Семь вечеров с Чингизом Айтматовым и Мухтаром Шахановым

Жулдыз Сексенова 2014 M10 30
3294
3
32
0

За последнее время единственной книгой, о которой захотелось написать отзыв, стала «Исповедь на исходе века» Мухтара Шаханова, написанная в соавторстве с Чингизом Айтматовым.

За последнее время единственной книгой, о которой захотелось написать отзыв, стала «Исповедь на исходе века» (второе название «Плач охотника над пропастью») Мухтара Шаханова, написанная в соавторстве с Чингизом Айтматовым. Замечательнейшая книга, в которой вы найдете философские рассуждения, анализ различных исторических событий и искренние откровения авторов перед читателем. Книга была написана в 1995 году и пережила переиздание в 2008 году, после смерти Чингиза Торекуловича Айтматова.  Каждая глава книги — это в одно и то же время и размышление, рассуждение авторов на определенную животрепещущюю тему, и обсуждение глобальных проблем человечества, и непринужденная беседа двух близких друзей, их «исповедь на исходе века».

Все, что хотели донести авторы книги, вылилось в последовательное и четкое изложение мыслей. Ход их рассуждений захватывает с первой строчки книги. Она (книга) не столько результат творческого тандема известного поэта и писателя, сколько разговор, диалог двух интеллектуально развитых людей, подтверждающих свои доводы и аргументы по теме разговора фактами, историческими параллелями, глубокими размышлениями.

В первой главе книги под названием «"Четыре матери", или Осознание родной земли» авторы дают определение человеку через понятия родина, родной язык, обычаи и традиции, история родной земли. Нужна ли она (родина) человеку, зачем знать родной язык и нужен ли он в век глобализации и главенства мировых языков? Кто же ты — человек без родины, языка, традиций и истории или отвергающий их? Обо всем этом откровенно рассуждают два философа.

Любить родную землю вовсе не означает оставаться всегда на ней, не обращая взора на огромный мир вокруг. Замкнувшись в самих себе, мы никогда не достигнем расцвета, всестороннего развития.

Одна из тем, которая вызвала бурное обсуждение, стала тема садизма и жестокости. Активная пропаганда, культивирование и оправдывание жестокости — вот одна из главных проблем современности, по словам авторов. Обо всем этом Ч. Айтматов с М. Шахановым откровенно говорят на страницах главы  «Преступление в тени веков, или Маркиз де Сад, Доненбай и яд африканской двузубки» .

... самая страшная из грозящих катастроф — это не столько атомная, тепловая и тому подобная угроза физического уничтожения человечества (а, может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке, катастрофа, означающая, что человек не состоялся...

Лично для себя я отметила главу «Власть и духовность, или Их отражения в деяниях царей, ханов, королей и президентов» как одну из ключевых в книге. Авторы, например, дают четко понять что такое демократия, ответственность и соблюдение правил и порядка рядовыми гражданами страны (хочу отметить еще раз, что книга была написана в 90-е годы - годы формирования новой страны и новых правил жизни в ней), право выбора, какова должна быть ответственность людей в верхних эшелонах власти перед народом и какие ошибки несут в себе их недочеты и промахи.

Дело в том, что поначалу мы воспринимали демократию как вседозволенность. Еще бы: каждый сам себе царь и бог, каждый делает то, что ему заблагорассудится. А упали шоры с глаз - и что же мы видим? Нет, демократия прежде всего - твердый порядок. Она должна иметь свойственные ей рамки и ограничения.

Далеко ходить не надо. Расскажу случай, который произошел вчера вечером в моем доме. Придя вечером после работы, я обнаружила, точнее услышала громко играющую музыку у соседа этажом выше. Наверно он решил, что все жители дома разделяют его музыкальные предпочтения. Увы, но нет. Но дело даже не в этом. Мой отец, который приехал с деревни и готовился к экзамену, ужаснулся от такого поведения моего соседа. Потерпев минут 20-25, он пошел поговорить с соседом. Через некоторое время музыка стихла. Отец вернулся домой и рассказал весь их диалог. При просьбе моего отца убавить музыку (не отключить ее, а просто уменьшить громкость) сосед заявил «Я имею полное право делать все, что хочу до 23:00». На что мой отец ответил ему: «Да спору нет, имеешь право гражданское, но не моральное. Нужно уважать, в первую очередь, своих соседей, и не важно знаешь ты их или нет. Сегодня ты меня не уважаешь, завтра - я тебя. И что дальше будет с нами? Так и будем плевать друг на друга». В большинстве случаев все так и есть, к сожалению.

Надо четко понять главное: демократия — это не слепое подражание легковесным явлениям западного искусства, не бездумный перенос в нашу жизнь чуждых национальным устоям и менталитету манер и привычек, не безоглядное следование различным принципам исламского фундаментализма, господствующего в ряде мусульманских стран. Демократия - это непреложный закон и добродетель.

Немаловажную роль в своих рассуждениях  Ч. Айтматов и М. Шаханов отдают такому понятию, как ответственность чиновников перед народом, важность правильных и разумных решений. В книге среди множества примеров я отметила для себя один, касающийся мудрого, на мой взгляд,  решения Правительства Японии. Все помнят случай (лично я помню сюжеты из новостей), когда в столице Японии — Токио, уровень загрязнения воздуха превысил все допустимые нормы, люди даже ходили в специальных повязках. И для того, чтобы решить эту проблему, Правительство организовало конкурс. Идея заключалась в том, что тот человек, который предложит лучший и действенный способ по улучшению положения с загрязненностью воздуха, будет новым мэром Токио. Было множество предложений и идей, и после практического применения некоторых из них выбрали самый эффективный вариант. В результате уровень загрязненности уменьшился в разы и мэром стал ученый, который и разработал самый эффективный способ очистки воздуха. Вот так решают свои проблемы предприимчивые японцы. Все во благо народа и с уважением к человеку, который может изменить ситуацию и знает, как это сделать. У нас же все непонятно как и по каким законам, например, бывший министр образования может стать министром обороны. Лично для меня это не понятно.

Правитель тогда окружает себя почетом и уважением, когда собирает вокруг себя достойных, отважных и умных мужей из народа. Если же опасается их и изгоняет - он сам создает себе могущественных врагов. Чем держать возле себя тысячу глупцов, держи одного мудреца.

В книге множество мыслей по поводу различных лидеров стран, с которыми Ч.Айтматов и М.Шаханов лично были знакомы. Еще хочу отметить, то что сама заметила или, точнее, на что обратила внимание. В этой главе авторы как бы говорят, что любой правитель должен окружать себя не только чиновниками, но и творческими лицами, поэтами, писателями, теми, кто близок к народу, которые знают и чувствуют чаяния народа, его душу, проблемы и трудности. И этому множество примеров из истории, подтверждающих их слова.

Кем бы ты ни был - рабочим, богатым бизнесменом или суперменом - все равно ты обязан почитать свою Конституцию.

Еще одна глава, которая меня растрогала, это «Женщины в наших судьбах, или Вечер поэзии для двоих», посвященная женщинам, которые встречались на жизненном пути у авторов на их жизненном пути и которые оставили свой след в их жизни, как-то повлияли на их творчество. Настолько откровенно и без утайки два друга говорили, вспоминали о них, делились горечью утрат и восхищением духом настоящей женщины в их понимании. Это глава не про женщин, добившихся карьерного роста или эмансипированных особах, а о женщинах-хранительницах очага, любящих и прощающих матерях и нежных и верных женах, чутких дочерях. Замечательная глава и книга.

Воспринимать женщину как объект восхищения, дать ей возможность глубже познать себя и открыть в самой себе такие качества, как доброта, чуткость, верность, проникнутые особым женским благородством и нежностью, или требовать от нее подняться на эту высоту - это моя концепция взаимоотношений с женщинами, остающаяся неизменной уже долгие годы.

Хочу еще отметить то, что в процессе прочтения любой книги, я всегда выделяю какие-то идеи и мысли, которые больше всего мне понравились или навели на новые размышления и мысли, дали возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны. В этой же книге каждое предложение и абзац — цитата! Настолько все четко и понятно, без лишнего словоблудия. Советую читать всем без исключения. Это еще одна книга, которая изменила мое отношение к отечественной литературе и писателям.

Оцените пост

32

Комментарии

2
Spasibo Avtoru! Polnost'yu razdelyayu vash vostorg po povodu knigi, voobshe sklonyayus' k mysli, chto vse napisannoe Chingizom Aitmatovym, (s tvorchestvom Mukhtara Shahanova, priznayus', znakoma ne tak blizko) neset v sebe moshnyi energeticheskii posyl, vkupe s mnogoletnimi i vernymi v korne filosofskimi i bolee prozaicheskimi bytovymi soobrazheniyami. Takie knigi hochetsya perechityvat' snova i snova, chtoby ubezhdat'sya v svoih myslyah, idushih v unison s myslyami avtora, libo chtoby pocherpnut' kapel'ku mudrosti pisatelya.
2
хорошая книга, еще лет 10 назад прочитал, оставило впечатления, асфальтные мы люди.
0
Отличная книга! Спасибо за хороший обзор!
Показать комментарии