Есть такой немецкий художник - Герберт Смагон (HERBERT SMAGON).
Ниже - его автопортрет.
Он родился 2 января 1927 года в немецкой семье на земле, которую исторически населяли немцы, но которая после Первой мировой войны отошла к Чехословакии. Чехи, как положено молодым государствам, принялись отыгрываться на своих более развитых и культурных соседях. Немецкие школы стали закрывать, детей и взрослых избивали. Его отец, социал-демократ, выступал в защиту немецкого меньшинства и попал в тюрьму. Семье пришлось эмигрировать в Германию, потом они жили в Вене. Там он стал заниматься живописью. Уже в юном возрасте его картины стали выставляться, ему уделял внимание вождь немецкой молодежи Бальдур фон Ширах.
В конце войны Смагон, как и другие его ровесники, вместе со взрослыми участвовал в войне. Он был помощником в расчете зенитной артиллерии. Этот эпизод своей жизни он отразил в картине, принесшей ему первую известность. Ее экспонировали вначале прямо на стене казармы.
По окончании войны - лагерь, побег, затем арест и высылка в Германию. Там он продолжает заниматься живописью и постепенно приобретает известность. Ныне он живет в Шварцвальде.
Смагона можно назвать немецким аналогом российского художника Ильи Глазунова. Он сторонник классического искусства, реализма. Он выступает против утраты традиционных ценностей во всех сферах жизни, против засилья американского глобализма и мультикультурности. И он, также как и Глазунов, создает полотна, посвященные истории - немецкой истории времен войны.
С нашей точки зрения, эти картины очень спорные и даже неприемлемые. Но нужно понимать, что он один из немногих в Европе, кто не боится говорить на эти темы. Он популярен, среди его почитателей и Гельмут Коль и Тина Тернер. Его работы нужно знать, чтобы понимать Германию и немцев.
Одна из самых известных его картин посвящена англо-американской бомбардировке Дрездена в феврале 1945 года, в которой город практически сгорел дотла и погибли десятки тысяч жителей. Во времена ГДР в центре Дрездена стояли руины собора, которые оставили как напоминание. После объединения новые власти восстановили его, стирая историческую память. Но Смагон считает, что такое нельзя забывать.
Помните из военных историй, как в начале войны немецкие летчики могли гоняться за отдельными людьми, расстреливая их из пулеметов? В конце войны немцы и сами хлебнули из того же корыта. Этому посвящена картина "Удачная охота". Теперь американские пилоты тренировались на немецких детях.
В 1944 году война уже пришла и на территорию Германии. С запада наступали англо-американцы. На одном участке им противостояла дивизия СС "Гитлерюгенд". Поскольку она состояла из 16-18 летних юношей, то они прозвали ее "дивизия молокососов". Но вступив с ними в бой, они (как впрочем и бывалые немецкие офицеры) были поражены, с какой яростной стойкостью сражались эти ребята. Их стали называть Crack-Babys (нем. Bruchsäuglinge) или Малыши-сокрушители.
На востоке Красная армия крушит немецкую оборону. В районе Бреслау - столицы немецкой Силезии наши части столкнулись с таким упорным сопротивлением, что им пришлось задержаться здесь. Это позволило тысячам беженцев уйти вглубь Германии. Среди защитников Бреслау особо отличились отряды подростков 12-16 лет. Как писали потом: "они дрались не за Гитлера и не за нацистов, они бились за свои семьи и за свой дом". Им посвящена картина "Дети Бреслау".
Смагон считает (как и многие немцы), что ярость сопротивления объяснялась в частности тем, что они знали, что их ждет, когда придут наши. Он выразил это картиной "Захват города Рёссель". Немцы ведь понимали, что после того, что они делали у нас, вряд ли их пощадят. Я сам слышал не раз, как старики-немцы говорили, что они еще легко отделались, ведь большую часть гражданских оставили в живых. Они ждали, что их вырежут под корень и не сомневались в справедливости этого.
Но, тем не менее, в их памяти это время осталось таким:
Особое место занимают события в Чехии.
Как известно, чехи с 1939 года всю войну смирно сидели на задних лапках перед немцами, пили пиво, ели сосиски, и бурчали себе под нос. Все это время они добросовестно трудились на заводах и фабриках, выпуская оружие и боеприпасы для германской армии.
Но стоило Красной Армии и союзникам разгромить Германию, как они воспрянули духом и начали сражаться с немецкими детьми и женщинами. Немцы сотни лет мирно жили бок о бок с чехами, они передали им многие свои умения, кроме одного: быть воинами против воинов.
По позднейшим подсчетам в 1945-46 году в Чехии погибло до 500.000 немцев.
В Праге немцев сгоняли в школу Шарнхорст - женщин, мужчин, стариков и детей. Здесь их держали с мая по сентябрь. Их постоянно избивали, придумывая все новые пытки. Каждую ночь отбирали на выбор группы людей и расстреливали, в том числе и грудных. Остальных заставляли их потом хоронить, а потом вылизывать кровь, оставшуюся после казней. Стреляли просто наугад, резали ножами. Этот небольшой эпизод событий того времени в картине "Смерть племянницы". Некоторые думают, что Смагон изобразил советского солдата и указывают на то, что винтовка у него почему то немецкая. Так вот, это чешская винтовка с чешских заводов. Именно с таких винтовок, усердно сделанных чехами, немцы убивали наших солдат и гражданских всю войну.
20 мая 1945 года бывший президент Чехословакии Бенеш вернулся в Прагу. Ему устроили торжественный прием. Тысячи ликующих граждан украсили улицы столицы, Вацлавскую и Карлову площади, необычной иллюминацией: немцев, в основном подростков, обливали бензином, и привязав вниз головой к фонарным столбам, поджигали. Бенеш ехал под крики и стоны горящих людей, а толпа бесновалась вокруг.
"Живые факелы. Прага. Вацлавская площадь"
Современность также отражена в творчестве Герберта Смагона. Его отношение к ней ясно без слов.
Распятие повторяется
Идеал современной семьи
Танец вокруг золотого тельца
Падение Берлинской стены
Моя семья
Мне нравится эта картина. Она называется "Рыцарь? Смерть и дьявол".
Она написана по мотивам гравюры Альбрехта Дюрера, которая называлась «Рыцарь, смерть и дьявол». Гравюра символизировала невозмутимость настоящего воина перед смертью и искушениями нечистого. Изменив запятую на знак вопроса, Смагон поменял и смысл. Обратите внимание, что за трофеи на копье "рыцаря".
Конечно, это не просто портрет Джорджа Буша, это символ того мира и той власти, которая захватила мир.
Вот такой этот художник, Герберт Смагон. Статьи о нем в Википедии вы не найдете, слишком неприятен он и для правых и для левых, но в Европе его знают и ценят. Как и Глазунова в России.
А что вы думаете о его творчестве?