Вечер. Пятница. Вы возвращаетесь домой с работы в предвкушении выходных.
Неспешно принимаете душ, строя планы на вечер. Наливаете кружку горячего чая, включенный компьютер призывно гудит и манит в глубины Интернета.
Открываете стартовую страницу браузера и оп-па: "Страница недоступна. Проверьте подключение".
Матом оглашаете мирозданию вслух свое мнение о провайдере, рука тянется к городскому телефону позвонить в службу техподдержки и высказаться о наболевшем, но трубка отзывается гробовым молчанием, как нашкодившие дети.
Настроение летит к чертям, как назло, еще закончился баланс на мобильном. Раздраженно одеваетесь, на лестничной площадке сталкиваетесь с соседом, который и рассказывает, что вот буквально полчаса назад, пока вы были в душе, внизу в кафешке горел воздуховод, но его уже потушили. Практически ничего не пострадало, кроме телефонных кабелей, что были проведены рядом с местом возгорания. Поэтому-то и интернета нет, и телефон не работает, а может даже и телевидение.
Вы доходите до ближайшего магазинчика/банкомата, пополняете баланс, созваниваетесь с друзьями и вечер перестает быть томным, продолжаясь в своей логичной пятничной последовательности.
***
Всем нужны всегда и быстроНаши славные связисты,А без них мы просто никуда.В. Шубин "Песня о связистах"
Во дворе уже в срочном порядке работает аварийная служба, стараясь в максимально короткие сроки восстановить сети. Казалось бы, что сложного, заменить кусок кабеля и скрутить проводочки меж собой. Ан нет! И, несмотря на гигантские шаги в развитии технологий, срочное восстановление линий обрыва связи так же, как и 20 лет назад, ведется связистами вручную.
Повредился один кабель-канал, ощетинился оборванными проводками, и около ста человек возмущены отсутствием гудка городского телефона, негодуют о недоступности услуг ID-Phone, ID-net, ID-TV, раздосадованно звонят в службу техподдержки 165 сообщить об имеющихся проблемах.
Определяется место аварии, и бригада круглосуточно дежурящих связистов в течение 2 минут отправляется на вызов. От 10 до 30 минут занимает время прибытия к месту обрыва канала - все зависит от загруженности дорог в разное время суток. По прибытию на место аварии сразу же начинаются восстановительные работы.
С каждого оборванного проводка (жилы) делается прозвон на станцию АТС, за которой закреплены абоненты данного аварийного участка. Т.е. к жиле кабеля на одной стороне обрыва присоединяется одна клемма от плинта (телефонная трубка с дисководом и клеммами на конце шнура), вторая клемма поочередно подсоединяется к проводкам на второй стороне обрыва. Как на станцию АТС пошел гудок - значит концы линии абонента нашлись, их соединяют друг с другом - это временное решение.
Временное восстановление обрыва связи должно занимать не более двух часов (по регламенту Казактелекома). После того, как все линии абонентов связаны между собой и связь восстановлена, начинаются работы по восстановлению кабель-канала - т.е. изоляция проводов, прокладка и закрепление кабеля на опоре (к примеру, на стене дома). Крепление кабеля устанавливаются через каждый метр - чем надежнее закреплен кабель, тем меньше вероятности его случайного повреждения.
Работы по восстановлению линий телекоммуникаций ведутся связистами в полевых условиях вне зависимости от времени суток и погодных условий - и в дождь, и в снег, и в суровые морозы. Прозвон проводков ведется без перчаток, голыми руками, поэтому зимой рядом с местом аварии ставится палатка, где связисты могут погреться. На полный ремонт с перепрокладкой сети на объекте уходит 3-5 дней, во время которого абоненты поврежденного участка уже не испытывают проблем со связью.
Вот такая она - нелегкая работа связиста.
***
Фото и материалы получены во время экскурсии по Павлодарскому филиалу АО "Казактелеком"