место в рейтинге
  • 354076
  • 417
  • 66
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Монументальный музей Коркыт-Ата, создателя кобыза

Продолжение большого фотопутешествия по Южному и Западному Казахстану (28 апреля - 22 мая 2013 года)

Следующая остановка фотокаравана состоялась на берегу реки Сырдарьи. Здесь в 1980 году был сооружен мемориальный комплекс Коркыт-Атаи. Еще в 50 годы прошлого века здесь стоял мавзолей Коркыта - создателя кобыза, певца, композитора, акына, покровителя поэтов и музыкантов.

30.04.2013, 15:33 (#6101)30.04.2013, 15:33 (#6102)30.04.2013, 15:21 (#6104)30.04.2013, 15:20 (#6105)30.04.2013, 15:22 (#6106)30.04.2013, 15:38 (#6107)

Этот памятник был построен из сырцевого кирпича, имел круглый план и шестипирамидальный купол, то есть воспроизводил существенные признаки строительства сырцовых мавзолеев древней дельты Сырдарьи, ими­тировал внутренность юрты.

Мавзолей возведен над могилой великого самобытного композитора-баксы. Выдающаяся личность сво­его времени, Коркыт являлся ярким представителем эпохи распада тюркского общества на отдельные улусы. Тюрки, некогда владевшие Великой степью, волею истории отпочковались от основного корня.

В годы жизни Коркыта - период с конца VIII века до начала IX века - Дешт-и-Кыпчак в основной массе еще не принял мусульманство. Ислам только начал распространяться. Всякая религия не сразу воспринималась любым народом.

Истории известен факт, когда китайцы отвергали буддизм и вели жесточайшую борьбу против него. В начале нашей эры на Среднем востоке отчаянное сопротивление оказывало иному вероисповеданию несторианство.
Фотография № 01

00000610130.04.2013, 15:33

Время, когда жил Коркыт, характеризуется не только распадом великой Тюркской империи, но и другим не менее важным событием в жизни тюрков - проникновением ислама, религии, доселе неиз­вестной (А. Аскаров, 1998 год).

Коркыт, являвшийся тенгрианцем, язычником, не мог принять новую религию. Ислам в среде кочевых народов распространялся силой оружия. Народ, исповедовавший тенгрианство, не мог так просто воспри­нять ислам, религию, чуждую привычным нравам, обычаям и психологии, формировавшейся на протяжении веков.

Ч. Валиханов писал : "Коркыт был первым, кто научился играть на кобызе, был первым баксы. Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл ее заключается в том, что Коркыт нашел бессмертие в служении человечеству созданным им искусством".

"Бег Коркыта от смерти, восстание против смерти, вовсе не было действием самосохранения, спасения собствен­ной души, а было сопротивлением против наступающего ислама", - пишет крупный исследователь, публи­цист Таракты Акселеу.
Фотография № 02

00000610230.04.2013, 15:33

Коркыт являлся мыслителем, предвидевшим будущее, исторической личностью. Он не был батыром, не был воином. Его мелодии, кюи, оставленные народу, звучат до сих пор и вселяют чувство патриотизма.

Известный историк, академик В.В. Бартольд указывал на то, что Коркыт - патриарх, носитель народной мудрости. В народе до сих пор живут легендарные афоризмы, приписываемые Коркыту: "Как ни украшай осла - не быть ему тулпаром, как ни одевай рабыню - не быть ей ханшей". Коркыт был наставником и советником народа.

Он анализировал происходящие события, давал соответствующие оценки, предсказы­вал будущее. По сей день существует множество преданий о Коркыте, Легендарная личность, он был вели­ким музыкантом, баксы.

Кюи и мелодии, оставленные Коркытом, живут и сегодня. Он является родоначальни­ком исполнения народной музыки на кобызе, требующего особого дарования. Современные кобызшы явля­ются последователями Коркыта.

Фотография № 03

00000610330.04.2013, 15:21

Коркыт – один из наших предков, живших в давние времена. Он родоначальник кобыза, композитор, акын, покровитель баксы (знахарей-шаманов). Наш великий предок родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно в VIII-IX веках. Из литературного памятника «Книга Коркыта ата» можно узнать, что он тюркского происхождения из племени огыз. Его как личность признают и народы Средней Азии, и другие тюркские племена. Его отца звали – Каракожа. Мать из рода кипчак.

О Коркыте упоминают Абильгазы – «Родословная тюрков» и Рашид ад-дин – «Огызы». Рашид ад-Дин пишет, что Коркыт прожил долгую жизнь. Абильгазы пишет, что Коркыт был визирем пяти ханов. Ш.Валиханов оставил ценные заметки о знахарстве, поэтическом и музыкальном мастерстве Коркыта. М.Ауэзов и А.Маргулан также написали прекрасные статьи о нем. В жизненной философии великого предка и его легендах о борьбе со смертью просматривается оптимизм.

Коркыт – великий композитор и сказитель, основатель музыкального искусства игры на кобызе. Вместе с тем, он – великий старейшина, признан святой личностью. Если верить легендам, он много времени уделял созданию нового музыкального инструмента. Однажды во сне ангелы дали ему знать: «Оберни деревянный инструмент в верблюжью кожу, из конского волоса сделай струны». Выполнив все это, Коркыт извлек из этого инструмента чудесную мелодию. С тех пор повелось: «Кобыз Коркыта».

Рождение Коркыта также связано с чудесами и мифами. Перед самым его рождением произошло затмение солнца, стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда Коркыт родился, грозовые природные явления закончились, все вокруг успокоилось, ясно засветило солнце. «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт», – решили люди.

Фотография № 04

00000610430.04.2013, 15:21

Ш.Валиханов с Потаниным поясняют, что слово «Коркыт» характеризует образ жизни человечества. Легенды и рассказы Навои о Коркыте широко распространены среди тюркских народов, в особенности среди казахов.

По воззрениям Коркыта, люди должны сохранять человеческие качества. Самое опасное для человека – потерять нравственность. «Пусть лучше дом развалится, если там не бывают гости, пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь; вода, не пригодная к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам; пусть лучше не родится сын, который запятнает имя отца». «Как бы ни хотел человек, он не съест больше, чем может». Из этих легенд видно, что, путешествуя по миру, Коркыт пришел к мысли, что каждому человеку лучше всего на родной земле. Его постоянным другом был волшебник Желмая.

Из музыкального наследия Коркыта известными являются около 20 произведений. На магнитофонную пленку записано – 11. У каждого кюя своя история. Например, в легенде о кюе «Коркыт» есть эпизод, как ему удалось избежать смерти с помощью бессмертного искусства. Так, Коркыт не подпускает смерть, играя день и ночь на кобызе, плывя на расстеленном ковре по водам Сырдарьи. Совершить подобное удавалось, по легенде, только Коркыту. Это отражение в искусстве его философских мечтаний.

«Книга Коркыта ата» – письменный памятник эпического жанра племени огызов, вошедших позже в состав тюркского народа. Книга, повествующая о жизни огызов, написана на общем для огыз-кипчаков языке. Сохранились два экземпляра книги, написанной арабским алфавитом (Дрезден, Ватикан). У каждого эпического сказания есть свой сюжет, образы ясновидящих, вождя племени и мудрого Коркыта ата.

Фотография № 05

00000610530.04.2013, 15:20

В конце каждого сказания выражается похвала Коркыту ата. В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Что интересно, здесь Коркыт – и автор, и персонаж. В этом особенность его книги. Во введении написано: «В племени Баят жил знающий предсказатель по имени Коркыт, все его пророчества сбывались. Ему удавалось решить самые сложные вопросы племени Огыз. Люди не принимались за какую-либо трудную работу, не получив на то благословения Коркыта. Люди беспрекословно выполняли его наказы».

А.Конратбаев разделил «Сказания Коркыта» на три части по приведенным там родословным:

Сказания, эпосы, описывающие период становления огыз-кипчакского племени.

Сказания, эпосы, раскрывающие междоусобные распри туркменов и племени пешене в течение 34 лет. Сказания, показывающие распад огыз-кипчакского улуса.

Все события этих сказаний происходят на берегу Сырдарьи, на землях Средней Азии и Кавказа. В них повествуется о том, как создавались, распадались племена тех краев. Жыр «Бамсы-Байрак» напоминает легенду об Алпамысе, «Усун кожа» повествует о предке казахского племени «уйсун». Легенды о Коркыте ата сохранились среди казахов, киргизов и других тюркских народов.

Фотография № 06

00000610630.04.2013, 15:22

В книге очень часто встречаются географические названия, имеющиеся в современном казахском языке. Это доказывает тесную связь книги с Казахстаном, землей, которую населяли многие тюркские племена, влившиеся со временем в единый казахский этнос. «Книга Коркытаата» считается историческим памятником тюркских народов.

Полный перевод наследия на русский язык, сделанный В.В.Бартольдом в 1922 году, вышел в свет в 1962 году, а в 1986 году выдающиеся казахские ученые А.Маргулан, Н.Келимбетов, А.Конратбаев перевели на казахский язык.

В музыкальном наследии Коркыта, дошедшем до наших дней, много замечательных кюев, таких как "Арыстан-баб", 7 стаз", "Акку", "Умардын улы", Клем жайган".

Коркыт известен миру, особенно тюркоязычным народам. О его возрасте нет точных данных. Одни утвер­ждают, что он прожил 95 лет, другие - 193, а иные доводят его возраст до 400 лет.

Фотография № 07

00000610730.04.2013, 15:38

Продолжение следует...

См. отчёты о других путешествиях

Все фотографии сняты и обработаны Ильёй Афанасьевым. © 2014. Все права защищены.
Фотоистория подготовлена и свёрстана Ильёй Афанасьевым. © 2014. Все права защищены.
При подготовке отчёта использована карта Google Earth.
Справочная информация предоставлена сайтами Silk Road Adventures и Википедия.

Красота спасёт мир

Мастер-Класс по постобработке и цветокоррекции фотографий от автора этой статьи. Приходите, будет интересно!

Илья Афанасьев Ilia_Afanasieff
Алматинский фотограф, дипломированный победитель фотоконкурсов «Весенний Казахстан 2013» и «Золотой Объектив 2014». Автор фотосерий «Выстрелы в голову». Участник команды Photosafari.KZ. Более 20 лет в фотошопе. Более 60 положительных отзывов от участников Мастер-Классов.
30 января 2014, 11:42
2684

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Здесь тебе не Грузия, детка. Почему туристы не горят желанием посещать Казахстан

Здесь тебе не Грузия, детка. Почему туристы не горят желанием посещать Казахстан

Ролик, запечатлевший, как Грузия недавно встречала своего 6-миллионного туриста, потрясает не только отношением этой страны к гостям. Если сравнивать с Казахстаном, то он потрясает ещё и колоссальным...
openqazaqstan
14 марта 2017 / 17:07
  • 28530
  • 20
[Не]путеводитель по Баянаулу. Сложно назвать аул, давший столько же известных личностей

[Не]путеводитель по Баянаулу. Сложно назвать аул, давший столько же известных личностей

Баянаул славится двумя вещами: прекрасной природой и известными учёными и деятелями культуры. Видимо, в воздухе или воде здесь есть что-то, заставляющее людей творить.
theYakov
13 марта 2017 / 10:29
  • 4798
  • 9
Страна обыденной роскоши: Ташкент-Самарканд-Бухара

Страна обыденной роскоши: Ташкент-Самарканд-Бухара

Узбекистан - это страна, где роскошь стала обыденностью. Это и повсеместный зелёный крупнолистовой чай. И вкусная натуральная еда с минимумом специй. И то, что дети играют среди исторических памятников.
MadinaR
25 марта 2017 / 10:37
  • 3378
  • 59
Сказочные места в окрестностях Алматы. Часть 1. Куда можно съездить на выходных?

Сказочные места в окрестностях Алматы. Часть 1. Куда можно съездить на выходных?

Хочу поделится с вами впечатлениями (плюсами и минусами) от поездок в красивые окрестности Алматы, а также дать пару советов о том, что следует с собой прихватить в такие места.
Naomi_K
29 марта 2017 / 16:56
  • 2162
  • 13
Холодное зимнее Сауле. Братские народы Литвы и Казахстана

Холодное зимнее Сауле. Братские народы Литвы и Казахстана

Вы удивитесь, но одно часто встречающееся женское имя в Казахстане так же очень популярно в Литве. Сауле является одним из самых мощных божеств, богиня жизни и плодородия, тепла и здоровья...
Almazoff
9 марта 2017 / 10:36
  • 1493
  • 35
Поездка в ЮКО. Подделки Отрара, убогие планировки Мавзолея Арыстан-Баб

Поездка в ЮКО. Подделки Отрара, убогие планировки Мавзолея Арыстан-Баб

Если вы собираетесь путешествовать по Казахстану, то привыкайте, что здесь вы, в отличии от стран Европы, человек второго сорта (если, конечно, вы не высокопоставленный чиновник).
Superkurt
27 марта 2017 / 19:56
  • 1487
  • 13
[Не]путеводитель по Фёдоровке Фёдоровского района Костанайской области

[Не]путеводитель по Фёдоровке Фёдоровского района Костанайской области

В декабре я написал о том, что планирую посетить все населённые пункты в Казахстане с названием Фёдоровка. Начал я с районного центра моего района-однофамильца Костанайской области.
theYakov
7 марта 2017 / 15:27
  • 1283
  • 11
Три вещи, которые вы просто обязаны знать о Египте. Во-первых...

Три вещи, которые вы просто обязаны знать о Египте. Во-первых...

Все говорили: "Ты что сошёл с ума?". На самом деле, там, в Египте, тихо, спокойно и очень круто. На видео постарался детально всё рассказать. Приятного просмотра.
fima
13 марта 2017 / 13:56
  • 1260
  • 1
5 дней в Гонконге. Город сильно отличается от остального Китая высотками и кучей зелени

5 дней в Гонконге. Город сильно отличается от остального Китая высотками и кучей зелени

Мы весь день гуляли по песку, собирали разноцветные ракушки, наслаждались шумом волн, фотографировались на фоне красивых лодочек и огромных камней, наблюдали за жизнью местных, их уютные домики...
Venerchik13
12 марта 2017 / 18:22
  • 1262
  • 12