Фредерик Стар — «Потерянный светоч»

Асет Нурпеисов 2014 M03 9
3061
34
8
0

Одним из самых запоминающихся впечатлений моей поездки в Вашингтон является встреча с Фредериком Старром. Встреча на круглом столе с очень интригующим названием: "Политика США в отношении...

Школьником я знал все даты французской истории,

но никогда не помнил, что в эту дату случилось.

Саша Гитри


Одним из самых запоминающихся впечатлений моей поездки в Вашингтон, о которой я напишу позднее более обширный пост, но о впечатлении, которое, как вишенку я хочу поставить на вершину торта  и потому публикуемом в первую очередь, явилась встреча с Фредериком Старром (S.Frederick Starr). На самом деле встреча изначальна не была запланирована и не связана с основной целью поездки - участием в Ассамблее Союза парламентариев за ядерное разоружение и нераспространение (PNND) и произошла на круглом столе с очень интригующим названием: Политика США в отношении свободы вероисповедания в Центральной Азии и на Кавказе: это работает? (U.S. policy on Religious freedom in Central Asia and the Caucasus: does it work?). Почему и как она должна тут работать для меня конечно же представлялось не совсем понятным, хотя и в общих чертах я догадывался что к чему, но решил пойти и послушать мнение американской стороны. Тема того как американцы вообще смотрят на мир и на нас это конечно отдельный разговор, но в общих чертах могу сказать что взгляд кардинально другой.

Круглый стол проходил в университете Джона Хопкинса (John Hopkins University) и присутствовали на нем вполне осведомленные профессоры: Knox Thames, Catherine Cosman, Brenda Shaffer и непосредственный герой нашего рассказа Frederick Starr. Руководил процессом и задавал тон беседы именно он. В общем и целом круглый стол не ставит своей целью достижения конкретного результата или резолюции, а собирается для обсуждения темы и определения позиций сторон по ней. Вот и в этот раз было так же. Но стиль проведения круглого Стола Фредериком Старром мне жутко понравился - сразу стало понятно, что этот человек не просто изучал наш регион сидя в кабинете, но и часто бывает в нем, чувствует его течения, что очень важно в предметном и правильном обсуждении такой социологической темы.

Я решил что нужно познакомится с этим человеком и написать про него статью, для чего я взял у него визитку мы с Сашей (мы вместе ходили на круглый стол) договорились встретится с ним завтра. Весь разговор проходил, естественно, на английском и для меня стало полной неожиданностью, когда на встрече Фредерик Старр (у нас принято старших называть по отчеству, но раз уж мы тут в другой словесной традиции будем называть по фамилии, как бы фамильярно это не было), начал разговаривать на чистом русском языке, практически без признаков акцента.

Ну а теперь о содержании беседы, для того чтобы понять в какой форме она происходила, было это так:

Фредерик Старр оказался крайне интересным человеком. Начнем с того что он очень увлекаясь джазом написал книгу о джазе в Советском Союзе, которая иносказательно рассказывала о свободомыслии и политических убеждениях советских людей. Помимо этого в офисе у него стоит два (видимо про запас) велосипеда и внизу дожидается мотоцикл. И это в 74 года!

Только вернувшись в Казахстан и покопавшись как следует в интернете я понял что это действительно популярный и узнаваемый у нас ученый и мне довелось беседовать с одним из самых крупных экспертов в США по нашему региону. "Эксперт Казахстан" назвал его "Патриотом Центральной Азии" и это действительно так.

Во время разговора было затронуто много интересных тем, которые дали мне понять его взгляды на наш регион и его видение будущего. Настроен он очень оптимистично, но это "оптимизм" историка, который мыслит категориями десятилетий. Во время беседы он много рассказывал о своей новой книге над которой работал последние несколько лет - "Lost Enlightenment". Скорее всего с переводом будут разночтения, но мне кажется что самым правильным переводом, близким к содержанию книги будет - "Утраченный светоч", так как в ней рассказывается о расцвете "Центральной Азии". Только, к моему удивлению, в его понятии "Центральная Азия" это не совсем та "Центральная Азия" которая представляется нам, ограниченная зоной влияния сначала Российской Империи, а затем Советского Союза. Центральная Азия воспринимается как регион включающий в себя помимо Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана еще и Афганистан и часть Ирана. Вообще скорее всего это правильно, ведь это взгляд с дальнего расстояния и не с одной и сторон баррикад, но я был выращен на советской историографии и для меня Афганистан всегда был подсознательно иностранным государством на всем протяжении истории. Эта книга конечно же изменила мой взгляд на это.

Основной тезис изложенный в книге - это то что на протяжении шести веков Центральная Азия была центром Евразии не только в географическом, но и в научно-техническом, философском и политическом смысле. То есть была центром силы Евразии. Доказательства этому - то что множество передовых ученых того времени таких Аль-Фараби, Ибн Сина, Аль-Хорезми, Улугбек правителей крупнейших империй - Тамерлан, Хорезмшах Муххамад, Бабур были выходцами из Средней Азии. И это основательно и последовательно изложено в книге. То что большинство из них говорило и творило на арабском языке не делает их арабами, точно так же как не делает англичанами всех американцев или испанцами аргентинцев. Язык - всего лишь протокол, стандарт передачи данных, в том или ином регионе, а вот сами данные, которые создаются - это достояние.

Думаю у данной теории найдется много противников, ведь мы привыкли к тому что центром цивилизации всегда считалась Европа, но в то время Европа была еще довольно отстала во всех смыслах и многое из того что появилось в ней в эпоху ренессанса пришло туда из Азии. Скажем проще - крестовые походы обогатили Европу гораздо больше, чем это может казаться на первый взгляд. И только после открытия Нового Счета и полученным благодаря этому благам центр окончательно сместился на Запад. И лишь в дальнейшем Центральная Азия стала частью Большой Игры, что сделало её задворками истории. К счастью на смену оголтелому европоцентризму приходит осознание того что история - распределенный проект и взгляда с одной колокольни на него быть не может.

В начале поста я привел цитату об истории, этой цитатой наш бывший урожденный соотечественник выразил всю суть моего рассказа о том, что факты, которые мы знаем, могут быть частью совершенно разных мозаик истории.

Оцените пост

8

Комментарии

1
Отличный пост! Начиная с XX века появление в исторической науке обширного неевропейского материала изменило привычное представление об истории как едином всемирно-историческом процессе. Существовавшая теория европоцентризма подразумевала, что вся современная культура, а также наука, технология, философия, право и т. д. создана западной цивилизацией, а вклад других народов игнорируется или приуменьшается. Известный философ О. Шпенглер называл концепцию всемирной истории «птолемеевой системой истории», основанной на европоцентризме в понимании иных культур. Немецкий философ критикует тезис, в рамках которого считается, что корни современной западной цивилизации восходят к Древнему Риму или Древней Греции,а период процесс культурной эволюции Средневековья замалчивается. Мартин Бернал, на которого ссылаются Самир Амин и С. Г. Кара-Мурза, убедительно показал, что «эллиномания» восходит к романтизму XIX века, а древние греки мыслили себя принадлежавшими к культурному ареалу древнего Востока.
Этим культурным ареалом, находившимся по предположению немецкого ученого Карла Ясперса в неопределенных «доисторических глубинах Азии», была вполне определенная географическая и этнокультурная область, расположенная в самой сердцевине континента – древняя Ариана или Туран – Центральноевразийская степь.Тысячелетиями, волна за волной, покидали внутриконтинентальную степную Евразию все новые и новые исторические генерации ее обитателей. Завоевывая старые одряхлевшие государства, созданные их кочевыми предшественниками, они давали новый импульс для дальнейшего развития завоеванных ими регионов, тем самым обеспечивая непрерывность мирового общественного прогресса. Тысячелетнее движение из степей привело к тому, что историческое развитие на континенте приобрело отчетливо выраженный моноцентрический характер.

Как следствие, большинство современных народов Евразии являются сложным синтезом древнейшей, преимущественно земледельческой местной основы и ряда последовательных наслоений тюркоязычных завоевателей-ариев, представлявших различные исторические поколения внутриконтинентальных скотоводческих племен. Этнокультурных наслоений, осуществлявшихся многие тысячелетия в форме нашествий из глубинных степных областей Евразии, названных крупнейшим западным ученым Хэлфордом Макиндером «осевым пространством континента».
0
Очень интересно общаться с умными людьми, пусть и опосредованно, благодаря вам, Асет! Спасибо!

(У вас опечатка - пропустили пару букв - "Lost EnlightENment")
0
Спасибо большое, поправил.
0
Спираль истории, цивилизация ведет к упадку, также как и ровно наоборот. Меняется только интерьер и лица.
0
расскажи лучше про американские клубы, а то скучновато как-то)
Показать комментарии