место в рейтинге
  • 1579133
  • 3618
  • 171
Нравится блог?
Подписывайтесь!

О новой народной комедии «Кемпiр». Интервью с Ермеком Турсуновым

Ермек Турсунов является не только одним из самых талантливых режиссеров Казахстана, но и активным публицистом, беспощадно вскрывающим язвы общества. Сейчас Ермек готовится представить в прокате свою третью картину - народную комедию - “Кемпiр”. Мне давно хотелось пообщаться с ним. Перед премьерой картины такой случай представился.

В ходе интервью Ермек Турсунов рассказал мне почему он решил снять комедию, как относится к кинотворчеству поп-звезд и недавней девальвации.

(в материале использованы фотографии со съемочной площадки фильма “Кемпiр”)

Я уже четыре месяца жду выхода вашего нового фильма. Им должна была стать завершающая часть вашей трилогии - “Кенже”. А почему вдруг вы решили выпустить комедию - “Кемпiр”?

- Я сам думал, что “Кенже” будем выпускать в прокат раньше, но у нас возникли проблемы с финансированием. Производство было остановлено на стадии пост-продакшна. Кстати, с этой недели оно расконсервировалось. “Кенже” - большая по географии и объему работы картина. Хорошо, если к осени она выйдет на экраны. Пока мы стояли, решили не тратить время впустую. Поступило предложение снять комедию. У нас собралась хорошая команда. Оператор Юрий Райский - большой мастер, он работал над такими фильмами, как “Формула любви”, “Орда”, сериалом “Бригада”. Актерская команда тоже достаточно сильная: Газиза Абдинабиева, Кадырбек Демесин, Асанали Ашимов, мой талисман - Ерболат Тогузаков . Сюжет был забавным - легкая комедия без юмора ниже пояса. Съемка проходила весело. Повезло с погодой. Было много натурных съемок, и погода почти не подводила. Картину сняли за 12 дней, но готовились к ней долго. Фильм снимали на казахском языке, а затем уже озвучили его по-русски.

Первые ваши картины – «Келiн», «Шал» можно отнести к жанру драмы. Это были философские притчи. В «Кенже», как я понял, должно быть больше экшена и элементы боевика, «Кемпир» - комедия? Почему вы решили перейти к более легким и популярным у массового зрителя жанрам?

- Я изначально ставил перед собой задачу поработать в разных жанрах. Когда ты хочешь что-то сказать, ты не можешь все время говорить в одном тоне. С улыбкой можно говорить и о серьезных вещах. Комедия - это не только смех ради смеха. К тому же качество сегодняшнего смеха лично меня не устраивает. Жанр комедии очень сильно потерял. Мы воспитывались на юморе Райкина, Жванецкого. А есть юмор не потребного уровня - петросяновский. Сама природа смеха очень деформировалась. В ситкомах тебе указывают, где нужно смеяться. Этот юмор напоминает мне выдавливание чирия.

Мне не нравится наше попугайничанье. Когда в России появился Comedy Club, через какое-то время подобное шоу появилось и у нас, если популярной становится программа “Наша Russia”, то у нас обязательно должна появится «Наша Казаша». У многих народов есть национальный юмор: грузинский, еврейский. Они умеют над собой смеяться. Казахи тоже когда-то умели это делать. Смех - это признак здоровья. Сейчас мы слишком серьезно к себе относимся, не допускаем шуток. А ведь это ущербность. С комплексами надо бороться, и я не назойливо предлагаю посмеяться над собой. А тут еще начался рост социального напряжения: девальвации, инфляции. Народ подавлен, и мне кажется, что эта комедия очень вовремя появляется. Под нее даже жанр придумали - народная комедия. Ну пускай будет так. Наверное, потому, что действие происходит на селе. В отношении контекста можно сказать, что в чем-то это повторение фильма “Любовь и голуби” по-казахски. Это мое представление о смехе. Попытка объединить всех. Там есть город и деревня, старики и молодые. Надеюсь каждый найдет в ней что-то для себя. По крайне мере на предварительных показах люди восприняли ее тепло.

Я слышал, что в вашем новом фильме, помимо известных и любимых нами актеров, снимутся не менее заметные личности – олигархи и банкиры. Является ли это элементом некого стеба или это просто ваши знакомые и друзья, которых вы хотели пригласить в картину?

- Это чистый стеб. Я хочу показать, что олигархи тоже люди. Над ними тоже можно смеяться. На самом деле я им благодарен, они смелые люди. Я обращался и к другим представителям бизнес элит из числа своих знакомых, но их самолюбие не дало сняться им в такой роли. Для этих людей, если уж играть, то играть Стива Джобса, а не продавца в секс-шопе. Если они смогли переступить через это, то значит они обладают самоиронией. К примеру банкир Жомарт Ертаев поет арию Мефистофеля “Люди гибнут за металл”. Кроме того, многие мои друзья имеют киношную внешность, так почему бы этим не воспользоваться?

Почему в названии всех ваших фильмов повторяется тема казахской семьи? Семья имеет большое значение лично для вас или это некий творческий подтекст?

- Я люблю односложные названия, отражающие суть картины. Мысль максимально суженная в одну точку. Что касается общей темы, мне кажется, ее выбор был естественным, ведь я делаю то, что хорошо знаю. Описывать родное всегда легче, меньше вероятность, что ты соврешь. В каком-то смысле все мы - одна большая семья. Моя “семья” состоит из разных ячеек. Трилогия - это три шага нашего развития. “Келiн” - это прошлое, “Шал” - настоящее, “Кенже” - моя попытка заглянуть в будущее. Даже в географии картин отражена эволюция этноса. В первом фильме действие происходит в горах, на Алтае, откуда мы все вышли. Во втором - драма разворачивается в степи. В “Кенже” главная локация - город. Три жанра: притча, драма и экшн. Но не просто экнш. В “Кенже” я пытаюсь выйти за рамки жанра. В мировом кино были такие удачные примеры, как “Крестный отец” и “Однажды в Америке”. В основу моего фильма заложена библейская история о противостоянии двух братьев.

В последнее время у нас появился тренд на фильмы, в создании которых участвуют не кинематографисты, а действующие или бывшие представители поп-сцены: певцы и продюсеры. Одновременно с вашей картиной выходит один из таких фильмов. Как вы относитесь к этому? Знаю, что вы достаточно негативно оцениваете уровень нашей современной музыкальной культуры?

- Обычно я не даю оценку работе своих коллег, но они мне не коллеги. Я же не выхожу петь. Я не ввожу в заблуждение своего зрителя, не держу его за быдло. Когда мерилом фильма становится касса, то это очень однобокий взгляд на вещи. У них это единственный взгляд.

Есть кино в изначальном понимании искусства, а есть все остальное. К этим вещам нельзя относиться серьезно. Я не расцениваю их как конкурентов, потому, что там бороться не с чем. Но это очень вредное явление, оно ведет к деградации вкуса и подменяет понятия. Дело художника - просвещать, поднимать с колен. А здесь наоборот - опускаются до их уровня. Чтобы разговаривать с бандерлогами на их языке, не нужно много ума, опыта, образования.

Я к этим вещам очень ревностно отношусь. Это не кино. Оно может пользоваться успехом, спекулировать на общем невежестве и зарабатывать на этом дивиденды. Но всегда остается за пределами критики.

 

 

Возвращаясь к теме жанров казахстанского кино. У нас сейчас снимается достаточно много фильмов, их количество растет, но как мне кажется, есть дефицит хорошего исторического кино. При этом интерес к истории большой, но не охвачены целые пласты, эпохи, множество личностей. Есть ограниченность тем, снимают в основном о борьбе с джунгарами. Не хотелось бы вам восполнить этот дефицит? Какие исторически картины было бы интересно снять? Есть ли в планах экранизация романа о султане Бейбарсе?

- На меня уже джунгар точно не осталось (смеется), всех перебили. Историческое кино - жанр очень дорогостоящий. Мы с Сергеем Бодровым полтора года пытались запустить фильм о Бейбарсе - “Мамлюк”. Объездили все арабские страны. Затратили около 200 тысяч долларов на сбор материала. Но в 2009 грянул кризис и работу пришлось свернуть. Второй раз к этой теме вернулись вместе с Тимуром Бекмамбетовым. Но тогда просто не сложилось. Проект еще живой, но для его реализации нужен большой бюджет - 40 миллионов. Сейчас у нас таких денег не найдешь.

Вообще, мне кажется, что исторический жанр в каком-то смысле себя изжил. Американцы все испортили, задав определенные лекала и шаблоны, которые уже успели приесться. Китайцы, европейцы - все просто копируют их. Когда на экраны выходили “Гладиатор” и “Троя” это было интересно, но сейчас эти фильмы стали предсказуемыми. А я не люблю повторяться. Нужно придумывать свои ходы.

А с каким историческим персонажем вам хотелось бы пообщаться лично, и что вы бы у него спросили?

Наверное, с Чингисханом. Хотелось бы попросить его оставить свитки, где было бы конкретно написано, что он не казах. Или наоборот. Тогда возможно наша интеллигенция отвлечется от этой темы и начнет спорить о более важных вещах.

Не могу не спросить про ваши открытые письма, которые имели большую популярность и много читателей, широко цитировались. Почему вы решили их написать? Ожидали ли такой реакции на них?

- Я ничего не делаю по заказу, я просто решил написать то, что думаю про эту долбанную девальвацию. Это как бы не мое дело - лезть в устройство государства, но я не мог остаться в стороне. Если правительство подбрасывает такую тему, то почему бы на нее не откликнуться. Куда бы я не приходил, все говорили об этом, от стариков до студентов. Я чувствую, что всех такая ситуация уже достала, а это очень опасно, учитывая, что сейчас творится на Украине. На самом деле, это был настоящий тупизм… Этот Келимбетов… Мне звонили из Астаны и говорили, что может быть я выбрал не тот момент для публикаций. Я ответил, что это они выбрали не удачное время для девальвации. Уберите его из телевизора! Спрячьте его на полтора - два месяца! Но нет же, он выходит и улыбается. Еще говорит, что радуется своей популярности. Честно говоря, такого **** я давно не видел. Вроде каждый день наблюдаем за ними по “Хабару”, там их целый парад и все же...

А вас обрадовал столь широкий отклик читателей?

- А чему тут радоваться? Обычная правда вызвала столь широкий резонанс. Это же кошмар! Я говорю им, что вас отымели, а они аплодируют. Мне звонило много известных и заметных личностей. Говорили, что внутренне поддерживают меня, но открыто никто ничего не сказал. Это только подтверждает предположение, насколько у нас все забитые. В мозге есть орган - гипоталамус. У нас он атрофировался. Люди разучились думать. Своим творчеством я пытаюсь его оживить.

Тон ваших двух писем показался мне достаточно пессимистичным. С одной стороны, вы говорите о том, что нам нужно самосовершенствоваться, а с другой - о факторах, мешающих этому. Говорите о том, что нужно наладить диалог с государством и сразу же пишите, почему такой диалог невозможен. Почему так?

- В нашем мире мало цивилизации. То, что мы ходим в брендовых вещах и ездим в дорогих автомобилях, еще не признак цивилизации. Мы ничего не производим. Все, что окружает нас: вещи, техника, продукты - все не наше. Поэтому нам не нужно выделываться, кого-то из себя строить. В этом мой пессимизм. Я пытаюсь достучаться до людей и сказать, что если мы не изменимся, то все так и останется. Нельзя полагаться и сетовать только на государство. Чем выше будет уровень населения, тем лучше будет государство. Я жил в США. Там любой бомж сознательно делает свой выбор и участвует в голосованиях…

А если бы вам предложили стать тем проводником информации от низов к верхам, войти в какой-нибудь общественный совет, вы согласились бы на это?

- Нет. Я избегаю коллективных писем, творческих союзов. Я не вижу ни одного здравого начала. Все эти организации инициированы какими-то указами. Мне не с кем выходить на дискуссию. Другое дело, что есть определенный круг людей, мнению которых я доверяю, но многие из них уже постарели или просто устали. Старая генерация уже ушла, а новая еще не появилась. Если такие люди объявятся, то с удовольствием.

А какие у вас планы на будущую деятельность? Какие картины хотели бы снять или выпустить в прокат? Будете ли выступать в качестве колумниста по острым проблемам, ведь у вас неплохо получается?

- Я не могу с уверенностью говорить о будущих планах, но есть несколько кинематографических проектов. Если получится, то буду и книжки писать. Если говорить о роли колумниста, то все зависит от случая. Если такая тема будет, то возможно, еще вернусь к этому, ведь я человек пера.

Антонов Святослав svant
Корреспондент блог-платформы yvision.kz. Журналист и репортер
13 марта 2014, 12:19
4582

Loading...
Loading...

Комментарии

smerch
0
0
они кстати похожи))
Что за стиль вступления? "Язвы общества" :) Вы батенька советские газеты ночами, что ли почитываете.


Отличное интервью! И Ермека Турсынова я очень уважаю.
Молодец! Лихо Келимбета обматерил!
Сказал то, что думают большинство. Про Келимбетова в точку, человек потерял чувство реальности.
dan_a
0
0
у нас по ходу мы не дождемся нормальных фильмов
Carter
0
0
Я надеюсь, что Ермек Турсунов прочтет мой коммент

*На самом деле я им благодарен, они смелые люди.

Вы тоже смелый человек, вы ведь практически единственный из интеллигенции, "совести народа", высказались насчет девальвации.

* Сама природа смеха очень деформировалась.
Да, к глубочайшему моему сожалению, мы стали походить на Запад, большинству теперь нравится пошлость, сортирно-скабрезный юмор.

* - В нашем мире мало цивилизации. То, что мы ходим в брендовых вещах и ездим в дорогих автомобилях, еще не признак цивилизации. Мы ничего не производим. Все, что окружает нас: вещи, техника, продукты - все не наше. Поэтому нам не нужно выделываться, кого-то из себя строить. В этом мой пессимизм. Я пытаюсь достучаться до людей и сказать, что если мы не изменимся, то все так и останется.

Да, мы туземцы, только у нас китайские Айфоны вместо бус, но роли это не меняет.
Пробалоболился господин Турсунов. Канул в бездну фильм "7 майских дней" или как он еще имел рабочее название "Плюс-Минус". Публика ждала эту картину, а он в свою очередь поступил неуважительно, сорвав куш исключительно за печатную версию тех событий. В общем я в числе тех, кто разочаровался в нём.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Брат или Брак»: отечественный производитель, которого следует поддержать

«Брат или Брак»: отечественный производитель, которого следует поддержать

"Брат или Брак" - фильм о любви и семье. Через призму комедии, мы видим вполне реальных людей и реальные ситуации, которые имели место в нашей жизни.
Washington
24 окт. 2017 / 13:43
  • 2545
  • 25
Так ли скандальна «скандальная» Матильда? Уроки Учителя

Так ли скандальна «скандальная» Матильда? Уроки Учителя

Адско-денежная кинокухня Матильды, скандалы, интриги и естественно моё шокирующее расследование о том, кто и за сколько снимает сегодня историю.
xsilantye
26 окт. 2017 / 14:49
  • 2054
  • 15
«Очень странные дела»: популярный сериал от Netflix возвращается

«Очень странные дела»: популярный сериал от Netflix возвращается

27 октября в преддверии Хэллоуина выходит 2 сезон фантастического шоу Netflix. Никто не ожидал такого успеха от нового сериала с детьми. Разберемся, почему же шоу стало таким популярным?
on_looker
27 окт. 2017 / 14:56
  • 2150
  • 12
«Тор: Рагнарёк». Сын Одина уже не такой серьезный и правильный

«Тор: Рагнарёк». Сын Одина уже не такой серьезный и правильный

Наконец-то, после, то и дело, многочисленных криков, разговоров и обсуждений всеми ожидаемого, очередного Марвелского творения, мы дождались и вроде бы можно выдохнуть.
Lovans
1 нояб. 2017 / 13:54
  • 1632
  • 2
«Тор: Рагнарек» – сказ о том, как мы потеряли Златовласку

«Тор: Рагнарек» – сказ о том, как мы потеряли Златовласку

Многие из нас, обычных зрителей, были в шоке, когда на постерах и в трейлерах нового фильма о приключениях асгардцев мы вдруг лицезрели отсутствие шикарных кудрей у громовержца Тора.
Gulmira-I
8 нояб. 2017 / 14:11
  • 1830
  • 1
«Очень странные дела 2»: Обзор без спойлеров

«Очень странные дела 2»: Обзор без спойлеров

Едва ли не самое долгожданное продолжение прошлогоднего хита наконец-то здесь - в самое подходящее время, в канун Хэллоуина. И можно быть спокойными - волшебство и обаяние сериала никуда не исчезли...
Clair-de-la-Lune
30 окт. 2017 / 10:18
  • 1571
  • 3
«Люмьеры!» – первый и последний фильм в истории кино

«Люмьеры!» – первый и последний фильм в истории кино

На самом деле режиссер сделал даже больше, чем просто антологию по творчеству Люмьеров. В каком-то смысле он, словно перенес нас назад во времени, и вновь открыл для зрителей кино каким его задумали.
Zelig
23 окт. 2017 / 9:05
  • 1815
  • 0
«Убийство в восточном экспрессе» – классика, интригующая до сих пор

«Убийство в восточном экспрессе» – классика, интригующая до сих пор

Лично мне хватило упоминания Уиллема Дефо, Мишель Пфайффер и Джуди Денч, чтобы прервать лицезрение пупка и отправиться в Люмьер Синема. Хотя, по сути, чего можно было ожидать?
MadinaR
8 нояб. 2017 / 23:44
  • 1620
  • 5
«Водитель мисс Дейзи»: Адам Драйвер берет интервью у Дэйзи Ридли

«Водитель мисс Дейзи»: Адам Драйвер берет интервью у Дэйзи Ридли

Перевод интервью, взятого Адамом Драйвером у Дейзи Ридли в преддверии выхода фильмов "Убийство в Восточном экспрессе" и "Звездные войны: Последние джедаи".
Clair-de-la-Lune
5 нояб. 2017 / 16:53
  • 1800
  • 2