kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
0

4 проблемы e-commerce в Казнете

Я бы хотел обобщить проблемы электронной коммерции в Казахстане и найти пути их решения. Всего таких проблем – четыре. Это - отсутствие доверия, отсутствие адекватного законодательства, проблемы с доставкой, ограниченный доступ в интернет. Кто решает эти проблемы? Теперь обо всем по порядку.

Проблема #1 – Доверие.

Самой важной, на мой взгляд, проблемой электронной коммерции является отсутствие доверия со стороны клиентов к интернет магазинам и онлайн сервисам. Недоверие можно объяснить несколькими факторами: отсутствие узнаваемых и надежных брендов, слабая информированность населения об основных правилах оплаты через интернет, нежелание банков развивать интернет платежи в связи их высокой рискованностью и т.д. В качестве решения подобных проблем, некоторым известным и крупным компаниям в Казахстане удается использовать свои бренды в роли гаранта качества сервиса в интернете. Такие компании как Kcell, Air Astana и Meloman могут выживать и делать прибыль в интернете. Зачастую интернет направление в этих компаниях если не убыточное, то не самое приоритетное. Данные компании инвестируют в интернет-развитие как дань моде или делая ставку на будущее. В свою очередь компании среднего и малого бизнеса не могут использовать свои бренды как рычаг, чтобы привлечь достаточное количество клиентов для стабильной и прибыльной работы. Как же преодолеть стену недоверия, разделяющую клиентов и коммерсантов?

Проблема #2 Электронные деньги и онлайн платежи

Другая серьезная проблема это проблема электронных денег и платежей. На данный момент платежи в интернете затруднены как для клиентов, так и для продавцов. Существующие сервисы онлайн оплаты делают экономику ведения бизнеса для предпринимателей не выгодной по причине высоких процентов и больших сроков выплат выручки банками. Другая проблема это легальность проведения операций в интернете. На данный единственный легальный способ принимать олнайн платежи это использовать сервис epay от Казкомерцбанк. По своему опыту знаю, что epay очень качественный и удобный сервис. Air Astana, Kcell, Meloman и другие крупные компании его используют достаточно успешно. Но для малого и среднего бизнеса Казкомерцбанк установил очень жесткие условия, которые делают бизнес не выгодным. Проценты за проведение платежей составляют 3% от суммы покупки, что является очень высокими по сравнению с мировой практикой. Одно дело проценты, это сугубо коммерческий фактор для банка. Но самым абсурдным требованием является необходимость ждать до 45 дней, чтобы обналичить заработок. Для малого бизнеса замороженные средства на 45 дней могут быть губительными, поскольку быстрый оборот наличных средств это основное условие выживания.

Проблема #3 - Доставка

Еще одна серьезная проблема интернет магазинов это отсутствие цивилизованных сервисов доставки, которые были бы одновременно надежными для массовой доставки ценных товаров, и достаточно дешевыми, чтобы продавцам было выгодно делать бизнес в интернете. Доставка болезненная проблема для продавцов, но ее можно решать. Некоторые магазины берут доставку на себя. Естественно это усложняет управление бизнеса и распыляет ограниченные ресурсы на не основную деятельность. Кроме того, уже сейчас существуют несколько курьерских служб, которые могут осуществлять качественную доставку товаров. Но цены остаются желать лучшего.

Проблема #4 Доступ в сеть интернет

Считается, что проблемы с инфраструктурой доступа в сеть интернет являются чуть ли не главной проблемой развития казнета и электронной коммерции. Опыт других стран показывает, что для успешного развития электронной коммерции, необходимо набрать критическую массу пользователей интернет больше 20% населения. Последние статистические данные показывают, что мы достигли этой магической цифры, но мгновенно результата, о котором многие мечтают, не появилось. Можно предположить, что другие проблемы сдерживают развитие

Кто и как решает проблемы?

Несмотря на существующие проблемы, есть в нашей стране люди, которые понимают причины этих проблем и пытаются их решить. Вот несколько ярких примеров, о которых я знаю.

Processing.kz. Константин Горожанкин запускает интересный сервис www.processing.kz. С помощью этого сервиса интернет продавцы будут иметь возможность получать онлайн платежи от своих клиентов с помощью пластиковых карточек Visa и MasterCard. Многие специалисты электронной коммерции и владельцы интернет магазинов ожидают этот знаменательный момент, когда появится второй игрок на рынке электронных платежей. Ожидается, что конкуренция существенно улучшит условия ведения бизнеса для средних и малых предприятий.

Taulink. Еще одним ярким примером является компания Таулинк и ее владелец Александр Чуб. На этой неделе компания Таулинк порадовала запуском нового сервиса для интернет продавцов под названием ikassa.kz. Кроме того, Александр и Константин активно участвуют в процессе создания закона об электронных деньгах. Ожидается, что этот закон об электронных деньгах регламентирует использование электронных денег финансовыми организациями, продавцами и клиентами.

На счет доставки –говорят, что ведется работа с КазПочтой по улучшению сервиса и снижения тарифов специально для интернет-магазинов.

Проблему доверия попытается решить бренд – «Надежный магазин», который создается участниками рынка для листинга желающих интернет-магазинов с целью выявления лучших из них.

Если верить КТ, то численность абонентов Интернета в Казахстане постоянно растет. Можно ожидать, что критическая масса в 20-25% пользователей от общего количества населения наберется в ближайшие год-два.

Е-деньги. Весной 2011 года на свет должен появится доработанный законопроект об “Электронных деньгах”. Будем надеяться, он затронет все аспекты ведения бизнеса в сети и станет локомотивом е-торговли в Казахстане.

Стратегический момент

Мое мнение, что мы сейчас переживаем стратегические момент в развитии электронной коммерции. Те бизнесмены, которые начнут сейчас активно работать в интернете, когда все трудно и много проблем получат неоценимый опыт и так называемое преимущество первого игрока (first mover advantage). Некоторые компании это понимают и начинают работать уже сейчас, несмотря на трудности и проблемы. Другие же ждут, когда проблемы решатся и все будет легко. Когда будет легко, будет уже поздно. Будут свои лидеры, правила и барьеры, преодолеть которые будет очень сложно.

Последнее время я наблюдаю появление большого количества интернет магазинов. Список превышает уже несколько десятков сайтов, которые могут быть классифицированы как проекты электронной коммерции. Мне кажется, что нас ждет интересное время. Мы сможем наблюдать ожесточенную борьбу за место под солнцем. В итоге множество начинаний потерпят неудачу, некоторые игроки консолидируются чтобы выжить. Останутся несколько крупных игроков, которые зарекомендовали себя как надежные и солидные компании.

Вступайте в борьбу сейчас, завтра будет поздно.

PS Это мой второй пост из серии электронная коммерция в Казахстане. Комментарии и пожелания к предыдущему моему посту Брендинг в эпоху цифровых технологий вдохновили меня на продолжение данной серии. В следующем посте я хочу затронуть тему социальной коммерции и как она уже сейчас практически применятеся в Казнете.

Проект www.processing.kz от Константина Горожанкина

Пост о запуске проект iKassa.kz от Александра Чуба

Интересный пост от Улана Каражигитова Самое главное в стартапе - это старт