место в рейтинге
  • 281867
  • 218
  • 41
Нравится блог?
Подписывайтесь!

О том, как нельзя сидеть в юрте

О том, как нельзя сидеть в юрте

До сих пор мало исследованным остается вопрос о семантике поз сидящих в юрте, более изучены этикетные нормы, связанные с тем, как правильно сидеть в юрте мужчинам и женщинам.

Не вдаваясь подробно в исследование всего этикетного комплекса, остановимся на некоторых значимых его моментах.

Казахи различают следующие виды запретных поз:

— сүйеніп отыруға болмайды, тіреліп отыруға болмайды — «нельзя сидеть, прислонившись к чему-либо, опираясь на что-либо», т. к. считалось, что это поза больного человека.

— таянып отыруға болмайды- «нельзя сидеть, подперев руками»:

  • землю — это поза скорби, горя, означающая смерть близкого человека. Выражение жер таянды означает «сильно горевать, оплакивать». Существует устойчивый запрет: «артыңа таянба».
  • поясницу — белінді таянба. Если так сидит мужчина, то эта поза означает күшті кеткен- «мужская сила (потенция) ушла». Это также поза плакальщиц при оплакивании покойников. Так, Н. И. Гродеков отмечал: «…не все вдовы умеют причитать. Поэтому на похороны приглашают плакальщиц. Плакальщица… подпирает себе обеими руками бока и наклоняется туловище вперед» [1]. Этот запрет близок к запрету бүйірінді таянба- «не подпирай руками бока, не подбоченивайся». Если женщина сидит в такой позе, ей могут сказать: «Бүйіріңді таянба, кімді жоқтап отырсың?« — «Не подпирай руками бока, или ты кого-то оплакиваешь?!»

Запрещается подпирать рукой щеку — жағыңды таянба, лоб — маңдайды тіреме (эта поза также считается обозначающей печаль, заботы и т. п.).

Нельзя сидеть, подняв руки над головой или заложив их за голову — қолыңды төбеге көтерме, не разрешается сцеплять, не разрешается сцеплять пальцы рук в замок — қолыңды тарақтама, қолыңды қусырма иначе қолыңды Құдай байлағаны — «Бог свяжет руки».

Нельзя сидеть, обняв колено или же сцепив руки в замок на колене — тізеңді құшақтама, керме.

Нельзя потягиваться при посторонних — жұртқа қарап, керілуге болмайды. Молодым людям запрещается возлежать в юрте — жастар жамбастап жатуға болмайды; принимать пищу полулежа — жатып ішуге болмайды, это поза больного человека.

Нельзя сидеть, вытянув ноги вперед — көсіліп жату, говорят «ит аяғың созады», что дословно значит «собака лежит на вытянутых лапах». Такая поза разрешается только маленьким детям.

Не рекомендуется в юрте сидеть на корточках. Эта поза считается исключительно мужской; у казахов она означает, что человек торопится, пришел ненадолго. Обычно сидящему в такой позе говорят: «Жөндеп отырсайшы, асығып барасың ба?» — «Садись-ка правильно! Торопишься, что ли? Стадо твое разбредется что ли?» Возможно, корни подобного отношения казахов к этой позе объясняются представлением, отмеченным также у тувинцев о том, что «если будешь сидеть таким способом (на корточках), то обеднеешь. Так сидели только бедняки, скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества. Верили, что если будешь так сидеть, то встретишь что-нибудь плохое, что нужно ждать чего-то плохого» [2].

Правильным способом сидения у казахов для мужчины считается «малдас құру» — подвернув ноги калачиком; для замужней женщины, хозяйки — лицом к очагу, на подогнутой под себя правой ноге, левая же согнута в колене. Этот же способ используют и мужчины, когда прислуживают за трапезой (разливают кумыс, чай и т. п.), но, поскольку они сидят на противоположной, мужской половине, положение подогнутой под себя и согнутой в колене ноги обратно женскому. Видимо, это объясняется предписанием, аналогичным монгольскому: «Колено поднятой ноги… должно быть обязательно обращено к двери, поэтому женщины, как правило, сидели на правой ноге и выставляли перед собой колено левой, а мужчины наоборот, на левой, выставляя перед собой колено правой» [3]. Женщинам также разрешалось сидеть боком, подтянув к себе ноги, ступни ног при этом должны быть прикрыты подолом платья.

О том, как нельзя сидеть в юрте

Народная традиция разработала довольно строгие этикетные нормы, связанные с юртой. У казахов подъезжать всаднику к юрте следует с задней, тыльной стороны: «Ехать мимо дверей кибитки (алдынан юру), а не сзади ее, считается невежливым… Нужно останавливаться и привязывать лошадь сзади кибитки, а потом вызывать хозяев словами: «Сөйлес! Адам бар ма? («Желаю вступить в разговор! Есть ли хозяева?»). Любопытно, что существует аналогичный запрет ер алдынан өтпеу- дословно имеет значение «не переходить дорогу мужчине», иначе ему будет неудача. По-видимому, этот запрет связан с семантикой противопоставления «передняя сторона — задняя сторона» («лицо-спина»), а также представлениями об антропоморфности юрты.

Запрет подъезжать к юрте со стороны двери был настолько значимым, что закреплен в обычном праве казахов: «Если привязанная спереди кибитки лошадь лягнет ребенка… то платить…за смерть ребенка — полный хун. Если лошадь лягнула на задней стороне кибитки, то вина падет на ребенка, отправившегося туда. Если бы там лошадь убила его до смерти, то взыскалась бы только стоимость лошади, а в случае отягчающих вину хозяина обстоятельств — ½ хуна (хун, или кун — компенсация за увечье или убийство)» [3].

У казахов рекомендовалось не входить в юрту с плеткой в руке; в прежние времена «…если кто-либо входил в юрту султана с плеткой на запястье… султан имеет право приказать забрать у виновного его коня. Запрет входить в юрту с плеткой отмечен у тувинцев и монголов. Отметим, что плетка использовалась не только при верховой езде, она была также предметом вооружения кочевника. Запрет вносить ее в юрту стоит в одном ряду с предписанием вынимать ножны с ножом из-за пояса и оставлять снаружи огнестрельное оружие. Данные действия должны были, по-видимому, демонстрировать отсутствие враждебных намерений гостя.

Нельзя входить в юрту, имея что-либо во рту: „входить в юрту с пищей во рту нехорошо, выходить, напротив, хорошо“; „к врагу ходят жуя, а от друга выходят жуя“. Если хозяин заметит, что кто-нибудь вошел к нему с жвачкой во рту, то непременно заставит его выплюнуть у порога все, что есть во рту» [4]. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу — тамақ ауыз тию, буквально «прикоснуться ртом к пище».

Таким образом, юрта, являясь одной из древних форм жилища кочевников, воплощает сложный мировоззренческий комплекс. Сравнительно небольшой объем площади юрты был четко маркирован в зависимости от пола, возраста, положения в системе родства и свойств. Жизнь человека начиналась в правой части юрты, и на ней же завершалась, замыкался жизненный круг его.

Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, плодородия, благополучия его обитателей. В каждой юрте был «құт» — хранитель благополучия дома, и всякий входящий в юрту, произносил торжественные слова приветствия, обращенные к «құт», а покидая юрту, уносил с собой напутствие: «Жолыңыз құтты болсын!»

  1. Гродеков Н. И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области. Юридический быт. — Ташкент, 1989. — Т. 1. — С. 66; Кенесбаев С. Фразеологический словарь казахского языка. — А.-А., 1997. — С. 258.
  2. Потапов Л. П. Древний обычай, отражающий первобытно-общинный быт кочевников // Тюркологический сборник АН СССР. 1955. — № 1. — С. 175.
  3. Гродеков Н. И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области. Юридический быт. — Ташкент, 1989. — Т. 1. — С. 66; Кенесбаев С. Фразеологический словарь казахского языка. — А.-А., 1997. — С. 249.
  4. Валиханов Ч. Ч. Следы шаманства у киргизов // Собр. соч. в 5 т. — Алма-Ата, 1961. — Т. 1.

Материал предоставлен Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана, статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г.

 

Неизвестная и опасная Кашгария

Культурная прогулка: Музей истории города Алматы

Культурная прогулка: первая резиденция Н. А. Назарбаева в Астане

Культурная прогулка: Дом-музей Динмухамеда Ахмедовича Кунаева

Редкие кадры из жизни великих людей Казахстана

Великий шелковый путь на территории Казахстана. Город и степь

Батыры считали честью умереть в бою

1 октября 2014, 12:45
6599

Loading...

Комментарии

Shpak
0
0
Все элементы юрты имеют монгольские/джунгарские названия...
Боковины (решетка) называются Кереге, в монгольском кер/гер так называется вся юрта, у других тюрков это называется Канат...
Элементы купола называются Уык, в монгольском Уяк, у других тюрков это называется Кулдроуш
Потолочный свод купола называется Шанырак, от монгольского Зангырах, - узел, узор, у монголов эта часть юрты называется Тооно, у других тюрков - Тюндюк

Самое первое упоминание о юрте в китайских хрониках «Хуайнаньцзы» 3 век до н.э.
Во времена монголов, юрта была неотъемлемой частью китайской культуры, она была обязательна на свадьбах и других торжествах, ее воспевали китайские поэты...

Первое упоминание о юртах тюрков относится к 6 веку нашей эры у византийцев...

Сейчас казахи юрту называют Казак уй, или Кигиз уй...
В 19 веке казахи юрту называли Отак/Отау, производные Отак басы/Отагасы-хозяин
Nekton
3
0
Вот что происходит, когда человек знает о чем то не из первоисточника а из Гугла. Любой казах мог бы тебе сказать, что юрта называется на Казак уй и не Кигиз уй, а кийиз уй - дом из кошмы.
Канат - это единица кереге. К примеру говорят алты канат уй торт канат уй.
Тундик - это кошма который прикрывает шанырак. Буквально ночник.
Уык иногда так и называют кулдиреуиш. Это плечи юрты - по казахский ыйык.
Отау это не только юрта это вообще в смысле дом или семья.
нынешние монголы пришли на место тюрков и много переняли из тюркских обычаев и слов, а джунгары и казахи имеют между собой много общего
Nekton
2
0
Кстати, запреты на сидение в разных позах на полу есть не только у казахов. У японцев, например, тоже нельзя сидеть спиной к стене, вытянув ноги. Те кто занимался когда либо дзю-до или кендо может это подтвердить
Лучше напишите как казахи соблюдали гигиену.
Надо допилить правила:
- Нельзя в юрте смотреть телевизор. Плохая примета - можно превратиться в барашка.
- Нельзя говорить в юрте по-русски. Плохая примета - дочь выйдет замуж за шала-казаха.
- Нельзя курить в юрте . Плохая примета - оштрафуют на 1 МРП.
- Нельзя в юрте слушать Queen. Плохая примета - у сына уйдет "мужская сила" и он влюбится в соседа.
"До сих пор мало исследованным остается вопрос о семантике поз сидящих в юрте"

Кхм. Вы это, простите, серьезно? До сих пор?! Вот ведь действительно научное упущение какое! Что насчет эргономики пиалы в руке? Современные казахские ученые подошли к изучению этого вопроса более ответственно?
Молодец, пиши больше

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 32258
  • 194
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 15252
  • 3
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 16521
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 12109
  • 3
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11831
  • 59
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 8283
  • 57
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7617
  • 87
Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

На своей итоговой пресс-конференции в понедельник уходящий кыргызский президент говорил не об итогах своей деятельности, а о «плохом» Казахстане.
openqazaqstan
вчера / 18:36
«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

Жизнь в Алматы не всегда сладкая, как сахарная вата и мультики субботним утром. В этой ироничной статье автор блога «Almaty — My First Love» расскажет о семи причинах не любить Алматы.
AlmatyMyLove
20 нояб. 2017 / 13:12
  • 2459
  • 70