Трудности с казахским языком

5488
45
0
11

Попытка взглянуть на проблемы, связанные с изучением казахского языка глазами русскоязычного человека на основе длительного изучения вопроса и общения с последними. Все ли согласны?

Introduction

Всю вторую половину прошлого года, как вы можете помнить, дорогие друзья, я готовил передачу «Men qazaqpyn» и в процессе работы узнал многое от участников проекта. Мне, как человеку, который владеет казахским языком, многие вопросы, с которыми сталкиваются граждане на пути к изучению языка, оставались непонятными. Я стараюсь внести свой посильный вклад в развитие языка в нашей стране, помочь желающим изучить его, и было бы неуместно с моей стороны, не обладая представлением и не смотря на проблему глазами русскоязычного человека, просто огульно требовать с других обязательного знания языка, усугубляя ситуацию словами "ты должен знать язык". Здесь нужен более гибкий подход. Как показывают обсуждения в интернете, обязывающий подход разобщает людей, я же всегда считал и считаю, что казахский язык, как и любой другой, это язык, который должен сближать. И в этой связи прошлогодний мой проект был не просто призван помочь желающим изучить казахский, но также и позволить мне лучше понять чаяния и проблемы русскоязычных моих сограждан.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются русскоязычные люди на пути к изучению казахского языка

У меня сложилось представление (можете подправить, если не так или же дополнить), что в силу того, что государству до сих пор не удалось выстроить эффективный механизм обучения казахскому языку, большинство желающих сталкивается с проблемами в изучении на разных этапах жизни. Попробуем рассмотреть эти проблемы, разделив этапы на образовательный и взрослый.

Образовательный этап:

1) в детских садах: один из участников проекта полагает, что в любом детском садике, что на юге, что на севере страны, можно увидеть, что воспитатели вместо того, что интегрировать и научить детей, просто садят отдельно русскоговорящих и казахоговорящих;

2) в школах с русским языком преподавания: отсутствие нормального обучения казахскому языку. Из 25 гостей передачи лишь один признался, что школьной программы было достаточно для того, чтобы он мог овладеть казахским языком. И то с оговоркой, что он был единственный такой в классе. Но этот пример скорее исключение, нежели правило. В основном, остальным везет гораздо меньше и они ограничиваются заучиванием стихотворений казахских поэтов на протяжении всех школьных лет;

3) в университетах: опять же все начинается со школьной программы, хотя по логике должно следовать продолжение. Кроме того, часто отмечают дефицит качественных учебников. С этим трудно не согласиться, литературы на казахском языке немного, но надо признать, что год от года ее количество растет. Скромно хочу отметить, что со своей стороны также постарался внести вклад в это дело, два года назад написав научную монографию на казахском языке.

Взрослый этап:

4) различные психологические моменты (осуждение неправильного произношения слов, высмеивание недостаточного уровня владения языком, что может привести к потере интереса и желание говорить на нем);

5) проблемы в делопроизводстве (сложности в терминологии, неверные переводы, сложные для понимания);

6) отсутствие языковой среды (кстати, меньше всего отмечалось);

7) поиск мотивации;

8) отсутствие бюджетных и эффективных курсов казахского языка: бесплатные курсы неэффективны, дорогие (например, Тілдарын) помпезные, но опять же неэффективные;

9) отсутствие интересной, эффективной и главное универсальной методологии.

Трудности, разумеется, существуют. Тем не менее, несмотря на то, что государству пока еще не удалось создать действенный механизм, в последние годы растет актуальность изучения казахского языка среди населения. Я сужу так, поскольку проект «Men qazaqpyn» хоть и был завершен в декабре прошлого года, но до сих пор многие люди обращаются ко мне в социальных сетях с различными вопросами, связанными с изучением казахского языка. По мере возможности я стараюсь подсказывать им советы, оказывать помощь.

Я обратился к автору одного из самых эффективных методических пособий по изучению казахского языка Канату Тасибекову (его книгу "Ситуативный казахский" я встречал в библиотеках и языковых центрах многих городов нашей страны), чтобы лучше понять проблемы, с которыми сталкивается человек в процессе изучения казахского языка. "Я считаю, что взрослым людям язык должен преподаваться иначе чем в детском саду, школе и даже универе. Об этом я и пишу свои книги (скоро выйдет вторая книга - "Диалоги"). Проблемы - их очень много, основная отсутствие эффективной отработанной методики. Вторая большая проблема - то, что язык отстал от времени (по известным причинам), а нынешние филологи ничего не делают для модернизации его".

Выше уже отмечал, что метод давления на человека со словами "ты должен знать язык", я не считаю эффективным. Однако Канат считает, что казахи, не владеющие родным, именно должны его знать: "Самое главное - сами казахи, которые не знают родного языка, должны, именно должны (хотя и много найдется таких, которые скажут, что они никому ничего не должны) учить язык. Не надо говорить про стимулы, надо вспомнить слово намыс!"

Соглашусь с тем, что слово намыс - самый лучший и эффективный мотиватор, который ведет человека к результату, но получается интересная ситуация - нужно опять же владеть казахским языком, чтобы полноценно прочувствовать все содержимое этого понятия.

Давайте тему продолжим в комментариях. Мне лично интересно и для меня полезно знать, с какими трудностями сталкиваетесь именно вы?

Иллюстрация Глеба Пономарева

Оцените пост

11

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему