании нового района падения ступеней ракеты. В подтверждение серьезности своих намерений, 12 декабря 2012 года руководством Погранслужбы КНБ Казахстана было введено специальное представительство пограничной службы для контроля за транспортными средствами, а также их сопровождение.

Руководителю Национального космического агентства Республики Казахстан Талгату Мусабаеву, как и местным жителям, совсем не по душе мысль об уходе России, по его словам, - "ни один здравомыслящий человек в Казахстане не хочет, чтобы Россия уходила с Байконура. Мы партнеры и союзники, а для такого уровня межгосударственного взаимодействия нормально иметь совместные стратегические проекты. Если Россия когда-нибудь всё же захочет уйти с Байконура, мы бы не хотели, чтобы космодром умер", заключил Мусабаев. Тем не менее, перед этим глава Казкосмоса пригрозил разорвать договор об аренде космодрома. В этой связи, российская газета "Известия", будучи традиционно в курсе кремлевских событий, сообщила в августе прошлого года, что Москва в 2016 году прекратит финансирование Байконура и активизирует строительство космодрома "Восточный".


Стартовое сооружение космодрома "Восточный"
Источник: http://dfo.spetsstroy.ru/

В соответствии с планами строительства, стартовый и заправочный комплексы должны быть готовы к 25 ноября 2015 года. Таким образом, у Роскосмоса появится шанс выполнить указ Владимира Путина от 2007 года, где первый запуск в автоматическом режиме с нового космодрома предусмотрен на 2015 год, а в пилотируемом — на 2018-й. Выстроить всю инфраструктуру, включая всё, что нужно для сборки, заправки и запуска ракет, предстоит всего за три года. Как предполагается к 2020 году, по заявлениям Роскосмоса, доля запусков с Байконура должна снизиться с нынешних 65% до всего 11% от общего числа запусков.

Между тем, скептики считают проект "неактуальным" и даже "кормушкой для чиновников", указывая на то, что, хотя бюджет Роскосмоса стремительно растет, экономика России скатывается в рецессию. Кроме того, стоимость доставки космической техники на Восточный из производственных цехов заметно превысит ту, в которую сегодня обходится ее транспортировка на Байконур.

Выполняя указания Путина, вице-премьер Дмитрий Рогозин взял процесс под личный контроль и даже установил видеокамеры, предупредив, что наблюдает за ходом строительства. Но, даже в случае если космодром не станет долгостроем и будет успешно завершен, то мнению экспертов, и в этом случае  Россия может не уйти с Байконура. Наличие на космодроме большого количества секретного и патентованного оборудования, включая ракетные бункеры вызывают желание российских спецслужб сохранить над всем этим контроль.

Кроме того, выведение "Союзов" для пилотируемых миссий на орбиту с  Восточного имеет технические недостатки. По утверждению экспертов, ландшафт вокруг космодрома не соответствует плану мероприятий в случае необходимости экстренной посадки. Многие космонавты уже выразили озабоченность тем, что в случае отказа носителя придется "приводняться", а не приземляться на сушу, как при старте с Байконура. Кроме того, нахождение космодрома рядом с китайской границей говорит очень о многом.

Да и само расположение космодромов Восточный и Байконур с коммерческой точки зрения не являются безупречным для российской космической программы. Дело в том, что доход получаемый Роскосмосом за счет выведения на орбиту коммерческих спутников, обеспечивается в основном при помощи "Протонов". Но, как известно, запускать спутники экономичнее с площадок ближе к экватору, где скорость вращения Земли выше и чем дальше от экватора, тем больше топлива требуется для вывода на орбиту каждого килограмма груза. Космодром Восточный находится в 52 градусах к северу от экватора, а Байконур – в 46 градусах. Исходя из этих соображений, с 2011 года Россия даже запустила девять непилотируемых ракет с космодрома Европейского космического агентства во Французской Гвиане (в 5-ти градусах от экватора).Между тем, объем рынка космических услуг ограничен и оценивается в $600 млн, что составляет 36% мировой коммерческой космической индустрии.

Сегодня расчетная стоимость доставки килограмма полезного груза на низкую орбиту ракетоносителем "Ангара" составляет $2,4 тыс., а на геопереходную орбиту — $4,6 тыс. Сравнительно с самым бюджетным американским носителем — Falcon 9 (того самого, что выводит в пространство знаменитый частный космолет Dragon») — составляет более $4 тыс. для низкой орбиты и около $9,5 тыс. для геопереходной. Но понятно, что с развитием технологий и снижении себестоимости запусков, преимущество окажется у стартовых площадок расположенных ближе к экватору. В этой связи нужно упомянуть и о фактическом замораживании проекта "Морской старт".

Сказанное означает, что Россия не уйдет сразу и продолжит пользоваться Байконуром, даже возможно какое-то время в качестве резервного космодрома.И хотя многие технологии, которые пришлось бы оставить в Казахстане в случае ухода, являются секретными и "заточенными" именно под российскую космическую программу, вероятно будущие полеты в космос все же будут осуществляться совместными российско-казахстанскими проектами, такими как стартовый комплекс "Байтерек".

Ad

Rate post

-1

Comments

Login to comment