место в рейтинге
  • 281867
  • 218
  • 41
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Казахская юрта – дом без углов

Казахская юрта – дом без углов

В путевом очерке «По киргизской степи», напечатанном в журнале «Вокруг света» в 1897 году (№ 50), русский путешественник-исследователь К. Носилов писал: «Нас пригласили в юрту. Просторная кошомная юрта оказалась настолько чистой, настолько опрятно, что нам в первый раз приходилось видеть что-либо подобное в этой степи казахов… Кажется, ничего нет приятней в степи летом, как в жару зайти в полутемную, чистую, просторную юрту…» [1]

С интересом описывали юрту и другие русские путешественники-исследователи. Со времени появления юрты минуло много веков. Но и по сей день она остается самым надежным и удобным жилищем для тех, кому по условиям труда приходится часто менять места временных стоянок. Это чабаны, геологи, оленеводы…

Опыт убедительно подтвердил, что наилучшим кочевым домом для чабанов на отгоне (как в настоящее время, так и на ближайшее будущее) является юрта казахского образца. В ней в жаркое лето прохладно, в холод — тепло и сухо в дождливые дни. Она устойчива против ветра. При переезде легко разбирается и собирается вновь на другом месте [2].

Великолепное описание юрты сохранилось в народном эпосе: «Огузнаме», «Китаби Коркут», «Манас», «Козы Корпеш — Баян-сулу», «Кыз Жибек». Описание юрты встречается в трудах ученых и путешественников XVI—XVIII вв. — у Разбихана, О. Пешеля, И. П. Фалька, П. С. Паласа, И. Георги, Ш. Уалиханова, Б. Залесского, Б. А. Федченко, А. И. Якоби, П. Е. Маковецкого, О. И. Харузина, А. К. Гейнса и др. Юрты как предмет быта казахов широко экспонировались на различных выставках. На парижскую выставку 1861 года была отправлена юрта Алмеса. Юрты Ш. Уалиханова и Арынгазы Ханкожина были показаны на выставке при Московском университете в 1867 году, юрта Мейрама Жанайдарова демонстрировалась на III конгрессе ориенталистов в Петербурге в 1876 году и т. д. [3]

По своему назначению юрты делились на 3 основных типа: 1) юрта — жилище; 2) парадные юрты (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй); 3) походные юрты. Кроме этих основных типов были юрты для приготовления пищи, юрты-склады и т. д. В походах, в пути при перекочевках ставились временные юрты, небольшие по размеру, простые по конструкции.

Казахская юрта — киіз үй — относится к тюркскому (кыпчакскому) типу разборных решетчато-войлочных построек, «которая с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ» [4]. По сравнению с монгольской она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Академик А. Маргулан считал, что по сравнению со срубным или глинобитным домом современная нам войлочная юрта является относительно поздним жилищем, в котором трансформированы основные элементы его ранних прототипов [5]. Киіз үй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен — кереге, сводчатых жердей — уыков, верхнего обруча — шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками, поверх их — двумя узуками и тундуком [6], составляющими стены и кровлю жилища, надежно защищающими от непогоды.

Казахская юрта – дом без углов

У казахов издревле была в почете белая юрта — ақ үй, считавшаяся символом достатка и благополучия. Она имела 6–8 кереге, нередко и 12, 140–150 уыков, вдвое больше, чем в обычной, т. е. темной юрте — қара үй. Ақ үй покрывалась белым войлоком, обтягивалась в ее цилиндрической части циновками, а вверху, где к ней прикреплялись уыки, широкой ковровой полосой — басқұр. Неизменными принадлежностями казахской юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения — таңғыш, шаңырақ-бау, арқан, уықбау, желбау, аяқбау и др. Двери юрты — сақырлауық — украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой. Юрты малого размера отау үй ставились для новобрачных. Во время коротких остановок на путях кочевий более состоятельные степняки обычно ставили юрты малых размеров — туырлықүй с небольшим шаныраком. Снаружи такая юрта покрывалась лишь тауырлыками, доходящии от шанырака до земли, а шанырак — тундуком.

Походная юрта — жол үй, или аблайша, представляла собой маленькую, из трех-четырех кереге, с короткыми уыками и миниатюрным шаныраком кибитку. Қос — жилище пастухов в отличие от обычной общепринятой юрты имел конусообразную форму за счет прямых жердей-уыков, воткнутых в землю и связанных вверху волосяной веревкой, продетой в отверстия на их концах. Жерди в данном случае выполняли функции и решетчатой стены — кереге и свода.

По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения ее обитателей. У бедноты, например, были маленькие, тесные, иногда даже без шанырака трех-, четырехстворчатые юрты. Нередко они обходились и двумя развернутыми и скрепленными друг с другом поверху кереге, покрытыми лишь одним темным туырлыком. Этот вид жилья назывался шайла — шалашом. А совсем обездоленные ставили курке — балаганы из трех связанных вверху жердей — бақан, прикрытых с подветренной или солнечной стороны кошмой или чием.

Юрта как жилище была очень удобна летом, но условия жизни в ней зимой при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми. Интерьер юрты, как это подтверждают исследования этнографа М. С. Муканова, базировался на лучших народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отеланная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т. д. сохранили циклы производства древних мастеров и основы национального узоротворчества.

Внутреннее убранство

Мы находим подробное описание утвари юрты в работе А. А. Диваева «Этнографическое жизнеописание казахов». «Утварь. Вся юрта застилается кошмами, коврами и палацами. По краям ее поверх сундуков высятся горки одеял и подушек. В Казалинском уезде почти в каждой более или менее зажиточной юрте можно увидеть деревянные раскрашенные кровати (одна). Вблизи города встречаются кровати железные. Справа от выхода помещается сундук с чайными или столовыми принадлежностями: самовар, кумган, таз, деревянная большая чаша — табақ(очень большое деревянное блюдо, называемое шара-табақ) и чара служит для помещения мяса и кумыза. Қымыз и сорпа (бульон) разливается большой деревянной ложкой, называемой важау. Самая большая разливная ложка для бульона называется чумич. Справа же от входа висят торсуки с қымызом и айраном. Қымыз в торсуке перемешивается деревянными мешалками пішпек (отсюда название города Пишпек).

  • Постель (төсек)
  • Четки (тәспе)
  • Халат (шапан)
  • Одежда (киім)
  • Ковер (кілем)
  • Алаша (палас)
  • Кошма (киіз)
  • Одеяло (көрпе)
  • Подушка (жастық)
  • Молитвенный ковер (жайнамаз)

На кереге можно увидеть развешанную одежду, ковровую сумку (аяққап) слева от входа, в которой хранят запасные домашние вещи: торбу, полотенце, четки, женские бусы из сердолика. Четки бывают: перламутровые, деревянные и каменные. Книги в юрте встречаются очень редко, только иногда встречаются сказки из киргизской и арабской жизни казахского издания. Также Коран и другие книги религиозного характера» [7].

Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, көрпеше — ватными одеялами, расчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастық- подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости — еще и құсжастық, көпшік — подушки мягкие, набитые перьями. На стене вешали разноцветные ковры.

Казахская юрта – дом без углов

В центре юрты ставили обычно очаг — треножник с котлом для приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом (дастархан) — скатертью.

При входе в юрту слева, как полагается, висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей. Чуть подальше ставилась деревянная кровать — төсекағашдля молодоженов с шымшылдыком — пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с төсекағаш на двух-трех подставках — жүкаяқ ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы — қаршын, тен, а на них два-три сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи. Справа от входа ставили асадал — разборный шкаф для посуды, скатертей, салфеток; кебеже — ларь для продуктов; кухонные принадлежности. Здесь же висели настенные сумы — аяққап- для посуды, теркеш — футляры для кесе — пиал.

Наряду с юртой часть казахов, кочевавших вместе со скотом, имела и постоянные зимние стоянки — қыстақ, қыстау с жилыми и хозяйственными постройками. В них на лето оставались лишь те, кто занимался заготовкой сена, примитивным земледелием, поскольку сенокос, уборка хлеба, ремонт жилья привязывали их к месту зимовки. Отправляя свой скот на джайляу вместе с некоторыми членами семьи, они ставили тут же рядом с кыстау юрты и жили в них до возвращения стада на зимовку.

  1. Маргулан А. Х. Казахское прикладное искусство. — Алма-Ата, 1986.
  2. Муканов М. С. Казахская юрта. — Алма-Ата, 1981.
  3. Востров В.В., Захаров И. В. Казахское народное жилище. — Алма-Ата, 1989.
  4. Руденко С. Очерк быта казахов бассейна рек Уила и Сагыза. — М., 1927. — С. 29.
  5. Архитектура Казахстана. — А.-А., 1959. — С. 49.
  6. Туырлык, узук, тундук — названия войлочных покрытий юрты.
  7. Байтанаев Б.А. А. А. Диваев — очерк жизни и деятельности. — Шымкент — Алматы, 2004. — С. 210–211

Материал предоставлен Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана, статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г.

23 сентября 2014, 10:01
17211

Loading...

Комментарии

mXWmzC4gAx7NomhaaYYItPaDSn26X5.jpg
ГЕОАРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖИЛИЩА (ЮРТЫ) НОМАДОВ И КОРЕННЫХ ЭТНОСОВ МИРА

к.п.н.Курсабаев М.К.,PhD, профессор Джапарова Г.А., к.т.н, Исабеков С.Б., к.э.н, профессор Шайжанов М.К., к.г.н, доцент Аяпбекова А.Е., д.г.н, профессор Мазбаев О.Б.,д.и.н, профессор Таймагамбетов Ж.К., PhD, Magdi Yosef (USA) Байтышев Г.А., Жакупов К.Б., Темиржанов Б., PhD, Айтжанова А.Е.,Хамза Қ.М., магистр химии Туленов М.С.





В условиях всеобщей глобализации (социально-экономического кризиса) и масштабного внедрения индустриально-инновационных технологий, в мире резко усилилась континентальная интеграция между странами и государствами. В процессе массовой и глобальной интеграции происходит формирование (модернизация) и слияние новых концорциумов и компаний, социальные и экономические интересы которых связаны с биоразнообразием окружающей среды и историко-культурными ценностями общества. На фоне высоких экономических достижений и положительных результатов, человечество часто сталкивается с экологическими проблемами и техногенными факторами, которые детерминируют объединения усилий для комплексного решения данных проблем.
Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, для решения указанных проблем, был выдвинут ряд конкретных прогрессивных идей, которые реализуются в планетарном масштабе. Одними из них являются вопросы истории и культуры, «зеленой технологии» и развития туристской индустрии в стране.
Одним из эффективных моделей сохранения историко-культурных ценностей и природного ландшафта, а также формирования в сознании подрастающего поколения экологической культуры является разработка и продвижение (размещение на территории крупных городов и туристских центров) юрты номадов и кореных этносов мира, как эффективный инструмент сохранения и возрождения этнических и духовных ценностей, материальной и нематериальной культуры и энергосберегающей технологии, как эталона «зеленой технологии» мира.
Открытие учеными мира стоянок древних жилищ возле реки Иртыш (Таймагамбетов Ж) и Ботайскай культуры (Зайберт В.Ф) ранней доместикации лошадей и разработки технологии «кумыса» напрямую связаны с ранними жилищными конструкциями юрты ботайцев «Yurt-oshaq». В течении многих веков «юрта-nomad’s yurt» постоянно совершенствовалась и стала уникальным предметом ценности, как духовной так и материальной культуры протоказахских и степных народов (арийцев, гуннов, сако-скифских и древнетюркских племен). Таким образом, уникальные нематериальные ценности и вековой феномен ассоциативности духовных и материальных культур номадов и коренных этносов мира, а также геоархеологическая ценность и рекреационно-туристическая практичность древних жилищ стали основным объектом научной темы нашего исследования[1].
Первобытные люди жили в пещерах в экваториальных зонах Африки, Китая, Индии и на других континентах. Они заложили основу конструкций временного жилья, в целях защиты от природных катаклизмов и аномальных явлений, климатических контрастов, диких животных, для укрытия и отдыха. Через многие годы из-за нехватки пищи многие племена вынуждены были покинуть пещеры в поисках пищи. Самым благоприятным местом они выбрали саванны, луговые поля, болота, лесостепные зоны, поймы рек и озер. Отдаленность выбранной им местности от пещеры стала мотивацией для строительства временного жилья. Элементами конструкции временного жилища или укрытия стали отломанные части деревьев, сухие ветки, кустарник, стебли и сухое сено.
Благоприятный климат, наличие естественных продуктов и отходов животных и птиц долгое время способствовали довольно стабильному периоду развития первобытных людей на планете. Около миллиона лет тому назад тектонические и другие естественные природные катаклизмы (вулкан, сейсмические толчки, космические и астрологические явления) изменили ландшафт и рельеф земли. Началась новая глобальная эра переселения многих племен в поисках необиетаемых территорий. По прогнозам исследователей (Alkey Margulan, Michael Balter, Robin Bendrey, Lloyd Kahn, Gremillion, David, Elena Rubtchova, Viktor Zaibert), в процессе массовой миграции люди узнавали о тайнах и явлениях природы. Таким образом, в сознании первобытных людей складывалось представление об окружающей среде. Многие из них научились ориентироваться на местности, различать рельефы, реки, долины, звуки и голоса диких животных и птиц, аномальные явления природы[18].
По данным научных материалов (Alkey Margulan, Robin Bendrey, Zhaken Taimagambetov) 27 тысяч лет тому назад на территории Kazakh High land началось активное заселение многих племен. В процессе глобальной миграции, в поисках пищи и благоприятных мест для обитания многие племена прошли долгий эволюционный путь, который берет свое начало из континентов экваториального пояса планеты. Во время миграции они жили в пещерах, из костей диких животных и длинных веток строили временные жилища. Поверхность укрытия застилали сухими травами и шкурами диких животных. Самым первым укрытием от жары, холода и дождя были отломанные длинные ветки деревьев и кустарники. Первые жилища имели овальные круги, где нижняя часть веток (uyq) прикреплялись к траве. Верхние части веток сворачивались корками оторванных от стволов свежих деревьев. Иногда вместо веток использовались длинные клыки мамонтов. На пол стелили сухие ветки и сено растительного покрова. Само жилище покрывали шкурами диких зверей, пышными ветками папоротников.
Территория Kazakh High land стала самой крайней северной точкой и эпицентром Global domestication в мире. По мнению известных ученых, (Alan K. Outram, Viktor Zaibert, Elena Rubthsova) огромные равнины, умеренный климат, наличие разных видов животных и птиц, богатая флора и фауна и уникальный природный ландшафт послужили предпосылками для развития и становления, впервые в мире, глобальной доместикации диких животных и птиц. Процесс доместикации диких животных берет свое начало от приручения диких лошадей. Kazakh High land стал северной точкой популяции древних людей. Археологические находки, найденные возле бассейна реки Ertis (East Kazakhstan) и в поселении Botai (Noth Kazakhstan), подтвердили наличие первой конструкции жилищ у раннних коневодов. Жилище ранних коневодов было адаптировано к местным природным условиям. К самому главному открытию коневодов принадлежит использование войлока вместо шкуры и наличие каменного очага (печь).
По мнению археолога Жакена Таймагамбетова древние люди обитали на горных равнинах Алтайского хребта и в оазисе бассейна реки Иртыш. В результате раскопок древних стоянок (Восточный Казахстан, Шульбинск) были обнаружены каменные следы камина (печь) и жилища (25 тыс лет), которые имеют схожие формы с Типпи (Tippe) - северо-американских эскимосов и с чумами сибирских Якутов (Chumm). Наличие полноводных рек, степных и горных пейзажей, умеренный климат, уникальный животный и растительный мир послужили предпосылкой заселения древних племен на долгие века. По тайным знакам и являниям природы, звездному небу и движению ветров они заметили (прогнозировали), что находятся в центре оптимальной циркуляции теплых и холодных атмосферных фронтов. Самым первым объектом доместикации явились дикие кони. Выносливость и грациозность, преданность и чистоплотность, свирепость, скорость и обояние диких коней притягивали к себе людей. Первый контакт с табунами диких лошадей был совершен с помощью народного фольклорного жанра «Qambar Ata». Дети с помощью взрослых воспевали в песнях и стихах жеребенка, затем использовали тотемистические заклинания «Хурру, Құрру, Hurry». Именно этот исторический отрезок (период), на наш взгляд, представляет научный интерес, в связи с малоизученностью данной проблемы. Мы считаем, что данный отрезок исторического периода должен рассматриваться в аспекте геохронологической эволюции жилищ древних коневодов [27].
В Казахстане в поселении Ботай (Cental and North Kazakhstan) ученые нашли археологические артефакты, которые свидетельствуют о ранней доместикации диких лошадей (domestication in the Eneolithic Botai Culture of Kazakhstan, dating to about 3500B.C.E, http://www.reading.ac.uk/archaeol). Об этом свидетельствуют и некоторые материалы, которые зафиксированы на базах глобальной научно-технической информации www.sciencemag.org (The Earliest Horse Harnessing and Milking. Alan K. Outram,Natalie A. Stear,Robin Bendrey,Sandra Olsen,Alexei Kasparov,Victor Zaibert, Nick Thorpe, Richard P. Evershed) [3].
Отмечая важность исследовательских ресурсов и научных трудов вышеуказанных авторов, мы выдвигаем теорию о протоэнеолитической культуре (классическая мифология и тотемизм) ранних коневодов.
В результате активного контакта людей с окружающей средой этот период или исторический отрезок (25 тысяч лет тому назад) был связан с религиозными и мифологическими представлениями древних коневодов Северная или самая крайная точка миграции древних племен выбрана неслучайно. Великая Евразийская степная зона была эпицентром циркуляции атмосферных фронтов. Самые первые эмпирические знания о природе и животном мире стали важными элементами духовно-мифологического сознания людей. Самым главным объектом пристального внимания у переселенцев стали уникальная гармония диких животных с естественной природой. Переселенцев поразили огромные территории, специфическая флора и фауна, разнообразие климата и рельефа, особенности естественной среды, изобилие диких растений и многочисленные виды животного мира.
Путь к доместикации диких животных был очень долгим. Скорость и красота диких лошадей стали причиной мощной мотивации для близкого изучения поведения животных. Стремление древних коневодов к доместикации диких лошадей не ограничивалась только одним видом диких животных, часто объектом доместикации являлись горные козлы, архары и другие животные.
Множество видов диких животных стали объектом массовой охоты. Часто охотники забирали домой детенышей диких животных. В казахском фольклоре в течении многих веков сохранялись удивительные жанры устного народного творчества для детей, посвященные теме жизни и поведению диких животных. Древние люди верили, что конь, как сверхестественное существо, был ниспослан свыше. Покровителем коня выступал мифический посланник «Qambar Ata». Мифологический образ коня был представлен как «Пырақты арғымақ - Pyraqty argymaq», «Mythical winged horse», что в переводе обозначает «Крылатый мифический конь».
На основании текста фольклорного жанра можно предположить, что именно тотемизм в образе мифологического крылатого коня, стал самым первым объектом пристального внимания древних коневодов мира. Следует признать, что первый контакт с популяцией диких лошадей произошел путем гармоничного и естественного взаимоотношения между людьми и животными. Доказательством этому является уникальный народный фольклор и поэтические импровизации, связанные с эмпирическими знаниями о поведении и психологии диких животных [12].
Данный исторический отрезок связан не только с ранней стадией доместикации диких животных, этот период может стать ключевым и эволюционным моментом в разгадке тайны о происхождении древнего жилища кочевников мира. По мнению исследователя Paul King (2001) происхождение жилищ кочевников Евразии (на примере монгол) является самым ранним периодом в контексте доместикации. Для подтверждения он предлагает свою модель конструкции по схеме: Buheg (1), Simple walls (2), Tall yurt (3), Low yurt with raised tono(4), Modern ger (5), хотя он не имел точных данных о стадиях ранней доместикации диких коней на территории Монголии [12].
Мы согласы с мыслью Paul King об использовании юрты в качестве основного мобильного средства в военных походах (Heredotus, Strabon) во время Scythian people. Нас интересует геохрологическая эволюция жилищ, точнее теория о протоэнеолитической культуре (классическая мифология и тотемизм) ранних коневодов. Глубинное изучение данного исторического отрезка (25 тысяч лет тому назад) может изменить гипотезу о религиозных и мифологических представлениях древних кочевников и их взаимоотношениях с окружающей средой. Для интерпретации данного факта следует внимательно изучить все археологические материалы, связанные с генезисом жилищ кочевников. В поисках информации нами был разработан специальный портал для сбора материалов о происхождении жилища древних коневодов. На основе собранных материалов мы выступили с инициативой о проведении Интернет конференции по теме «Kazakh Hihg Land the native land of nomads yurt in the world». В процессе организации мы имели контакты с глобальными центрами научно-технической информации «Global science information and technical resourse» такие, как: www.123rf.com hearthworks.co.uk www.blueridgeyurts.com amazon.com м другие источники, где были подробно описаны генезис и происхождение жилищ кочевников мира.
На базе данных Американского медиа портала «Native American- Turanian Brotherhood: FIRST NATIONS First» были опубликованы интересные материалы, где каждый участник проекта мог написать свое мнение. В ряде материалов элементы жилищ повторял некоторые детали жилищ кочевников и конструкции юрты, которые были описаны в исследовательской работе «Evolution of the ger, Paul King 2001», www.woodlandyurts.co.uk Анологичный материал был представлен на Российском сайте, где указывается исторические и эволюционные этапы становления и развития жилищ древних кочевников [15].
На основе исследовательских ресурсов можно констатировать, что данная модель представляет элементы андроновской культуры. Хотя научного материала по данному направлению накоплено достаточно, но вышеуказанный исторический отрезок в нем не предусмотрен. По мнению ученых, тотальная доместикация диких животных в исторические периоды андроновской культуры не обнаружена [15]. Западные архитекторы Ле Корбюзье, Мис Ван Дер Роэ, Антонио Гауди высоко оценили искусство кочевой культуры. Исходя из этих соображений, нам следует подробно описать основные элементы конструкции классической казахской юрты. Описания деталей казахской юрты полностью совпадают с исследовательскими материалами, которым и распологал академик Alkey Margulan. Основываясь на исследовательских работах ученых и энтузиастов данного материала представляем некоторые детали казахской юрты.
Основной элемент юрты это «Yurt syiek» - кость юрты. Туда входят «Kerege» - косые дерявянные решетки (1), «Uyq» - длинные согнутые палки, напоминающие лучи солнца (2) главный святой предмет юрты «Shanyrak», напоминающий крышу мира (3), и деревянная дверь «Esik» [16].
«Kerege» напоминает клетку организма человека, является беспорным элементом связывающим жизнь и деятельность человека с окружающим миром. Место каждой связки «Kerege» называется «Zheli» (1). Если она длинная, то носит название «Eris», если не длинная - «Balashyq», а короткую называют «Saganaq». Слово «Shanyrak» имеет для казаха философское значение. Это граница связи человека с космосом. От него зависит все: строение и надежность архитектурного комплекса юрты, который способен выдержать до 2 тонн слоя снега. Он сделан из крепкого дерева «Aq-kaiyn» (белая береза) и «Sambi tal», которые растут возле реки. Согнутые палки «Kuldreuish» состоят из 3 - 8 веток (2).
«Aq-kaiyn» (белая береза) и «Sambi tal», небольшое кустарниковое дерево, и другие материалы, которые необходимы для изготовления юрты, обладают полезным химическим свойством, так как они впитывают энергию солнца, воды и почвы. Многовековый опыт кочевников доказал, что изготовление деталей юрты из дерева является полезным и самым оптимальным вариантом. Округленная белая береза«Togyn» (1) с выемками похожими на глаза человека «Kozi» (4) имеет особое значение. Деревянная связка «Beriktik» (3) - настоящая опора для «Shanyrak». «Uyq» - длинные согнутые палки, напоминающие лучи солнца, имеют присогнутую форму «Dogalay» (1) с маленькими веревками, обработанными из шкуры овцы и коровы «Uyqbau» (5) и крайний изгиб плеча палки «Uyq iygy» (2). Растояние между «Uyq» и «Shanyrak» называется «Kary» (3), а острый конец палки, который завязывается на «Shanyrak», имеет название «Qalam».
Дерево юрты «Esik» или «Sykyrlauyq» имеет переднюю часть «Mandaisha» (1), деревянную стойку «Bosaga», нижнюю часть «Zhaktau» (4) и поддверник «Tabaldyryk» (5).
Слово «Tabaldyryk» имеет магическое и философское значения. С древних времен сохранились народные предания, знания о природе и значении человека в среде обитания. До сих пор поучительны запретные слова «Не наступай на поддверник», что в переводе «Tabalduryqty baspa». «Tabaldyryk» - как вступает субъект триады мира – Неба, Человека и Земли.
Довольно интересный научный подход к конструкции юрты представил научный и позновательный портал www.facebook.com где все датали древнего жилища коневодов (nomads yurt) описаны по логической структуре [13].
Отметим, что авторам данного проекта удалось раскрыть некоторые особенности дизайна древнего жилища коневодов (nomads yurt), используя разнообразный материал и исследовательский потенциал, накопленные благодаря научным трудам ученых. Некоторые материалы (Helena Rubtcova, Paul King, Becky-Kemery, Lloyd Kahn, Heda Jindrak) дают основательные предпосылки о ранней конструкции жилища кочевников Евразийской Степи, на основе археологических материалов северных народов Сибири (Northern indigenous peoples of Russia, such as the Chukchi and Siberian Yupik), с названием «Chukchi yarangas» или по особенностям климатических условий и получившие специфическое название «The Chaplino Eskimos» (G.Dinets 2006) [17].
Казахстан, как родина юрты номадов и коренных этносов мира, должен стать флагманом данного исследовательского ресурса. Юрта, как уникальная конструкция, неразрывно связана с ассоциативными составляющими компонентами: национальной кухни, этномузыкальных инструментов, национальных костюмов и узоров, ювелирных и прикладных искусств, трапезы и доспехов, традиции и обычаев, устным народным творчеством, которые сопровождают весь процесс реализации данного проекта. Считаем целесообразным продвижение данного проекта в социуме, используя многовековой опыт и этнокультурное наследие кочевых этносов мира (казахов, кыргызов, монголов, узбеков, калмыков, туркмен, афганцев, американских индеецев, африканских племен, эскимосов и т.д) и как эффективное решение проблемы «экологизации общества», с целью внесения достойного вклада в реализацию глобальной программы «зеленой технологии» и развития туристской индустрии в Казахстане.
В связи вышеизложенными нами определены приоритенные направления реализации данного проекта. Основными из них являются:

- научно-исследовательская и проектно-технологическая деятельность по реконструкции туристско-геоархеологического комплекса «Музей истории древних жилищ номадов и коренных этносов мира»;
- на основе научных материалов и эмпирических народных (нетрадиционных) знаний об окружающей среде разработать модель юрты номадов и коренных этносов мира, как этнокультурного феномена, туристско-геоархеологического рекреационного объекта и эффективного инструмента энергосберегающей технологии в мире туристической индустрии;
- спроектировать современную систему туристского продукта, на основе классической архитектурной конструкции юрты номадов и коренных этносов мира (kazakh, mongol, kyrgyz, yakyt, iran, turkmen, escimos, indigenous, kalmyk, palloza, Russian izba);
- разместить (классический дизайн, строительство, реконструкция) юрточный городок (микрорайона) на территории Всемирной выставки «ЕХРО 2017 Astana Kazakhstan», в крупных городах и туристических центрах;
- создать музей истории юрты номадов мира «The Museum yurt of nomad’s in the world» (проект прилагается), провести международный симпозиум «Казахская степь - родина юрты номадов и коренных этносов мира»;
- выпустить электронные, научные и учебно-методические пособия для школьников и студентов;
- создать Общественный совет (общественные объединения, индувидуальных предпринимателей, научных и дизайнерских ассоциаций), для реализации поставленных задач;
- построить юрточные и жилищние конструкции коренных народов мира, развитие и производство ремесел и гончарных изделий, ковровых и войлочных материалов, предметов быта, продуктов питания, ювелирных и прикладных искусств этносов мира на территории Всемирной Выставки «EXPO 2017 Astana Kazakhstan».
- утверждение Плана работы проекта на тему «Научно-исследовательская и проектно-технологическая деятельность по реконструкции туристско-геоархеологического комплекса «Музей истории древних жилищ номадов и коренных этносов мира», посвященному Всемирной Выставке «EXPO 2017 Astana Kazakhstan»»;
- сбор материалов, разработка эскиза (макета) и создание музея истории юрты номадов и коренных этносов мира «The Museum yurt of nomad’s in the world»;
- проведение международного симпозиума «Казахская степь - родина юрты номадов и коренных этносов мира»;
- создание Общественного совета (общественных объединений, индувидуальных предпринимателей, научных и дизайнерских ассоциаций), для реализации поставленных задач.
- начало строительства юрточных и жилищних конструкций номадов и коренных народов мира;
- открытие центров ремесел и гончарных изделий, ковровых и войлочных материалов, предметов быта, продуктов питания, ювелирных и прикладных искусств этносов мира на территории Всемирной Выставки «EXPO 2017 Astana Kazakhstan»;
- выпуск электронных, научных и учебно-методических пособий для школьников и студентов.
- завершение строительства юрточных и жилищних конструкций номадов и коренных народов мира;
- развитие и производство ремесел и гончарных изделий, ковровых и войлочных материалов, предметов быта, продуктов питания, ювелирных и прикладных искусств этносов мира на территории Всемирной Выставки «EXPO 2017 Astana Kazakhstan»;
- проведение международных научно-практических конференции и симпозиумов;
- отчет о проделанной работе.

Использованная литература и Интернет источники.

1.Alan K., Outram,,Natalie A., Stear,, Robin Bendrey.,Sandra Olsen.,Alexei Kasparov.,Victor Zaibert., Nick Thorpe., Richard P. Evershed. The Earliest Horse Harnessing and Milking www.reading.ac.uk 2.S.S. Kalieva., V.N. Logvin. On the Origins of Nomadism in the Asian Steppes
Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia, Volume 39, Issue 3, September 2011, Pages 85–93 www.sciencedirect.com 3.Robin Bendrey. Identification of metal residues associated with bit-use on prehistoric horse teeth by scanning electron microscopy with energy dispersive X-ray microanalysis. Journal of Archaeological Science.Volume 38, Issue 11, November 2011, Pages 2989–2994, www.sciencedirect.com
4.Oliver., James A. (2006, 2007 (Revised)). The Bering Strait Crossing. Information Architects. ISBN 0-9546995-6-4.
5.Beck, Roger B.; Linda Black., Larry S. Krieger., Phillip C., Naylor, Dahia Ibo Shabaka, (1999). World History: Patterns of Interaction. Evanston, IL: McDougal Littell. ISBN 0-395-87274-X.
6.Stuckey,, M., & J. Murphy. 2001. By Any Other Name: Rhetorical Colonialism in North America. American Indian Culture, Research Journal 25(4): 73–98, p. 80.
7.Goebel,, Ted; Waters, Michael R.; O'Rourke, Dennis H. (2008). "The Late Pleistocene dispersal of modern humans in the Americas" . Science 319 (5869): 1497–1502.
8. Michael Balter (October 2013). "Ancient DNA Links Native Americans With Europe". Science 342(6157):409–410. doi:10.1126/science.342.6157.409 .
9. Gremillion, David H. (2008). Archaeolog: Pre Siberian Human Migration to America: Possible validation by HTLV-1 mutation analysis. doi:10.1371/journal.pgen.1000078
10. "The exploitation of horses at Botai, Kazakhstan".In Levine, Marsha; Renfrew, Colin; Boyle, Katie.Prehistoric Steppe Adaptation and the Horse. Cambridge: McDonald Institute. pp. 83–104. ISBN 1-902937-09-0.
11. en.wikipedia.org 12. Evolution of the ger © Paul King 2001. www.woodlandyurts.co.uk
13. Native American- Turanian Brotherhood: FIRST NATIONS First. www.facebook.com 14. www.tatforum.info 15. Краткая история скифов ( Т. М. Кузнецова). Геродот. История (фрагменты) Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т.М. Кузнецовой. М., 1992, с. 3-14. ec-dejavu.ru
16. www.bal-turan.kz 17. Rubtcova E.http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Yurt
18. Курсабаев М.К., Мазбаев О.Б., Аяпбекова А.Е., Баймолдаева А.Т., Айтжанова А.Е. Музей истории номадов мира – объект международного туризма и краеведения. Материалы Международной научно-практической конференции «Тенденции, проблемы, преспективы идустриально-инновационного и устойчивого развития туризма», Астана, 26 сентября 2013 года. С.: 42-48
19. Курсабаев М.К., Аяпбекова А.Е., Габдуллина М.Х. Индустрия туризма: поиск, мотивации, проблемы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Валихановские чтения-17». – Кокшетау, 24-26 апреля 2013., 220 стр., Т.10, С.: 165-169.
20. Muhamedrahim Kursabaev, Alyia Auapbekova, Ordenbek Mazbayev. Kazakh yurt us object green technologies. «European Researcher» is international multidisciplinary bilingual scientific journal. It was established to encourage dialogue among European researchers. ISSN 2219-8229. E-ISSN 2224-0136, www.erjournal.ru
21. The ancient history of Kazakh (Nomads) yurt (M.Kursabaev). www.slideshare.net
22. KAZAKH YURT AS OBJECT OF GEOARCHOLOGICAL HERITAGE AND “GREEN TECHOLOGY” Professor Muhamedrahim Kursabaev, kursabaev.blogspot.com
23. Muhamedrahim Kursabaev.Kazakh yurt as object of green technology. www.group-global.org
24. Horsemens dwelling (pronomads yurt) Muhamedrahim Kursabaev. my.brainshark.com
25. Kazakh yurt history (M.Kursabaev). http://www.globethics.net/web/11967161/~/13227565/my-blog
26. Muhamedrahim Kursabaev, Alyia Auapbekova, Maira Gabdullina, Ordenbek Mazbayev, A.Aitzhanova. The Kazakh High Land (Steppe) – the native land of felt dwellings Nomad of the world. yvision.kz
27. Геоархеологическо-туристический потенциал жилища номадов и коренных народов мира. www.slideshare.net
28. Геоархеологическо-туристический потенциал конструкции жилищ номадов мира. http://www.globethics.net/web/11967161/~/13227565/my-blog?p_p_auth=2lA6BG6m&













Geoarchaeological and tourist potential dwellings (yurts) nomads and indigenous ethnic groups in the world

Muhamedrahim Kursabaev, Gulzhamal Dzhaparova, Serik Isabekov, Mukhamet Shayzhanov, Alyia Ayapbekova, Ordenbek Mazbaev, Gumar Baytyshev, Kabanbai Zhakupov, Beisenbek Temirzhanov, Murat Tulenov. University of Turan-Astana, Kazakhstan

In the context of globalization (the socio-economic crisis) and the large-scale introduction of industrial-innovative technologies in the world increased sharply continental integration between countries and states. In the process of global integration and mass is formed (modernization) and the merging companies and the new Consortium, social and economic interests are linked to the biodiversity of the environment and the historical and cultural values of society. Against the background of strong economic progress and positive results, humanity is often faced with environmental problems and technological factors that determine joint efforts for a comprehensive solution to these problems.
Kazakh President Nursultan Nazarbayev, to solve these problems, put forward a number of specific progressive ideas that are implemented on a global scale. Some of these are questions of history and culture, "green technology" and the development of tourism industry in the country.
One of the most effective models of preservation of historical and cultural heritage and the natural landscape, as well as forming in the minds of the younger generation of environmental culture is the development and promotion (posting on the territory of the major cities and tourist centers) yurts of nomads and indigenous ethnic groups of the world, as an effective tool for conservation and revival of ethnic and spiritual values, tangible and intangible culture and energy-saving technology as standard "green technology" world.
The discovery by scientists of the world of ancient dwellings of parking near the Irtysh River (Zhaken Taymagambetov) and Botai culture (Viktor Zaibert) early domestication of horses and technology development "kumys" directly related to early housing designs yurt botaytsev «Yurt-oshaq». For many centuries, "yurt-nomad's yurt» constantly improved and became the subject of unique values, both spiritual and material culture protokazahskih and steppe peoples (Aryans, the Huns, the Saka-Scythian and ancient Turkic tribes). Thus, the unique intangible values and age-old phenomenon associativity spiritual and material culture of nomads and indigenous ethnic groups of the world, as well as the value of geoarchaeological and recreational travel practicality of ancient dwellings have become the main object of scientific topics of our study [1].
Primitive man lived in caves in the equatorial areas of Africa, China, India and elsewhere. They laid the foundation designs temporary housing for protection from natural disasters and abnormal phenomena, climatic contrasts, wild animals, for shelter and rest. Through many years due to lack of food, many tribes were forced to leave the cave in search of food. The most favorable place they chose savanna, prairie fields, marshes, forest-steppe zones, floodplains, rivers and lakes. The remoteness of their chosen area of the cave was the motivation for the construction of temporary housing. Elements of the construction of temporary housing or shelter became part of the broken trees, dead branches, bushes, stems and dry hay.
The favorable climate, availability of natural products and wastes of animal and bird has long promoted a fairly stable period of development of primitive people on the planet. About a million years ago, tectonic and other natural disasters (volcanoes, seismic tremors, cosmic and astrological phenomena) changed the landscape and topography of the land. A new era of global relocation of many tribes in search wild territories. According to the forecasts of researchers (Alkey Margulan, Michael Balter, Robin Bendrey, Lloyd Kahn, Gremillion David, Elena Rubtchova, Viktor Zaibert), during the mass migration of people learned about the mysteries and phenomena of nature. Thus, in the minds of primitive men to provide a picture of the environment. Many of them have learned to navigate the terrain, to distinguish the reliefs, rivers, valleys, sounds and voices of wild animals and birds, the abnormal phenomena of nature [18].
According to research materials (Alkey Margulan, Robin Bendrey, Zhaken Taimagambetov) 27,000 years ago on the territory of Kazakh High land gets into the settlement of many tribes. In the process of global migration in search of food and favorable habitat for many tribes have come a long evolutionary path that originates from the continents of the equatorial belt of the planet. During migration, they lived in caves, the bones of wild animals and the long branches were building temporary homes. The surface of the shelter was covered with dry grasses and wild animal skins. The very first shelter from heat, cold and rain were broken off long branches of trees and shrubs. The first houses were oval circles, where the lower part of the branches (uyq) attached to the grass. The upper parts of the branches folded crusts cut off from the trunks of trees fresh. Sometimes, instead of branches to use long fangs mammoths. On the floor made the dry branches and hay vegetation. Needless dwelling covered with skins of wild animals, lush fern branches.
The territory of Kazakh High land became the northernmost point and the epicenter of the Global domestication in the world. According to the eminent scholars, (Alan K. Outram, Viktor Zaibert, Elena Rubthsova) huge plains, temperate climate, the presence of different species of animals and birds, rich flora and fauna and the unique natural landscape served as a prerequisite for the development and establishment, for the first time in the world, the global domestication of wild animals and birds. The process of domestication of wild animals originated from the domestication of wild horses. Kazakh High land became the northernmost point of the population of ancient people. Archaeological finds have been found near the river basin Ertis (East Kazakhstan) and in the settlement Botai (Noth Kazakhstan), confirmed the presence of the first construction of dwellings in Rann breeders. Residence early breeders has been adapted to local environmental conditions. To the most important discovery belongs breeders use felt instead of skins and the presence of a stone fireplace (stove).
According to the archeologist Zhaken Taymagambetova ancient people lived in the mountain valleys of the Altai mountain range and in the oasis of the Ertis River Basin. The excavations of ancient sites (East Kazakhstan, Shulbinsk) were found traces of stone fireplace (stove) and housing (25 thousand years old) who have similar shapes with Tippy (Tippe) - North American Eskimos and plagues Siberian Yakuts (Chumm). The presence of large rivers, steppe and mountain scenery, mild climate, unique flora and fauna were the prerequisite for colonization of the ancient tribes for centuries. By secret signs and qualifications of intentions of nature, the starry sky and the movement of the wind, they noticed (forecast) that are located in the center of the optimal circulation of warm and cold air fronts. The very first object of domestication were wild horses. Endurance and grace, devotion and cleanliness, ferocity, speed and charm wild horses attracted people. First contact with the herds of wild horses was made with the help of the national folklore genre «Qambar Ata». Children using adult glorified in songs and poems foal, then used the totemic spells "Hurra, Құrru, Hurry». It is this historical period (period), in our opinion, is of scientific interest, due to the little-studied problem. We believe that this segment of the historical period should be considered in terms of the geochronological evolution of ancient dwellings breeders [27].
In Kazakhstan in the settlement Botai (Cental and North Kazakhstan), scientists have found archeological artifacts that testify to the early domestication of wild horses (domestication in the Eneolithic Botai Culture of Kazakhstan, dating to about 3500B.CE, www.reading.ac uk / archaeol). This is evidenced by some of the materials, which are fixed at the bases of the global scientific and technical information www.sciencemag.org (The Earliest Horse Harnessing and Milking. Alan K. Outram, Natalie A. Stear, Robin Bendrey, Sandra Olsen, Alexei Kasparov, Victor Zaibert, Nick Thorpe, Richard P. Evershed) [3].
Noting the importance of research resources and scientific works of the above authors, we put forward a theory about protoeneolitic culture (classical mythology and totemism) early breeders. As a result of active contact with the environment during this period or historical period (25,000 years ago) has been associated with religious and mythological beliefs of the ancient breeders North or the most extreme point of the migration of the ancient tribes chosen deliberately. Great Eurasian steppe zone has been the epicenter of the circulation of atmospheric fronts. The earliest empirical knowledge about nature and wildlife have become important elements of spiritual and mythological consciousness of people. The most important object of attention in persons has become a unique harmony with the natural wildlife nature. Settlers struck vast areas, specific flora and fauna, diversity of climate and terrain features of the natural environment, abundance of wild plants and numerous species of wildlife.
Path to the domestication of wild animals was very long. Speed and beauty of wild horses caused a powerful motivation for a close study of animal behavior. Striving ancient breeders to domestication of wild horses is not limited to only one species of wild animals, often the subject of domestication are mountain goats, rams and other animals.
Many species of wildlife have been the object of mass hunting. Often hunters take home young wild animals. In Kazakh folklore for centuries remained amazing genres of folklore for children on the theme of life and behavior of wild animals. Ancient people believed that the horse as a supernatural being who was sent down from above. Patron of horse appeared mythical messenger «Qambar Ata». Mythological image of the horse was presented as "Pyraқty arғymaқ - Pyraqty argymaq», «Mythical winged horse», which translated means "the mythical winged horse."
On the basis of the text of the folk genre, you can assume that it is in the form of totemism mythological winged horse, was the first object of attention of breeders ancient world. It should be recognized that the first contact with the population of wild horses occurred by natural and harmonious relationship between humans and animals. Proof of this is the unique folklore and poetic improvisation associated with the empirical knowledge of the behavior and psychology of wild animals [12].
This historical period is associated not only with early stage of domestication of wild animals, this period may be a key moment in the evolution and solving the mystery of the origin of the ancient dwelling of the nomads in the world. According to researcher Paul King (2001) the origin of the dwellings of the nomads of Eurasia (for example Mongolian) is the earliest period in the context of domestication. To confirm it offers a model of the design according to the scheme: Buheg (1), Simple walls (2), Tall yurt (3), Low yurt with raised tono (4), Modern ger (5), although he did not have exact data on the stages early domestication of wild horses in Mongolia [12].
We agreed with the idea of Paul King about using the yurt as a primary means of mobile military campaigns (Heredotus, Strabon) during the Scythian people. We are interested in the evolution geohrologicheskaya dwellings exact theory of protoeneoliticheskoy culture (classical mythology and totemism) early breeders. Depth study of the historical period (25,000 years ago) may modify the hypothesis of religious and mythological representations of the ancient nomads and their relationship with the environment. To interpret this fact should carefully examine all archaeological materials associated with the genesis of nomadic dwelling. In search of information, we have developed a special portal for the collection of materials on the origin of ancient dwellings breeders. On the basis of the materials collected, we took the initiative to hold a conference on the Internet «Kazakh Hihg Land the native land of nomads yurt in the world». In the process of organization, we have been in contact with the global centers of scientific and technical information «Global science information and technical resourse» such as:http://www.123rf.com/photo_12068371_traditional-housing-from-the-bark-of-the-indigenous-populations-of-asia-and-america.html, hearthworks.co.uk www.blueridgeyurts.com amazon.com m other sources, which were described in detail the genesis and origin of the dwellings of the nomads in the world.
On the basis of data from the American media portal «Native American- Turanian Brotherhood: FIRST NATIONS First» were published interesting material, where each member of the project could write an opinion. In a number of material elements dwellings repeating some details nomadic dwelling and construction of a yurt, which have been described in the research work «Evolution of the ger, Paul King 2001», www.woodlandyurts.co.uk ], [13]. Similar material was submitted to the Russian website, which states the historical and evolutionary stages of formation and development of the dwellings of the ancient nomads. [15]
On the basis of research resources can be stated that this model represents the elements of the Andronovo culture. Although the scientific material in this area is sufficient knowledge, but above historical period it is not provided. According to scientists, total domestication of wild animals in historical periods Andronovo culture is detected [15]. Western architects Le Corbusier, Mies van der Rohe, Antonio Gaudi praised the art of nomadic culture. Based on these considerations, we should describe in detail the basic design elements of classical Kazakh yurt. Item Descriptions Kazakh yurt coincide with research materials that are placed and academician Alkey Margulan. Based on the research work of scientists and enthusiasts of this material is some of the details of the Kazakh yurt.
The main element of the yurt is «Yurt syiek» - bone yurt. There enter «Kerege» - deryavyannye oblique lattice (1), «Uyq» - long bent sticks resembling the rays of the sun (2) main holy thing yurt «Shanyrak», resembling the roof of the world (3), and a wooden door «Esik» [16 ].
«Kerege» resembles a cell of the human body, is indisputable element binding life and human activities with the environment. Place each bundle «Kerege» called «Zheli» (1). If it is long, it is called «Eris», if not the longest - «Balashyq», a short called «Saganaq». The word «Shanyrak» has for Kazakh philosophical significance. This is the boundary of man's connection with the cosmos. Depends on it all: the structure and reliability of the architectural complex of the yurt, which is able to withstand up to 2 tons of snow. It is made of strong wood «Aq-kaiyn» (white birch) and «Sambi tal», which grow near rivers. Bent sticks «Kuldreuish» consist of 3 - 8 branches (2).
«Aq-kaiyn» (white birch) and «Sambi tal», small shrub tree, and other materials necessary for the manufacture of a yurt possess useful chemical property, since they absorb solar energy, water and soil. Centuries of experience nomads proved that the production of parts of the yurt from the tree is a useful and the best option. Rounded white birch «Togyn» (1) with recesses similar to the human eye «Kozi» (4) is of particular importance. Wooden bunch «Beriktik» (3) - a real support for the «Shanyrak». «Uyq» - long bent sticks resembling the sun's rays are a form prisognutuyu «Dogalay» (1) with small cords treated skins of sheep and cows «Uyqbau» (5) and extreme bending arm sticks «Uyq iygy» (2). Distance between «Uyq» and «Shanyrak» called «Kary» (3), and the sharp end of the stick, which is fastened on the «Shanyrak», is called «Qalam».
Tree yurt «Esik» or «Sykyrlauyq» has a front portion «Mandaisha» (1), wooden rack «Bosaga», the lower part of «Zhaktau» (4) and poddvernik «Tabaldyryk» (5).
The word «Tabaldyryk» has a magical and philosophical values. Since ancient times, preserved folk traditions, knowledge of the nature and meaning of human habitat. Until now instructive forbidden words "Do not tread on poddvernik", which translates as «Tabalduryqty baspa». «Tabaldyryk» - as the subject enters the world of the triad - Heaven, Earth and Man.
Quite an interesting scientific approach to design research and presented a yurt show pleasing www.facebook.com where all the dwellings of ancient date breeders (nomads yurt) described by the logical structure [13].
Note that the authors of this project was able to uncover some of the design features of the ancient dwellings breeders (nomads yurt), using a variety of material and research capacity gained through the scientific works of scientists. Some materials (Helena Rubtcova, Paul King, Becky-Kemery, Lloyd Kahn, Heda Jindrak) provide substantial preconditions for early construction of dwelling nomads of the Eurasian steppes, on the basis of archaeological materials of the northern Siberian peoples (Northern indigenous peoples of Russia, such as the Chukchi and Siberian Yupik), with the title «Chukchi yarangas» or on the specifics of climate and to get a specific name «The Chaplino Eskimos» (G.Dinets 2006) [17].
Kazakhstan, as the birthplace of yurts of nomads and indigenous ethnic groups of the world, to become the flagship of the research resource. Yurt as unique design, is inextricably linked with associative components components: national cuisine Ethnomusical instruments, traditional costumes and ornaments, jewelery and applied arts, dining and armor, traditions and customs, oral traditions that accompany the whole process of the project. Consider it appropriate to advance the project in society, using centuries-old experience and ethno-cultural heritage of the nomadic ethnic groups of the world (Kazakhs, Kyrgyz, Mongols, Uzbeks, Kalmyks, Turkmen, Afghan, American Indian, African tribes, Eskimos, etc.) and as an effective solution to the problem "greening of society ", with a view to making a decent contribution to the implementation of a global program of" green technology "and the development of the tourist industry in Kazakhstan.
Due to the above we have defined the priorities at this project. The main ones are:

- Research, design and technological activities on the reconstruction of tourist-geoarchaeological complex "Museum of the ancient dwellings of nomads and indigenous ethnic groups of the world";
- On the basis of empirical research material and folk (non-traditional) knowledge of the environment to develop a model of yurts of nomads and indigenous ethnic groups of the world, as the phenomenon of ethnic and cultural, tourist and recreational facility geoarchaeological and effective tool for energy-saving technology in the world tourism industry;
- Design a modern system of the tourism product, based on classical architectural design yurts of nomads and indigenous ethnic groups of the world (kazakh, mongol, kyrgyz, yakyt, iran, turkmen, escimos, indigenous, kalmyk, palloza, Russian izba);
- Place (classic design, construction, reconstruction) yurt camp (district) in the World Exhibition "EXPO 2017 Astana Kazakhstan», in the major cities and tourist centers;
- To create a museum of the history of the world yurts of nomads «The Museum yurt of nomad's in the world» (draft attached), hold an international symposium on "Kazakh steppe - the birthplace of yurts of nomads and indigenous ethnic groups of the world";
- To issue electronic, scientific and educational tools for students;
- Create a Public Council (associations, induvidualnyh entrepreneurs, research and design associations), for the implementation of the tasks;
- To build a yurt and housing construction indigenous peoples of the world, the development and production of crafts and pottery, rugs and felted materials, household items, food, jewelery and applied arts ethnic peace in the territory of the World Trade «EXPO 2017 Astana Kazakhstan».
- Approval of the work plan of the project on "Research and Technological Design work on the reconstruction of tourist-geoarchaeological complex" Museum of the ancient dwellings of nomads and indigenous ethnic groups of the world ", dedicated to the World Exhibition« EXPO 2017 Astana Kazakhstan »»;
- The collection of materials, design sketch (layout) and the creation of a museum of history yurts of nomads and indigenous ethnic groups of the world «The Museum yurt of nomad's in the world»;
- Holding an international symposium "The Kazakh steppe - the birthplace of yurts of nomads and indigenous ethnic groups of the world";
- The creation of the Public Council (associations, induvidualnyh entrepreneurs, research and design associations), for the implementation of the tasks.
- Start of construction and housing designs yurt of nomads and indigenous peoples of the world;
- The opening of the centers of crafts and pottery, rugs and felted materials, household items, food, jewelery and applied arts ethnic peace in the territory of the World Trade «EXPO 2017 Astana Kazakhstan»;
- Electronic, scientific and teaching aids for students.
- Completion of the construction and housing designs yurt of nomads and indigenous peoples of the world;
- The development and production of crafts and pottery, rugs and felted materials, household items, food, jewelery and applied arts ethnic peace in the territory of the World Trade «EXPO 2017 Astana Kazakhstan»;
- Conducting international scientific conferences and symposia;
- A progress report.

Used literature and Internet sources.

1.Alan K., Outram,,Natalie A., Stear,, Robin Bendrey.,Sandra Olsen.,Alexei Kasparov.,Victor Zaibert., Nick Thorpe., Richard P. Evershed. The Earliest Horse Harnessing and Milking www.reading.ac.uk 2.S.S. Kalieva., V.N. Logvin. On the Origins of Nomadism in the Asian Steppes
Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia, Volume 39, Issue 3, September 2011, Pages 85–93 www.sciencedirect.com 3.Robin Bendrey. Identification of metal residues associated with bit-use on prehistoric horse teeth by scanning electron microscopy with energy dispersive X-ray microanalysis. Journal of Archaeological Science.Volume 38, Issue 11, November 2011, Pages 2989–2994, www.sciencedirect.com
4.Oliver., James A. (2006, 2007 (Revised)). The Bering Strait Crossing. Information Architects. ISBN 0-9546995-6-4.
5.Beck, Roger B.; Linda Black., Larry S. Krieger., Phillip C., Naylor, Dahia Ibo Shabaka, (1999). World History: Patterns of Interaction. Evanston, IL: McDougal Littell. ISBN 0-395-87274-X.
6.Stuckey,, M., & J. Murphy. 2001. By Any Other Name: Rhetorical Colonialism in North America. American Indian Culture, Research Journal 25(4): 73–98, p. 80.
7.Goebel,, Ted; Waters, Michael R.; O'Rourke, Dennis H. (2008). "The Late Pleistocene dispersal of modern humans in the Americas" . Science 319 (5869): 1497–1502.
8. Michael Balter (October 2013). "Ancient DNA Links Native Americans With Europe". Science 342(6157):409–410. doi:10.1126/science.342.6157.409 .
9. Gremillion, David H. (2008). Archaeolog: Pre Siberian Human Migration to America: Possible validation by HTLV-1 mutation analysis. doi:10.1371/journal.pgen.1000078
10. "The exploitation of horses at Botai, Kazakhstan".In Levine, Marsha; Renfrew, Colin; Boyle, Katie.Prehistoric Steppe Adaptation and the Horse. Cambridge: McDonald Institute. pp. 83–104. ISBN 1-902937-09-0.
11. en.wikipedia.org 12. Evolution of the ger © Paul King 2001. www.woodlandyurts.co.uk
13. Native American- Turanian Brotherhood: FIRST NATIONS First. www.facebook.com 14. www.tatforum.info 15. Краткая история скифов ( Т. М. Кузнецова). Геродот. История (фрагменты) Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т.М. Кузнецовой. М., 1992, с. 3-14. ec-dejavu.ru
16. www.bal-turan.kz 17. Rubtcova E.http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Yurt
18. Курсабаев М.К., Мазбаев О.Б., Аяпбекова А.Е., Баймолдаева А.Т., Айтжанова А.Е. Музей истории номадов мира – объект международного туризма и краеведения. Материалы Международной научно-практической конференции «Тенденции, проблемы, преспективы идустриально-инновационного и устойчивого развития туризма», Астана, 26 сентября 2013 года. С.: 42-48
19. Курсабаев М.К., Аяпбекова А.Е., Габдуллина М.Х. Индустрия туризма: поиск, мотивации, проблемы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Валихановские чтения-17». – Кокшетау, 24-26 апреля 2013., 220 стр., Т.10, С.: 165-169.
20. Muhamedrahim Kursabaev, Alyia Auapbekova, Ordenbek Mazbayev. Kazakh yurt us object green technologies. «European Researcher» is international multidisciplinary bilingual scientific journal. It was established to encourage dialogue among European researchers. ISSN 2219-8229. E-ISSN 2224-0136, www.erjournal.ru
21. The ancient history of Kazakh (Nomads) yurt (M.Kursabaev). www.slideshare.net
22. KAZAKH YURT AS OBJECT OF GEOARCHOLOGICAL HERITAGE AND “GREEN TECHOLOGY” Professor Muhamedrahim Kursabaev, kursabaev.blogspot.com
23. Muhamedrahim Kursabaev.Kazakh yurt as object of green technology. www.group-global.org
24. Horsemens dwelling (pronomads yurt) Muhamedrahim Kursabaev. my.brainshark.com
25. Kazakh yurt history (M.Kursabaev). http://www.globethics.net/web/11967161/~/13227565/my-blog
26. Muhamedrahim Kursabaev, Alyia Auapbekova, Maira Gabdullina, Ordenbek Mazbayev, A.Aitzhanova. The Kazakh High Land (Steppe) – the native land of felt dwellings Nomad of the world. yvision.kz
27. Геоархеологическо-туристический потенциал жилища номадов и коренных народов мира. www.slideshare.net
28. Геоархеологическо-туристический потенциал конструкции жилищ номадов мира. http://www.globethics.net/web/11967161/~/13227565/my-blog?p_p_auth=2lA6BG6m&


Shpak
0
0
Основной элемент юрты это «Yurt syiek» - кость юрты. Туда входят «Kerege» - косые дерявянные решетки (1), «Uyq» - длинные согнутые палки, напоминающие лучи солнца (2) главный святой предмет юрты «Shanyrak», напоминающий крышу мира (3), и деревянная дверь «Esik» [16].
=

Если юрта изобретение протоказахов, то почему названия элементов юрты на джунгарском языке? Джунгары это протоказахи?
У Исфахани есть описание жизни казахов, он упоминает о кумысе, но упоминания о юртах нет. Кроме того, он утверждает, что казахи кочевали на арбах, на которых было смонтировано их жилище...

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 32258
  • 194
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 15252
  • 3
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 16521
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 12109
  • 3
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11831
  • 59
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 8283
  • 57
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7617
  • 87
Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

На своей итоговой пресс-конференции в понедельник уходящий кыргызский президент говорил не об итогах своей деятельности, а о «плохом» Казахстане.
openqazaqstan
вчера / 18:36
«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

Жизнь в Алматы не всегда сладкая, как сахарная вата и мультики субботним утром. В этой ироничной статье автор блога «Almaty — My First Love» расскажет о семи причинах не любить Алматы.
AlmatyMyLove
20 нояб. 2017 / 13:12
  • 2459
  • 70