Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
13:50, 17 ноября 2014

История без прикрас глазами Герберта Смагона

Есть такой немецкий художник - Герберт Смагон (HERBERT SMAGON).

Ниже - его автопортрет.

Blog post image

Он родился 2 января 1927 года в немецкой семье на земле, которую исторически населяли немцы, но которая после Первой мировой войны отошла к Чехословакии. Чехи, как положено молодым государствам, принялись отыгрываться на своих более развитых и культурных соседях. Немецкие школы стали закрывать, детей и взрослых избивали. Его отец, социал-демократ, выступал в защиту немецкого меньшинства и попал в тюрьму. Семье пришлось эмигрировать в Германию, потом они жили в Вене. Там он стал заниматься живописью. Уже в юном возрасте его картины стали выставляться, ему уделял внимание вождь немецкой молодежи Бальдур фон Ширах.

В конце войны Смагон, как и другие его ровесники, вместе со взрослыми участвовал в войне. Он был помощником в расчете зенитной артиллерии. Этот эпизод своей жизни он отразил в картине, принесшей ему первую известность. Ее экспонировали вначале прямо на стене казармы.

Blog post image

Blog post image

По окончании войны - лагерь, побег, затем арест и высылка в Германию. Там он продолжает заниматься живописью и постепенно приобретает известность. Ныне он живет в Шварцвальде.

Смагона можно назвать немецким аналогом российского художника Ильи Глазунова. Он сторонник классического искусства, реализма. Он выступает против утраты традиционных ценностей во всех сферах жизни, против засилья американского глобализма и мультикультурности. И он, также как и Глазунов, создает полотна, посвященные истории - немецкой истории времен войны.

С нашей точки зрения, эти картины очень спорные и даже неприемлемые. Но нужно понимать, что он один из немногих в Европе, кто не боится говорить на эти темы. Он популярен, среди его почитателей и Гельмут Коль и Тина Тернер. Его работы нужно знать, чтобы понимать Германию и немцев.

Одна из самых известных его картин посвящена англо-американской бомбардировке Дрездена в феврале 1945 года, в которой город практически сгорел дотла и погибли десятки тысяч жителей. Во времена ГДР в центре Дрездена стояли руины собора, которые оставили как напоминание. После объединения новые власти восстановили его, стирая историческую память. Но Смагон считает, что такое нельзя забывать.

Blog post image

Blog post image

Помните из военных историй, как в начале войны немецкие летчики могли гоняться за отдельными людьми, расстреливая их из пулеметов? В конце войны немцы и сами хлебнули из того же корыта. Этому посвящена картина "Удачная охота". Теперь американские пилоты тренировались на немецких детях.

Blog post image

Blog post image

В 1944 году война уже пришла и на территорию Германии. С запада наступали англо-американцы. На одном участке им противостояла дивизия СС "Гитлерюгенд". Поскольку она состояла из 16-18 летних юношей, то они прозвали ее "дивизия молокососов". Но вступив с ними в бой, они (как впрочем и бывалые немецкие офицеры) были поражены, с какой яростной стойкостью сражались эти ребята. Их стали называть Crack-Babys (нем. Bruchsäuglinge) или Малыши-сокрушители.

Blog post image

На востоке Красная армия крушит немецкую оборону. В районе Бреслау - столицы немецкой Силезии наши части столкнулись с таким упорным сопротивлением, что им пришлось задержаться здесь. Это позволило тысячам беженцев уйти вглубь Германии. Среди защитников Бреслау особо отличились отряды подростков 12-16 лет. Как писали потом: "они дрались не за Гитлера и не за нацистов, они бились за свои семьи и за свой дом". Им посвящена картина "Дети Бреслау".

Blog post image

Blog post image

Смагон считает (как и многие немцы), что ярость сопротивления объяснялась в частности тем, что они знали, что их ждет, когда придут наши. Он выразил это картиной "Захват города Рёссель". Немцы ведь понимали, что после того, что они делали у нас, вряд ли их пощадят. Я сам слышал не раз, как старики-немцы говорили, что они еще легко отделались, ведь большую часть гражданских оставили в живых. Они ждали, что их вырежут под корень и не сомневались в справедливости этого.

Но, тем не менее, в их памяти это время осталось таким:

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Особое место занимают события в Чехии.

Как известно, чехи с 1939 года всю войну смирно сидели на задних лапках перед немцами, пили пиво, ели сосиски, и бурчали себе под нос. Все это время они добросовестно трудились на заводах и фабриках, выпуская оружие и боеприпасы для германской армии.

Но стоило Красной Армии и союзникам разгромить Германию, как они воспрянули духом и начали сражаться с немецкими детьми и женщинами. Немцы сотни лет мирно жили бок о бок с чехами, они передали им многие свои умения, кроме одного: быть воинами против воинов.

По позднейшим подсчетам в 1945-46 году в Чехии погибло до 500.000 немцев.

В Праге немцев сгоняли в школу Шарнхорст - женщин, мужчин, стариков и детей. Здесь их держали с мая по сентябрь. Их постоянно избивали, придумывая все новые пытки. Каждую ночь отбирали на выбор группы людей и расстреливали, в том числе и грудных. Остальных заставляли их потом хоронить, а потом вылизывать кровь, оставшуюся после казней. Стреляли просто наугад, резали ножами. Этот небольшой эпизод событий того времени в картине "Смерть племянницы". Некоторые думают, что Смагон изобразил советского солдата и указывают на то, что винтовка у него почему то немецкая. Так вот, это чешская винтовка с чешских заводов. Именно с таких винтовок, усердно сделанных чехами, немцы убивали наших солдат и гражданских всю войну.

Blog post image

20 мая 1945 года бывший президент Чехословакии Бенеш вернулся в Прагу. Ему устроили торжественный прием. Тысячи ликующих граждан украсили улицы столицы, Вацлавскую и Карлову площади, необычной иллюминацией: немцев, в основном подростков, обливали бензином, и привязав вниз головой к фонарным столбам, поджигали. Бенеш ехал под крики и стоны горящих людей, а толпа бесновалась вокруг.

"Живые факелы. Прага. Вацлавская площадь"

Blog post image

Blog post image

Blog post image

 

Современность также отражена в творчестве Герберта Смагона. Его отношение к ней ясно без слов.

Распятие повторяется

Blog post image

Идеал современной семьи

Blog post image

Танец вокруг золотого тельца

Blog post image

Падение Берлинской стены

Blog post image

Моя семья

Blog post image

 

Мне нравится эта картина. Она называется "Рыцарь? Смерть и дьявол".

Blog post image

Она написана по мотивам гравюры Альбрехта Дюрера, которая называлась «Рыцарь, смерть и дьявол». Гравюра символизировала невозмутимость настоящего воина перед смертью и искушениями нечистого. Изменив запятую на знак вопроса, Смагон поменял и смысл. Обратите внимание, что за трофеи на копье "рыцаря".

Blog post image

Конечно, это не просто портрет Джорджа Буша, это символ того мира и той власти, которая захватила мир.

Вот такой этот художник, Герберт Смагон. Статьи о нем в Википедии вы не найдете, слишком неприятен он и для правых и для левых, но в Европе его знают и ценят. Как и Глазунова в России.

А что вы думаете о его творчестве?

 

 
3